Краткий экскурс исторического развития земельного права Ирландии

 

На ранних этапах развития ирландского общества вопросы владения землей регулировались Brehon laws (законами Брехон) - одними из самых старых законов Европы. Название "Brehon" ("Брехон") - это англифицированная форма ирландского слова "breitheamh", которое образовано от слова "breith", "судебное решение". Право Брехон явилось результатом работы брехонов - профессиональной наследственной касты юристов, которые были арбитрами и правовыми советниками правителей. Брехоны были практически идентичны классу друидов, которые были жрецами и поэтами у древних кельтских народов, и они представляли собой замкнутую касту, тесно связанную с властью глав племен и кланов. После распространения христианства ирландские друиды стали изучать и распространять законы, т.е. заниматься деятельностью, которой они ранее занимались на континенте. Брехоны занимали очень высокую иерархическую ступень в обществе после короля. Поскольку короли не занимались законотворчеством, то эту функцию выполняли брехоны.

Первые источники права Брехон появились в конце VII - начале VIII в. Некоторые источники датируют начало кодификации этих законов концом V в. Брехоны имели законы, собранные в томах или трактатах, все они были написаны на ирландском языке, и на их основе брехоны выносили свои решения, разрешая споры. Работа над законами продолжалась по XII в. Право Брехон играло очень важную роль, оно регулировало повседневную жизнь ирландцев в период раннего Средневековья. Эти древние законы Ирландии были признаны наиболее развитой системой юриспруденции в Древнем мире, системой, которая признавала равенство людей и способствовала гуманному и культурному развитию общества. По мнению Лоуренса Гиннела, законы Брехон, или ирландские законы, формируют основу законодательства многих европейских стран*(309).

Для ирландских кельтов, после того, как они перестали быть кочевниками и начали вести оседлый образ жизни в определенных районах, владение землей на начальном этапе этого процесса имело второстепенное значение. Главным было владение крупным рогатым скотом, являвшимся эквивалентом стоимости среди всех иных вещей. В условиях ранних форм землевладения глава семейной группы (клана) либо племени ежегодно или раз в три года распределял земли между членами семьи для обработки, а по истечении этих сроков снова перераспределял земли. Член семьи, который получал землю, не приобретал никаких прав на такой участок земли. Кланы владели землей, никакой индивидуальной собственности не было, кроме предметов домашнего обихода.

Однако постепенно происходила трансформация отношений собственности. Право Брехон восприняло теорию наследования земли, хотя имущественными правами на нее теоретически была наделена община. Кланы и большие семьи были основой социальной организации и kin (род) имел определенное право на использование земли. Было признано право, которое давало каждому из сыновей члена клана - землевладельца наследовать землю. Право Брехон разрешало многобрачие, и мужчины могли иметь наложниц. Внебрачные сыновья в случае их признания тоже приобретали право наследования. Дочери имели ограниченные права наследования земли и только в случаях, когда у них не было братьев.

К концу X - началу XI столетия начался процесс перехода от общей собственности на землю к индивидуальной*(310). Изменения характера и концепции владения землей были обусловлены рядом причин. Увеличивалась численность населения, возникал недостаток земель, которые можно было обрабатывать, требовалась лучшая постоянная обработка земли, а не периодическая. Возрастала роль главы семейства - отца общины. Положение главы клана в отношении земли определялось способом наследования статуса главы клана, который регулировался обычаем, называвшимся tanistry. Главу выбирали пожизненно целым племенем, голосуя, поднимая вверх руки, и его преемника в подавляющем большинстве случаев выбирали таким же образом, тоже пожизненно. При этом предполагалось, что этим преемником, которого после выборов называли tanaist, номинально должен быть следующий по родству, самый старый и самый уважаемый. Глава клана становился после выборов приобретателем сеньориального владения всеми землями племени, в том числе даже неиспользуемыми.

Рост населения привел к появлению избытка рабочей силы, многие покидали свои кланы в поисках работы. Глава клана, имея возможность распоряжаться неиспользуемыми землями, которые теоретически принадлежали племени, распределял их посторонним пришельцам в обмен на несение военной службы или выполнение сельскохозяйственных работ. Такие земли превратились в своего рода владения глав кланов, что привело к абсолютной зависимости fuidhir (беглецов из других кланов), которые их обрабатывали, от главы клана. Дополнительно к той власти, которой обладал глава клана в отношении земель племени, он имел еще земли, которые распределялись ему и которые согласно обычаю переходили по наследству от одного главы клана к другому. Все эти земли, отделенные от общих земель племени, являли самые ранние признаки упадка системы общего племенного владения землей и черты первых примеров индивидуальной собственности. Рушилась теория общего владения землей племенем, возникали основания владения землей главой клана*(311). Несмотря на все эти обстоятельства, в праве Брехон частная собственность не признавалась как норма. Наоборот, имущество, социальные и юридические права индивидов продолжали теоретически принадлежать семейной группе, но из этих правил существовали многочисленные исключения, которые свидетельствовали о разрушении первоначальной концепции общей собственности и начале процесса феодализации земли.

Население Ирландии в это время подразделялось на два больших класса: свободных и несвободных людей. Среди свободных людей выделялись aires (благородные). Они подразделялись на две группы: flaths и bo-aires. Flaths представляли собой аристократию по рождению, их богатство основывалось на владении землей, и их высокий статус передавался по наследству. Bo-aires, или cow-aires, представляли аристократию, чье богатство зависело от числа крупного рогатого скота, которым они владели, и они считались обычными членами племени. Однако их наследники при определенных обстоятельствах могли получить статус flaths. Главой социальной организации ирландского общества в то время был ri, или король, нижестоящую ступень занимали tanaists, т.е. главы кланов, затем шли aires.

Древнее ирландское земельное право, выраженное в праве Брехон, было основано на идее tuath (территориального владения племени), которое подразделялось на deis (земли, передаваемые по наследству); mensal (служебные земли); termon (земли, находившиеся во владении церкви); пастбищные земли и пахотные земли. Земли, которые передавались по наследству, были частными владениями короля в отличие от служебных земель, которыми он владел в качестве атрибута службы, и частными владениями aires. На пастбищах каждый свободный член племени мог выпасать свой скот. Пахотные земли подлежали распределению между членами племени.

Право владения землей определяло социальный и правовой статус мужчины как свободного или несвободного человека и его право участвовать в общих собраниях. Ирландское право предоставило женщинам имущественные права еще в VIII в., раньше, чем их получили женщины в Англии. Ирландское право, явившееся результатом деятельности профессиональных, потомственных юристов, придало праву Брехон, с одной стороны, консервативный, а с другой - гибкий и справедливый характер. Власть юристов была основана на свободном согласии общества избирать их в качестве судей для разрешения споров.

Покорение Ирландии англичанами имело фатальные результаты для ирландского права, явившегося итогом многовековой работы брехонов. Английское право было несовместимо с ирландским правом, ирландской системой землевладения. Начиная с XII в. Ирландия стала единственной страной, в которой две нации, две правовые системы и две культуры находились в состоянии постоянной борьбы за выживание. И эта борьба закончилась в начале XVII в.*(312) Одна из главных причин запрета права Брехон заключалась в том, что эти законы были основаны на доктрине племенного владения землей, люди обладали правами независимо от главы клана, который признавался владельцем и лендлордом территории племени. Во время правления королевы Елизаветы I*(313) право Брехон было признано устаревшим и необоснованным, оно было запрещено английским общим правом.

После англо-нормандского вторжения в Ирландию в конце XII в. английское правительство стало поощрять ирландских правителей отказываться от своих tuath (владений) в пользу английской Короны. Корона затем передаривала эти земли в виде феодального владения ирландскому королю, становившемуся после этого феодальным вассалом. Результатом этих сделок явилась передача всех земель от аллодиальных ирландских владельцев английскому королю, а затем в качестве fief (феодального владения) - новому ирландскому вассалу. Люди лишились права владения землей в пользу Короны и бывшего ирландского короля, и в таких условиях они отказывались признавать своих королей.

Часто вспыхивали антианглийские восстания, после подавления которых земли повстанцев конфисковывались. Так, после подавления восстаний Десмонда в 1569-1583 гг. в ирландской провинции Манстер была конфискована большая часть поместий. Для того чтобы собрать средства на подавление ирландского восстания в 1641 г., Парламент Англии в 1642 г. принял Акт авантюристов, который предусматривал выделение 1 тыс. акров земли в Ирландии за 200 фунтов стерлингов инвестиций. В результате было конфисковано около 2,5 млн. акров ирландских земель, которые были перераспределены среди лояльных протестантов. Политика обезземеливания ирландцев, проводимая английскими властями в течение многих десятилетий, привела к тому, что большая часть населения Ирландии стала арендаторами или субарендаторами, возник "ирландский земельный вопрос" - название, которое получила в XIX в. проблема земельной собственности и аграрного кризиса в Ирландии при правлении Великобритании. Результатом завоевания, конфискации и колонизации страны стало образование класса английских и шотландских лендлордов и обнищание ирландских фермеров - арендаторов. В XVIII в. согласно так называемым penal laws (карательным законам) католики, которые составляли подавляющую часть населения страны, не имели права владеть землей, покупать ее. В ирландской истории термин "карательные законы" применялся в отношении дискриминационных законов, направленных главным образом против католиков и нонконформистов-протестантов.

Многие лендлорды жили в других местах, а не в Ирландии. Они нанимали агентов, для того чтобы сдавать свою землю в аренду за максимально возможную плату, известную как "загребущая рента". Вложения средств в улучшение недвижимости в условиях арендной системы землевладения были неоправданны, поскольку они приводили только к увеличению арендной платы. Острой проблемой было то, что лендлорд мог по своему усмотрению после уведомления обычно в срок 30 дней выгнать арендатора с земли. Арендаторы не имели никаких гарантий владения землей. Такая аренда называлась tenancy at wiil (бессрочной арендой). Неурожай для многих ирландцев означал изгнание с земли, голод или эмиграцию. Другие выживали на крошечных участках, которые брали в аренду на 11 месяцев и платили за это своим трудом и деньгами.

По вполне понятным причинам сложившаяся ситуация не могла не вызвать острого недовольства ирландских фермеров, основные требования которых состояли в обеспечении гарантий устойчивости аренды земли. Они требовали прекратить практику произвольного изгнания фермеров с арендуемых земель. Возникло fenian movement (фенианское движение), было образовано секретное революционное общество, которое вело вооруженную борьбу с англичанами. Ирландская Лига прав фермеров, образованная в 1850 г., требовала справедливой ренты, установления сроков аренды земли и свободы купли-продажи земель.

В результате в XIX-XX вв. была принята целая серия статутов, которые предусматривали меры для разрешения проблем, связанных с имущественными правами фермеров на землю. Пять таких законов были приняты английским Парламентом в период с 1870 по 1909 г. Последующие статуты были приняты после 1922 г., когда Ирландия получила независимость. Первый Акт "О лендлорде и арендаторе" (Акт Глэдстоуна*(314)) был принят в 1870 г. Он предусмотрел меры защиты от произвольного изгнания арендаторов и компенсацию арендаторам за произведенные улучшения арендованного имущества на ферме при соблюдении определенных условий. Акт придал силу закона custom of Ulster (обычаю Ольстера), который давал арендаторам в провинции Ольстер гарантии стабильности аренды, пока они платят ренту; разрешил им продавать свое право аренды другому арендатору с согласия лендлорда; предусмотрел право арендаторов на компенсацию за убытки, причиненные в результате изгнания их с земли, кроме случаев неуплаты ренты.

В период с 1873 по 1896 г. сложилась очень тяжелая экономическая ситуация в сельском хозяйстве Ирландии. Она была вызвана падением цен на сельскохозяйственную продукцию. Эти обстоятельства обусловили необходимость продолжения земельных реформ. В 1881 г. был принят Акт "О земле", который создал реальные гарантии прав арендаторов на землю, хотя уже в это время ирландцы требовали признания их прав собственности на землю. Акт установил принцип дуалистического права собственности на землю как лендлорда, так и арендатора, обеспечил гарантии владения землей арендаторам и возможность продажи арендатору земли на титуле freehold с помощью государства. Акт узаконил обычай Ольстера по всей стране, предусмотрел компенсацию за улучшения, которые произвел арендатор, и образование Ирландской земельной комиссии и земельного Суда.

По словам Вильяма Эварта Глэдстоуна, цель Акта заключалась в том, чтобы сделать "лендлордизм" невозможным. Акт предусматривал, что для покупки земли фермером три четверти требуемой для этого суммы предоставляла в кредит Земельная комиссия. Эта сумма должна была быть выплачена фермером в течение 35 лет под 5% годовых. В результате более 700 арендаторов стали собственниками земли. Важной была норма этого Акта о "справедливой ренте", которая давала право арендаторам обратиться в Земельный суд с требованием о снижении арендной платы. В подавляющем большинстве случаев эти иски суд удовлетворял, и рента снижалась на 15-20%.

В 1885 г. был принят Акт "О покупке земли", также известный как Акт Эшборна*(315), разрешивший арендаторам брать в кредит полную сумму покупной цены земли с условием выплаты 4% годовых в течение 49 лет. Для этого потребовалось 5 млн. фунтов стерлингов, в результате около 25 тыс. арендаторов смогли выкупить свои владения к 1888 г., главным образом в Ольстере. Акт 1887 г. "О земле" предусмотрел финансирование в размере 33 млн. фунтов стерлингов для покупки земли ирландскими фермерами, и они могли воспользоваться правом выкупа земли с помощью займа у Земельной комиссии*(316). Акт также закрепил в качестве принципа владения землей дуалистическое право собственности.

Согласно Акту 1903 г. "О покупке земли" была применена новая схема приобретения арендатором земли, с тем чтобы продажа земли не носила принудительный характер для лендлорда, а была бы привлекательной для обеих сторон. Государство выплачивало разницу между ценой, которую требовал лендлорд, и той, которую предлагал арендатор. Для стимулирования развития сельского хозяйства и решения проблемы жилья сельских рабочих был принят Акт 1906 г. "О рабочих". Акт предусмотрел государственное финансирование строительства жилья - коттеджей для сельскохозяйственных рабочих на участках земли площадью 1 акр, которые должны были быть построены местными советами графств.

В 1923 г. был принят Акт "О Земельной комиссии". Он и Акт 1933 г. "О земле" допускали возможность принудительного приобретения земли Земельной комиссией у лиц, которые не были гражданами Ирландии. Необрабатываемые земли можно было принудительно выкупить, разделить их и распределить среди местных безземельных жителей. Исключением могли быть поместья, владельцы которых могли доказать, что они обрабатывали землю. В 1983 г. Комиссия прекратила покупку земель, что явилось окончанием реформы землевладения в Ирландии. Согласно Акту 1992 г. "Об упразднении Ирландской земельной комиссии" ее имущество и обязанности в 1999 г. были переданы Министерству сельского хозяйства и продовольствия. Для того чтобы прекратить раздел сельскохозяйственных земель и спекулятивное приобретение земель иностранцами, был принят Акт 1965 г. "О земле". В этом же году вступил в силу Акт "О наследовании".

В 2009 г. был принят Акт "О реформе земельного права и передачи титулов", который полностью изменил право, регулировавшее передачу земли, залог, регистрацию земель, порядок предъявления исков по поводу титулов, право прохода и сервитуты. Были отменены интересы, относящиеся к феодальному владению, пожизненные интересы, пожизненная аренда и порядок наследования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: