Культурология, русский язык
И культура речи
Методические указания к семинарским
Занятиям и самостоятельной работе студентов
(по всем направлениям подготовки бакалавров)
Омск
Составители:
Е.А. Мезенцев к. филос. н. Тема: 3, 4, 7, 14, 16, словарь терминов, справочные материалы и ресурсы Интернет.
Е.Н. Нагапетян к. филос. н. Тема: 1, 2, 5, 8, 9, 15
Н.В. Рыбакова к. филол. н. Введение, тема: 10, 11, 12, 13, 15
Методические указания по дисциплине «Культурология, русский язык и культура речи» включают основные вопросы, предназначенные для обсуждения на семинарских занятиях, терминологический аппарат, тематику докладов и рефератов, библиографию к каждой теме, контрольные вопросы, методические указания, а так же задания для самостоятельной работы студентов.
Печатается по решению редакционно-издательского совета Омского государственного технического университета.
Введение
«Культура — это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения — народом, нацией, – писал Д.С. Лихачёв в статье «Культура как целостная среда». – Если у людей, населяющих какую-то географическую территорию, нет своего целостного культурного и исторического прошлого, традиционной культурной жизни, своих культурных святынь, то у них (или их правителей) неизбежно возникает искушение оправдать свою государственную целостность всякого рода тоталитарными концепциями, которые тем жестче и бесчеловечнее, чем меньше государственная целостность определяется культурными критериями. Культура — это святыни народа, святыни нации». Возможностью целостно осмыслить явления культуры и общества на разных этапах и уровнях развития, осознать место и роль личности в историко-культурном движении становится появление культурологии как синтезной области знания.
|
|
Культурология прочно вошла в состав современного гуманитарного знания, стала необходимым элементом всякого серьезного образования, и прежде всего, университетского. Включение культурологии в систему учебных дисциплин явилось следствием признания того, что чем бы не занимался человек, какому бы виду деятельности он себя не посвятил, и какой бы профессии не готовился без знания и понимания закономерностей культурных процессов и особенно без ясных представлений о культурных перспективах человечества невозможно стать компетентным специалистом.
Студент должен научиться самостоятельно анализировать проблемы современного социокультурного развития, видеть роль науки и техники в формировании культуры общества; понимать и объяснять новые общественные, культурные феномены; владеть способностью вести культурный диалог с различными социокультурными группами логически верно аргументировать и доказывать, опираясь на современные научные данные; стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства. Вследствие этого, культурология – как гуманитарная интеграционная область знания, как учебная дисциплина – становится базовым предметом в системе образования и профессиональной подготовки современного специалиста.
|
|
В целом, курс "Культурология" имеет своей задачей сформировать у студентов понимание базовых, ключевых понятий, составляющих теоретическую основу проблематики культуры, изложение которой носит комплексный, системный характер.
Разработанный авторами курс включает планы семинарских занятий, темы докладов и сообщений, словарь терминов. Для самостоятельного и углубленного изучения тем предлагается перечень видеоматериалов и ссылки на ресурсы Интернет. К каждому занятию прилагаются методические рекомендации, которые позволяют ориентироваться в логике предложенного семинара, выборе компетентных источников для подготовки. Организация содержания базируется на системообразующих понятиях, овладение которыми обеспечивает студенту возможность самостоятельного усвоения материала.
Подготовку к семинарскому занятию следует начать с повторения материала, изученного на лекции, рекомендуется использовать основную и дополнительную литературу. К каждому занятию приведен список докладов и сообщений, помогающий более глубоко изучить данную тему. Контрольные вопросы детализирует и конкретизирует аспекты тем и проблем занятия, обучают способности обобщения, анализа информации. Предложенный список источников включает работы известных исследователей разных областей знания, что создаёт условие для компетентной и продуктивной проработки материала.
В течение семестра предполагается выполнение студентами творческих заданий, написание статей, подготовки докладов, публичных выступлений на конференциях.
Актуальность и значимость курса «Культурология» обусловлена его направленностью на расширение общегуманитарного кругозора будущих специалистов. Система семинарских занятий составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
I. Планы семинарских занятий и методические указания
Семинар1.
Культурология в системе современного знания
1. Предмет и структура культурологии.
2. Понятие «культура». Культура и природа.
3. Культура и цивилизация.
Основные понятия: культурология, культура, культурная статика, культурная динамика, черты культуры, аксиология, деятельность, цивилизация, культурные конвенции.
Основная литература
К вопросу 1.
1. Гуревич, П.С. Культурология / П.С. Гуревич. – М.: Гардарики, 2002. – С.8-31.
2. Культурология: Учеб. Пособие / под ред.Г.В.Драча. – Ростов-н / Д: Феникс, 2002. – С. 9-21.
3. Культурология: Учебник для технических вузов /под ред.М.В. Булановой-Топорковой. – Ростов-н / Д: Феникс, 2001. – С.5-10.
4. Культурология /Е.В.Головнева и др. – Омск: ОмГТу, 2005. – С.4-6.
5. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана. – М.: Высшее образование, 2007. – С.5-81.
6. Кнехт, Н.П. Культурология сегодня: новые подходы // Социально-гуманитарные знания. – 2007. – №2. – С. 103-111.
К вопросу 2.
1. Гуревич, П.С. Культурология / П.С. Культурология. – М.: Гардарики, 2002. – С.31-47.
2. Культурология: Учеб. Пособие/ под ред.Г.В.Драча. – Ростов-н / Д: Феникс, 2002. – С.21-31.
3. Культурология: Учебник для технических вузов /под ред.М.В. Булановой-Топорковой. – Ростов-н / Д: Феникс, 2001. – С.10-23.
|
|
4. Культурология /Е.В.Головнева и др. – Омск: ОмГТУ, 2005. – С.7-10.
5. Культурология: Учеб для вузов / под ред. Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана. – М.: Высшее образование, 2010. – С.60-134.
К вопросу 3
1. Гуревич, П.С. Культурология / П.С.Гуревич. – М.: Гардарики, 2002. – С.54-76. Кравченко, А.И.
2. Культурология / А.И. Кравченко. – М.: Академический Проект, 2001. – С.7-50.Культурология: Учеб. Пособие/ под ред. Г.В. Драча. – Ростов-н / Д: Феникс, 2002. – С.98-105.
3. Культурология: Учебник для технических вузов /под ред.М.В. Булановой-Топорковой. – Ростов-н / Д: Феникс, 2001. – С.421–430.
4. Культурология /Е.В.Головнева и др. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – С.10-12.
Дополнительная литература
1. Бердяев, Н. Философия неравенства. Письмо тринадцатое. О культуре/ Н.А.Бердяев. – М.: Има-пресс, 1990. – http:www.vehi.net/Berdyaev/neraven/13.html.
2. Гердер, И.Г. Идеи к философии истории человечества / И.Г.Гердер. – М., 1977. – С. 224-231, 247.
3. Гуревич, П.С. Культура как объект социально-философского анализа // Вопросы философии. – 1984. – №5. – С. 48-63.
4. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа / Н.Я.Данилевский. – М., 1991. – С. 88-109, 472.
5. Тойнби, А. Постижение истории/А.Тойнби. – М., 1991. – http://lib.ru/HISTORY/TOYNBEE/history.txt.
6. Флоренский, П.А. Культ, религия, культура // Богословские труды. – М., 1977. – С.101-119.
7. Шпенглер, О. Закат Европы – М.,1993. – Т. 1. – С. 3-18, 150-153.