Их основные черты и функции

 

Как целостная социальная группа политическая элита обладает рядом характерных черт и особенностей. Прежде всего она является необходимым элементом социальной струк­туры общества. Члены политической элиты занимают высшее положение в иерархии властных структур. Представители элиты (в первую очередь политические лидеры) облада­ют в большинстве случаев ярко выраженной интенсивностью социальных и психологических качеств, властных возможностей, знаний и профессиональ­ных умений. Несмотря на то, что в идеале профессионализм выступает как совокупность знаний и навыков, а также поведения и действий, свидетельствующих о профессиональной подготовке, выучке, пригодности кого-либо, в реальности он приобретает либо теоретическую, либо практическую формы. Теоретический профессионализм в политике выражается в получении политическим деятелем специальной политической или юридической подготовки, в соответствующих учебных заведениях.

Наряду с профессионалами-теоретиками в политике действуют профессионалы-практики. По мнению Ч. Р. Миллса, к ним относятся люди, которые в результате выборов постепенно поднимаются на все более высокие ступени политической иерархии и имеют опыт в избирательных делах. Кроме них, профессиональными политиками могут быть и лица, прошедшие школу чиновно-бюрократической службы в государственном аппарате. И те, и другие, отмечал Ч. Р. Миллс, являются профессионалами хотя бы в том смысле, что их деятельность протекает главным образом в политической сфере.

К числу важных особенностей политической элиты западные и отечест­венные исследователи относят устойчивость ее внутренней структуры, в которой выделяют несколько слоев, и, прежде всего правящую элиту и контрэлиту. В свою очередь, правящая элита включает в себя группу политических лидеров и чиновно-бюрократическую прослойку, которые непосредственно участвуют в выработке и реализации важнейших государственных решений; контрэлита - руководителей и лидеров крупных общественных организаций,движений и объединений, не связанных напрямую с властными структурами, |находящимися в оппозиции к ним.                                                                   

Зарубежный и отечественный опыт свидетельствует, что политическая элита является хотя и целостной, но достаточно неоднородной по своему составу социальной группой. При этом ее состав зависит как от внешних (особенностей социальной структуры общества), так и внутренних (индивидуальных показателей конкретных лидеров, стиля их деятельности) факторов. В результате в элите могут быть представлены политические лидеры различ­ных (с точки зрения ранжирования личностных и профессиональных ка­честв, компетентности и масштабности, способов получения власти) типов.

На протяжении довольно длительного периода в политической науке ве­дутся споры относительно того, по каким критериям можно типологизировать политических лидеров, составляющих ядро политической элиты. Посте­пенно исследователи выработали несколько общих подходов и предложили следующие критерии классификации лидеров:

1) личностные качества, образующие имидж политика;

2) особенности стиля, форм и методов их деятельности;

3) масштаб их деятельности;

4) способ получения власти, ее легитимность.

Одну из первых попыток типологизации лидеров предпринял известный немецкий социолог М. Вебер. Положив в ее основу такие понятия, как авто­ритет, добровольное повиновение лидеру, он различал три типа лидеров: 1) традиционных (вожди племен, монархи), которые получают власть в соответствии с устоявшимися в обществе традициями и обычаями; 2) рациональ­но-легальных (законных), приходящих к власти и действующих на основе имеющихся законов и постановлений; 3) харизматических, власть которых обусловлена не традицией и законами, а авторитетом, опирающимся на об­щественное признание имеющихся у них выдающихся способностей и качеств.

Наряду с классификацией М. Вебера в настоящее время получили рас­пространение типологии лидеров по стилю, формам, методам, масштабности их деятельности. При этом по стилю различают авторитарное лидерство, предполагающее единоличное направляющее воздействие, основанное на по­стоянном контроле за выполнением решений, демократическое, позволяю­щее членам группы участвовать в установлении целей и управлении ее дея­тельностью, анархическое, когда группа (организация) предоставлены самим себе, видимый управленческий механизм в них отсутствует. По видам разли­чают «формальное» и «неформальное» лидерство. Первое связано с установ­ленными правилами назначения руководителя и подразумевает функцио­нальные отношения, второе - возникает на основе личных отношений участ­ников. Исходя из такого критерия как масштабность, выделяются общенацио­нальные лидеры, а также лидеры определенных социальных групп и движе­ний.

И, наконец, одной из наиболее современных типологий является типоло­гия американской исследовательницы М. Дж. Херманн, использующий такой критерий как имидж (в переводе с англ. - «образ»). В соответствии с ним она выделила четыре типа лидеров.            

1. Лидер-знаменосец, которого отличают собственный взгляд на окружающую его действительность, наличие образа будущего и знание средств его достижения. Лидер-знаменосец стремится определить характер происхо­дящего, его темп, возможные способы преобразований.

2. Лидер-служитель, достигший признания благодаря наиболее точному выражению интересов своих приверженцев.

3. Лидер-торговец, добивающийся признания благодаря знанию потреб­ностей своих сторонников, умению их удовлетворить, а также наличию спо­собности убеждать.

4. Лидер-пожарный, которого характеризует быстрая реакция на насущ­ные требования, сформулированные его сторонниками.

Выделение всех отмеченных выше типов лидеров достаточно условно, так как их формирование происходит в конкретных условиях развития раз­личных обществ. Очень часто действующие политические лидеры по своим реальным свойствам и деятельности сочетают в себе многие характеристики отмеченных выше идеальных типов.

От условий развития общества, как впрочем и от общей гражданской и политической культуры населения и ряда других факторов, зависят и функции, которые выполняют лидеры. Среди них можно выделить следующие:

1) интегративную, т. е. своевременную оценку групповых интересов и предпочтений и их интеграцию в конкретной политической программе;

2) инструментальную: определение способов и методов осуществления стоящих перед обществом задач;

3) мобилизационную: обеспечение поддержки своей деятельности с по­мощью создания развитых стимулов для населения;

4) координационную: корреляцию деятельности трех властных институ­тов в соответствии с принятой в обществе системой аксиологических регулятивов, общественным мнением.

Отмеченные выше функции политических лидеров составляют основу функций, выполняемых политической элитой как социальной группой, яв­ляющейся необходимым элементом социальной структуры общества. К ним в первую очередь относятся регулятивная, направленная на поддержание ре­жима деятельности, сохранение и совершенствование всего общества, функ­ция интеграции, ориентированная на упорядочение постоянно нарастающего многообразия внутри и межгруппового взаимодействия и, наконец, прогно­стическая, заключающаяся в выработке модели социального развития, а так­же путей ее реализации.

Как видно из сказанного выше, свойства политической элиты и выпол­няемые ей функции имеют достаточно важное значение, так как в конечном счете от этого будет зависеть нормальное функционирование всей системы управления и общества в целом. В этой связи весьма актуальным становится вопрос формирования у претендентов в элиту необходимых свойств, совер­шенствования системы отбора в нее. Согласно теории элит в мировой практике существует две основные системы их отбора: гильдий и антрепренерская. Выбор данных систем обу­словлен рядом факторов, в том числе историческим опытом, традициями той или иной страны.

Антрепренерской системе соответствует открытый тип политических элит, характерный для западного, англо-американского общества, где тради­ционно сильным влиянием пользуются общественные организации, давно добившиеся независимости от государственных структур. Антрепренерская система открывает широкий доступ к власти (хотя бы и формально) различ­ным социальным группам, поскольку использует ограниченное число фор­мальных требований к кандидатам. Для нее характерны широкий круг изби­рателей и высокая конкурентность отбора. Первостепенное значение прида­ется личным качествам кандидата, его творческим способностям, умению убеждать, увлечь избирателей. Как и у любого явления, у антрепренерской системы имеются как положительные, так и отрицательные черты. Среди по­следних необходимо назвать частую смену курса (в связи с изменениями в политической элите), слабую предсказуемость политических решений, час­тые конфликты.

Значительно отличается от антрепренерской система гильдий. Для нее характерна закрытость, когда отбор претендентов на высокие посты ведется главным образом из нижестоящих слоев самой элиты. Тщательность отбора кандидатов обеспечивалась большим количеством формальных требований. При этом конкуренции между кандидатами не предполагалось. Данная сис­тема получила распространение в ряде стран, в том числе СССР, где полити­ческое управление осуществлялось так называемой номенклатурой или «кру­гом должностных лиц», назначение и утверждение которых относилось к компетенции высшего органа власти, представленного в те годы партийно-государственным аппаратом. Для номенклатуры как своеобразного господ­ствующего класса СССР были характерны строгая иерархичность, идеоло-гичность, стремление к всеобъемлющему контролю над всеми сферами об­щественной жизни, доведенный до крайности монополизм политики, т.е. изъятие прав, представляемых в пользу представителей, отсутствие возмож­ностей свободного проникновения в элиту.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: