Как целостная социальная группа политическая элита обладает рядом характерных черт и особенностей. Прежде всего она является необходимым элементом социальной структуры общества. Члены политической элиты занимают высшее положение в иерархии властных структур. Представители элиты (в первую очередь политические лидеры) обладают в большинстве случаев ярко выраженной интенсивностью социальных и психологических качеств, властных возможностей, знаний и профессиональных умений. Несмотря на то, что в идеале профессионализм выступает как совокупность знаний и навыков, а также поведения и действий, свидетельствующих о профессиональной подготовке, выучке, пригодности кого-либо, в реальности он приобретает либо теоретическую, либо практическую формы. Теоретический профессионализм в политике выражается в получении политическим деятелем специальной политической или юридической подготовки, в соответствующих учебных заведениях.
Наряду с профессионалами-теоретиками в политике действуют профессионалы-практики. По мнению Ч. Р. Миллса, к ним относятся люди, которые в результате выборов постепенно поднимаются на все более высокие ступени политической иерархии и имеют опыт в избирательных делах. Кроме них, профессиональными политиками могут быть и лица, прошедшие школу чиновно-бюрократической службы в государственном аппарате. И те, и другие, отмечал Ч. Р. Миллс, являются профессионалами хотя бы в том смысле, что их деятельность протекает главным образом в политической сфере.
К числу важных особенностей политической элиты западные и отечественные исследователи относят устойчивость ее внутренней структуры, в которой выделяют несколько слоев, и, прежде всего правящую элиту и контрэлиту. В свою очередь, правящая элита включает в себя группу политических лидеров и чиновно-бюрократическую прослойку, которые непосредственно участвуют в выработке и реализации важнейших государственных решений; контрэлита - руководителей и лидеров крупных общественных организаций,движений и объединений, не связанных напрямую с властными структурами, |находящимися в оппозиции к ним.
Зарубежный и отечественный опыт свидетельствует, что политическая элита является хотя и целостной, но достаточно неоднородной по своему составу социальной группой. При этом ее состав зависит как от внешних (особенностей социальной структуры общества), так и внутренних (индивидуальных показателей конкретных лидеров, стиля их деятельности) факторов. В результате в элите могут быть представлены политические лидеры различных (с точки зрения ранжирования личностных и профессиональных качеств, компетентности и масштабности, способов получения власти) типов.
На протяжении довольно длительного периода в политической науке ведутся споры относительно того, по каким критериям можно типологизировать политических лидеров, составляющих ядро политической элиты. Постепенно исследователи выработали несколько общих подходов и предложили следующие критерии классификации лидеров:
1) личностные качества, образующие имидж политика;
2) особенности стиля, форм и методов их деятельности;
3) масштаб их деятельности;
4) способ получения власти, ее легитимность.
Одну из первых попыток типологизации лидеров предпринял известный немецкий социолог М. Вебер. Положив в ее основу такие понятия, как авторитет, добровольное повиновение лидеру, он различал три типа лидеров: 1) традиционных (вожди племен, монархи), которые получают власть в соответствии с устоявшимися в обществе традициями и обычаями; 2) рационально-легальных (законных), приходящих к власти и действующих на основе имеющихся законов и постановлений; 3) харизматических, власть которых обусловлена не традицией и законами, а авторитетом, опирающимся на общественное признание имеющихся у них выдающихся способностей и качеств.
Наряду с классификацией М. Вебера в настоящее время получили распространение типологии лидеров по стилю, формам, методам, масштабности их деятельности. При этом по стилю различают авторитарное лидерство, предполагающее единоличное направляющее воздействие, основанное на постоянном контроле за выполнением решений, демократическое, позволяющее членам группы участвовать в установлении целей и управлении ее деятельностью, анархическое, когда группа (организация) предоставлены самим себе, видимый управленческий механизм в них отсутствует. По видам различают «формальное» и «неформальное» лидерство. Первое связано с установленными правилами назначения руководителя и подразумевает функциональные отношения, второе - возникает на основе личных отношений участников. Исходя из такого критерия как масштабность, выделяются общенациональные лидеры, а также лидеры определенных социальных групп и движений.
И, наконец, одной из наиболее современных типологий является типология американской исследовательницы М. Дж. Херманн, использующий такой критерий как имидж (в переводе с англ. - «образ»). В соответствии с ним она выделила четыре типа лидеров.
1. Лидер-знаменосец, которого отличают собственный взгляд на окружающую его действительность, наличие образа будущего и знание средств его достижения. Лидер-знаменосец стремится определить характер происходящего, его темп, возможные способы преобразований.
2. Лидер-служитель, достигший признания благодаря наиболее точному выражению интересов своих приверженцев.
3. Лидер-торговец, добивающийся признания благодаря знанию потребностей своих сторонников, умению их удовлетворить, а также наличию способности убеждать.
4. Лидер-пожарный, которого характеризует быстрая реакция на насущные требования, сформулированные его сторонниками.
Выделение всех отмеченных выше типов лидеров достаточно условно, так как их формирование происходит в конкретных условиях развития различных обществ. Очень часто действующие политические лидеры по своим реальным свойствам и деятельности сочетают в себе многие характеристики отмеченных выше идеальных типов.
От условий развития общества, как впрочем и от общей гражданской и политической культуры населения и ряда других факторов, зависят и функции, которые выполняют лидеры. Среди них можно выделить следующие:
1) интегративную, т. е. своевременную оценку групповых интересов и предпочтений и их интеграцию в конкретной политической программе;
2) инструментальную: определение способов и методов осуществления стоящих перед обществом задач;
3) мобилизационную: обеспечение поддержки своей деятельности с помощью создания развитых стимулов для населения;
4) координационную: корреляцию деятельности трех властных институтов в соответствии с принятой в обществе системой аксиологических регулятивов, общественным мнением.
Отмеченные выше функции политических лидеров составляют основу функций, выполняемых политической элитой как социальной группой, являющейся необходимым элементом социальной структуры общества. К ним в первую очередь относятся регулятивная, направленная на поддержание режима деятельности, сохранение и совершенствование всего общества, функция интеграции, ориентированная на упорядочение постоянно нарастающего многообразия внутри и межгруппового взаимодействия и, наконец, прогностическая, заключающаяся в выработке модели социального развития, а также путей ее реализации.
Как видно из сказанного выше, свойства политической элиты и выполняемые ей функции имеют достаточно важное значение, так как в конечном счете от этого будет зависеть нормальное функционирование всей системы управления и общества в целом. В этой связи весьма актуальным становится вопрос формирования у претендентов в элиту необходимых свойств, совершенствования системы отбора в нее. Согласно теории элит в мировой практике существует две основные системы их отбора: гильдий и антрепренерская. Выбор данных систем обусловлен рядом факторов, в том числе историческим опытом, традициями той или иной страны.
Антрепренерской системе соответствует открытый тип политических элит, характерный для западного, англо-американского общества, где традиционно сильным влиянием пользуются общественные организации, давно добившиеся независимости от государственных структур. Антрепренерская система открывает широкий доступ к власти (хотя бы и формально) различным социальным группам, поскольку использует ограниченное число формальных требований к кандидатам. Для нее характерны широкий круг избирателей и высокая конкурентность отбора. Первостепенное значение придается личным качествам кандидата, его творческим способностям, умению убеждать, увлечь избирателей. Как и у любого явления, у антрепренерской системы имеются как положительные, так и отрицательные черты. Среди последних необходимо назвать частую смену курса (в связи с изменениями в политической элите), слабую предсказуемость политических решений, частые конфликты.
Значительно отличается от антрепренерской система гильдий. Для нее характерна закрытость, когда отбор претендентов на высокие посты ведется главным образом из нижестоящих слоев самой элиты. Тщательность отбора кандидатов обеспечивалась большим количеством формальных требований. При этом конкуренции между кандидатами не предполагалось. Данная система получила распространение в ряде стран, в том числе СССР, где политическое управление осуществлялось так называемой номенклатурой или «кругом должностных лиц», назначение и утверждение которых относилось к компетенции высшего органа власти, представленного в те годы партийно-государственным аппаратом. Для номенклатуры как своеобразного господствующего класса СССР были характерны строгая иерархичность, идеоло-гичность, стремление к всеобъемлющему контролю над всеми сферами общественной жизни, доведенный до крайности монополизм политики, т.е. изъятие прав, представляемых в пользу представителей, отсутствие возможностей свободного проникновения в элиту.