ЗАДАНИЕ 1
Текст задания
28 |
Электрическая цепь состоит из двух лампочек, двух диодов и витка провода, соединённых, как показано на рисунке. (Диод пропускает ток только в одном направлении, как показано в верхней части рисунка.) Какая из лампочек загорится, если к витку приближать северный полюс магнита? Ответ объясните, указав, какие явления и закономерности Вы использовали при объяснении.
Возможное решение | |||
1. Загорится лампочка 2. 2. При приближении магнита к витку будет меняться магнитный поток сквозь виток, и в витке возникнет индукционный ток. Согласно правилу Ленца магнитное поле этого тока должно препятствовать движению магнита, поэтому выходящие из витка линии индукции этого поля будут направлены
| |||
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы | ||
Приведено полное правильное решение, включающее правильный ответ (в данном случае: загорится лампочка 2) и исчерпывающие верные рассуждения с прямым указанием наблюдаемых явлений и законов (в данном случае: условие возникновения индукционного тока, правило Ленца и правило буравчика) | 3 | ||
Дан правильный ответ, и приведено объяснение, но в решении имеются один или несколько из следующих недостатков. В объяснении не указано или не используется одно из физических явлений, свойств, определений или один из законов (формул), необходимых для полного верного объяснения. (Утверждение, лежащее в основе объяснения, не подкреплено соответствующим законом, свойством, явлением, определением и т.п.) И (ИЛИ) Указаны все необходимые для объяснения явления и законы, закономерности, но в них содержится один логический недочёт. И (ИЛИ) В решении имеются лишние записи, не входящие в решение (возможно, неверные), которые не отделены от решения (не зачёркнуты; не заключены в скобки, рамку и т.п.). И (ИЛИ) В решении имеется неточность в указании на одно из физических явлений, свойств, определений, законов (формул), необходимых для полного верного объяснения | 2 | ||
Представлено решение, соответствующее одному из следующих случаев. Дан правильный ответ на вопрос задания, и приведено объяснение, но в нём не указаны два явления или физических закона, необходимых для полного верного объяснения. ИЛИ Указаны все необходимые для объяснения явления и законы, закономерности, но имеющиеся рассуждения, направленные на получение ответа на вопрос задания, не доведены до конца. ИЛИ Указаны все необходимые для объяснения явления и законы, закономерности, но имеющиеся рассуждения, приводящие к ответу, содержат ошибки. ИЛИ Указаны не все необходимые для объяснения явления и законы, закономерности, но имеются верные рассуждения, направленные на решение задачи | 1 | ||
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла | 0 |
|
|
Примеры оценивания
Работа 1
В данной работе получен верный ответ и присутствуют все логические шаги в объяснении. Но отсутствуют указания на направление вектора магнитной индукции и на работу диода. В соответствии с критерием «Утверждение, лежащее в основе объяснения, не подкреплено соответствующим законом, свойством, явлением, определением и т.п.» – работа оценивается в 2 балла.
Работа 1
Приведено полное правильное решение, включающее правильный ответ и исчерпывающие верные рассуждения с прямым указанием наблюдаемых явлений и законов (изменение магнитного потока, правило Ленца и правило правой руки). Работа оценивается в 3 балла.
Работа 3
В данной работе пропущен логический шаг, связанный с определением направления индукционного тока и нет указания на правило Ленца. Неверно определено направление вектора магнитной индукции постоянного магнита. Соответственно данная работа может оцениваться по критерию: «Указаны не все необходимые для объяснения явления и законы, закономерности, но имеются верные рассуждения, направленные на решение задачи». Работа оценивается в 1 балл.
Работа 4
В данной работе представлены все необходимые логические шаги объяснения и сделаны прямые указания на все явления и законы (изменение магнитного потока, правило Ленца, правило правой руки). Однако допущена ошибка на последнем этапе при определении направления индукционного тока и, соответственно получен неверный ответ. Работа оценивается в 1 балл в соответствии с критерием «Указаны все необходимые для объяснения явления и законы, закономерности, но имеющиеся рассуждения, приводящие
к ответу, содержат ошибку».
Задания для самопроверки
Работа 1
Ознакомьтесь с решением задачи:
Отметьте в таблице, какие элементы верного решения присутствуют в данной работе.
Элементы решения | Наличие в работе |
Верный ответ | |
Указания на явления и законы: - условие возникновения индукционного тока - правило Ленца - правило буравчика | |
Логические шаги в объяснении: | |
1. Возникновение индукционного тока при изменении магнитного потока | |
2. Определение направления магнитного потока индукционного тока | |
3. Определение направления индукционного тока | |
4. Работа диода в схеме |
Объясните, почему эту работу можно оценить в 3 балла.
Ответ: ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа 2
Ознакомьтесь с решением задачи:
Отметьте в таблице, какие элементы верного решения присутствуют в данной работе.
Элементы решения | Наличие в работе |
Верный ответ | |
Указания на явления и законы: - условие возникновения индукционного тока - правило Ленца - правило буравчика | |
Логические шаги в объяснении: | |
5. Возникновение индукционного тока при изменении магнитного потока | |
6. Определение направления магнитного потока индукционного тока | |
7. Определение направления индукционного тока | |
8. Работа диода в схеме |
Объясните, почему эту работу можно оценить в 2 балла.
Ответ: ____________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
Работа 3
Ознакомьтесь с решением задачи:
Данная работа оценивается в 1 балл.
Ответьте на вопросы:
1. Какой из логических шагов пропущен в этом объяснении?
Ответ: ______________________________________________________________________________________________________________________
2. Подчеркните предложение, в котором была допущена ошибка, приведшая впоследствии с неверному ответу?
Работа 4
Ознакомьтесь с решением задачи:
Данная работа оценивается в 1 балл.
Ответьте на вопросы:
1. Какой логический шаг пропущен в объяснении?
Ответ: _______________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какое из явлений (законов) не указано в объяснении?
Ответ: _________________________________________________________________________________________________________________________
3. Отметьте, по какому из критериев работа оценивается в 1 балл?
1.1 Дан правильный ответ на вопрос задания, и приведено объяснение, но в нём не указаны два явления или физических закона, необходимых для полного верного объяснения.
1.2 Указаны все необходимые для объяснения явления и законы, закономерности, но имеющиеся рассуждения, направленные на получение ответа на вопрос задания, не доведены до конца.
1.3 Указаны все необходимые для объяснения явления и законы, закономерности, но имеющиеся рассуждения, приводящие
к ответу, содержат ошибки.
1.4 Указаны не все необходимые для объяснения явления и законы, закономерности, но имеются верные рассуждения, направленные на решение задачи
ЗАДАНИЕ 2
Текст задания
Сосуд объёмом 10 л содержит смесь водорода и гелия общей массой 2 г при температуре 27 °С и давлении 200 кПа. Каково отношение массы водорода
к массе гелия в смеси?
Возможное решение | |||
1. Запишем уравнение Клапейрона − Менделеева для водорода и гелия (1) (2) 2. Согласно закону Дальтона давление смеси: (3) Кроме того, масса смеси (4) 3. Решая систему уравнений (1)–(4), получаем:
Ответ: | |||
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы | ||
Приведено полное решение, включающее следующие элементы: I) записаны положения теории и физические законы, закономерности, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном случае: уравнение Клапейрона − Менделеева и закон Дальтона); II) описаны все вновь вводимые в решении буквенные обозначения физических величин (за исключением обозначений констант, указанных в варианте КИМ, обозначений, используемых в условии задачи, и стандартных обозначений величин, используемых при написании физических законов); III) проведены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу (допускается решение «по частям» с промежуточными вычислениями); IV) представлен правильный ответ | 3 | ||
Правильно записаны все необходимые положения теории, физические законы, закономерности,ипроведены необходимые преобразования. Но имеются один или несколько из следующих недостатков. Записи, соответствующие пункту II, представлены не в полном объёме или отсутствуют. И (ИЛИ) В решении имеются лишние записи, не входящие в решение (возможно, неверные), которые не отделены от решения (не зачёркнуты; не заключены в скобки, рамку и т.п.). И (ИЛИ) В необходимых математических преобразованиях или вычислениях допущены ошибки, и (или) в математических преобразованиях/вычислениях пропущены логически важные шаги. И (ИЛИ) Отсутствует пункт IV, или в нём допущена ошибка (в том числе в записи единиц измерения величины) | 2 | ||
Представлены записи, соответствующие одному из следующих случаев. Представлены только положения и формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения данной задачи, без каких-либо преобразований с их использованием, направленных на решение задачи ИЛИ В решении отсутствует ОДНА из исходных формул, необходимая для решения данной задачи (или утверждение, лежащее в основе решения), но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи ИЛИ В ОДНОЙ из исходных формул, необходимых для решения данной задачи (или в утверждении, лежащем в основе решения), допущена ошибка, но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи | 1 | ||
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла | 0 |
Примеры оценивания
Работа 1
Приведено полное решение, включающее запись уравнения Клапейрона − Менделеева для двух газов и закон Дальтона, проведены необходимые математические преобразования, введено обозначение искомого отношения, получен ответ в общем виде. В расчетах используется избыточное число значащих цифр, но это не считается ошибкой. Работа оценивается в 3 балла.
Работа 2
В данной работе представлено верное решение и получен верный ответ. Используется путь решения, отличный от предложенного в критериях. Исходными уравнениями являются уравнение Клапейрона-Меделеева, формула для общей массы и суммарного количества вещества в сосуде. Работа оценивается в 3 балла.
Работа 3
В данной работе также используется путь решения, отличный от предложенного в критериях. Исходными уравнениями являются уравнение Клапейрона-Меделеева, формула для общей массы и суммарного количества вещества в сосуде. В математических преобразованиях допущена вычислительная ошибка, которая привела к неверному ответу. Работа оценивается в 2 балла.
Работа 4
В работе приведены два уравнения Клапейрона-Менделеева для двух газов и запись для суммы давлений этих газов, которую можно принять в качестве записи закона Дальтона. Однако в уравнениях Клапейрона-Менделеева указаны разные объемы газов и рядом приведена неверная формула для их суммарного объема. Соответственно, оба этих уравнения считаются неверными. В работе отсутствует более одной из необходимых исходных формул. Работа оценивается в 0 баллов.
Работа 5
В работе присутствует верное записанное уравнение Клапейрона-Менделеева в общем виде. В данной задаче должно быть две записи этого уравнения для разных газов, а они записаны неверно. Таким образом в работе отсутствует более одной исходной формулы. Работа оценивается в 0 баллов.