Скороговорки (рекомендации по произношению)

Медленно, отчетливо выговаривая каждый звук (так, как он произносится, а не пишется), продиктуйте текст скороговорки. Делайте люфтпаузы (воздушные), не торопитесь. Хорошо записать такую диктовку на магнитофон, а потом откорректировать. Когда вы убедитесь в четкости произношения каждого отдельного звука, чуть убыстрите темп. Диктуйте так же, как и в первом случае – четко, ясно, соблюдая паузы, но уже вдвое быстрее, не скандируя слова, а произнося их в обычном разговорном темпе, а затем даже чуть убыстренно. Увеличивайте скорость только тогда, когда почувствовали, что добились отчетливости фразы. Такой метод скороговорки применяйте с каждым текстом.

1. Загубленная гусеница, запудренная пудреница. Запуганная пуговица, запутанная путаница.

2. Рыцарь Цапель капнул капельцапле рыцарке: кап-кап.

3. Во-первых, проделки перепела произвели переполох. Во-вторых, переполошителю перепотрошили потроха.

4. Безжалостные медузы жалящие, над Жозефиной сжальтесь, пожалуйста!

5. Шлак службу шланговал.

6. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

7. Хироманты и хирурги характеризуют хвори рахитов хрупкостью хрящей и хроническим хромосомным харакири.

8. На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров. Пора дрова выдворить обратно на дровяной двор.

9. Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

10. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.

11. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.

12. Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.

13. Шел Шишига по шоссе, шел, шурша штанами. Шаг шагнет, шепнет: “Ошибка”,шевельнет ушами.

14. Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу забыл.

15. Сшит колпак, да не поколпаковски. Надо этот колпак переколпаковать, да перевыколпаковать.

16. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.

17. Тридцать три корабля лавировали-лавировали, лавировали-лавировали, лавировали-лавировали, да не вылавировали.

18. Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски, надо колпак переколпаковатъ, перевыколпаковать, надо колокол переколоколоватъ, перевыколоколоватъ

19. Ехал Грека через реку. Видит Грека в реке рак. Сунул Грека руку в реку. Рак за руку Греку цап.

20. Рапортовал, да недорапортовал, стал дорапортовывать – зарапортовался.

21. Меланья –болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.

22. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

23. Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ.

Также для совершенствования речи экскурсовода кроме скороговорок рекомендуется использовать ежедневное 20-минутное чтение поэтических текстов и обязательно следить за своей речью вбыту. Результаты работы сказываются уже через 1,5 — 2 месяца. Речь экскурсоводов становится более четкой, дикция заметно улучшается. Они с большим удовольствием произносят экскурсионные тексты, в которых имеются элементы и гражданского публицистического выступления, и науч­ного или искусствоведческого исследования.

Важным качеством, которым должна обладать речь экс­курсовода, является эмоциональность, то есть насыщенность речи эмоциями и переживаниями. Нельзя с одной и той же эмоциональной окраской говорить о подвиге россиян в Великой Отечественной войне, достижениях ученых, люб­ви или об экологических проблемах края.

Речь экскурсовода должна воздействовать как на разум, так и на эмоциональную, чувственную сторону сознания. Пси­хофизиологами установлено, что эмоциональность изменяет всю схему восприятия речи, воздействуя на механизмы мыш­ления, памяти, внимания.

Жесты и мимика.

Жесты и мимика неразрывно связаны с движением мыс­лей и чувств экскурсовода. Они возникают как бы сами собой, исходя из содержания речи, ее эмоционального накала. Рит­мически согласованные с интонацией, ударениями и пауза­ми, жесты помогают сосредоточить внимание аудитории на тех или иных «ударных» частях выступления, выразить эмо­циональное отношение оратора к высказываемым мыслям, заразить экскурсантов этим отношением. Жест экскурсовода вызывает аналогичные скрытые движения у слушателей, настраивая их соответствующим образом.

Главная особенность жеста на экскурсии состоит в том, что он не связан с рассказом, а является составной частью показа объекта.

В экскурсионной практике принята следующая классификация жестов:

 основная группа жесты указательного характера. Указательный жест может быть прямым, дугообразным, ломаным и производиться в разных направлениях: снизу вверх, сверху вниз, слева направо и наоборот. Жест–указка обычно направлен в сторону объекта;

иллюстративные жесты дают представление о границах осматриваемых объектов, размерах показываемой территории. Жест словно очерчивает объект, останавливается на отдельных деталях;

подчеркивающие(пространственные) жесты дают наглядное представление о размерах и форме экскурсионных объектов;

реконструирующиежесты помогают зрительно восстано­вить несохранившиеся части зданий, сооружении и т.д. Экскурсовод должен уметь вызвать этим жестом у экскурсантов нужные ассоциации;

побудительные жесты, которые позволяют экскурсоводу правильно размещать группу у экскурсионного объекта. С их помощью приглашают экскурсантов совершить переход от одного объекта к другому, покинуть автобус или, наоборот, занять в нем места;

наглядные жесты дают возможность правильно демонстрировать пособия;

эмоциональные жесты, выражающие эмоции экскурсово­да, его психологическое состояние в момент проведения экскурсии.

Кроме сведений о жестах значимых, экскурсовод должен иметь представление и о жестах бессмысленных, жестах – паразитах, которые, как и слова-паразиты, создают отрицательный фон выступления. Это без конца повторяющееся встряхивание головой, попытки поправить прическу, почесывание затылка, верчение пуговицы пиджака и т.п.

Суетливость и неумеренная жестикуляция могут только утомить и вызвать раздражение у экскурсантов.

Экскурсоводу необходимо внимательно следить не только за своей речью, но и за своими жестами, представляющими собой язык невербального общения, от которого в немалой степени зависит эффективность общения экскурсовода с груп­пой. Правила сознательного, выразительного использования жестов схожи с правилами хорошего тона: с ними не рождаются, их вырабатывают, и они становятся нормой.

Важным показателем чувств экскурсовода является выражение лица, его мимика. Мимика позволяет слушателям лучше понять экскурсовода, разобраться, какие чувства он испытывает. Мимика способна передать целую гамму чувств и переживаний: радость и скорбь, сомнение и иронию, решимость и презрение.

Выражение лица должно всегда соответствовать характе­ру речи. Отрицательно действует на экскурсантов выражение скуки и безучастности на лице экскурсовода. Лицо экскурсовода должно дышать доброжелательностью по отношению к экскурсантам.

Экскурсоводу следует изучать и совершенствовать свои мимические возможности. Л.А. Введенская и Л.Г. Павлова (1998) по этому поводу советуют следующее: «Рекомендуется знать, что происходит с бровями, губами, лбом. Если вы при­выкли хмурить брови, морщить лоб, то постарайтесь отучиться собирать складки на лбу, расправляйте почаще нахмуренные брови. Чтобы ваша мимика была выразительной, системати­чески произносите перед зеркалом несколько разнообразных по эмоциональности фраз (печальных, веселых, смешных, тра­гических, презрительных, доброжелательных). Следите, как изменяется мимика и передает ли она соответствующую эмо­цию».

Необходимо всегда помнить, что мимика вдохновенного экскурсовода – это замечательный стимулятор эмоций аудитории.

 

Литература

1. В помощь экскурсоводу: Сборник методических и справочных материалов. - М.: РМАТ, 1998.

2. Гецевич Н.А. Основы экскурсоведения. Минск, 1988.

3. Долженко Г.П. Экскурсионное дело: Учебное пособие.(Серия «Туризм и сервис») – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростовн/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.

4. Емельянов Б.В. В помощь экскурсоводу. - М.: "Профиздат", 1976.

5. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник. - М.: "Советский спорт", 2001.

6. Емельянов Б.В. Методика подготовки и проведения экскурсий. - М.: ЦРИБ "Турист", 1980.

7. Музейные экскурсии: Методические рекомендации. - М.: ЦРИБ "Турист", 1991.

8. Пасечный П.С., Емельянов Б.В. Экскурсия. - М.: "Знание", 1972.

9. Профессия "Экскурсовод": Учебно-методические материалы. - М.: РИБ "Турист", 2000.

10. Савина Н.В. Экскурсоведение: Учебное пособие / Н.В. Савина, З.М. Горбылева. – Мн.:БГЭУ, 2004.

11. Сичинава В.А. Экскурсия работа: (Из опыта). Пособие для учителей. - М.: "Просвещение", 1981.

12. Хейфец И.М. В помощь руководителям кружков художественного чтения. – М.: Профтехиздат, 1962.

Приложение № 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: