1. «аффицирование» (окружающий мир
просто воздействует на органы чувств человека);
2. возникают ощущения (органы чувств
воспринимаюаффицированные образы окружающего мира);
3. целостная картина окружающего мира (сознание систематизирует и классифицирует человеческие ощущения);
4. образ окружающего мира (не имеет
практически ничего общего с самим окружающим миром);
5. результата познания – человек познает только образы окружающего мира, которые совершенно не адекватны самому окружающему миру.
Какова структура «чистого разума»?
1. формы чувственности (пространство и время);
2. формы рассудка (категории, с помощью которых осуществляется осмысление первоначальных ощущений, перенесенных в систему координат «пространство – время»); - категории количества (единство,
множество, цельность);
- категории качества (реальность,
отрицание, ограничение);
- категории отношения
(субстанциональность – присущность и акциденция – самостоятельность, причина и следствие, взаимодействие);
- категории модальности (возможность и невозможность, существование и несуществование, необходимость и
случайность);
3. формы разума (высшие идеи – идея бла-га, идея Бога, идея души).
«Критика практического разума»
В «Критике практического разума» И. Кант приходит к следующим выводам:
1. существует так называемое «добродетельное общественное сознание», которое воспринимается каждым человеком как его собственное (чистая нравственность);
2. моральный закон (категорический императив).
«Критика способности суждения»
Третья впечатляющая книга И. Канта обращает внимание читателя на феномен «целесообразности» в жизни. Практически все существующее происходит с той или иной долей «целесообразности» (философ употреблял понятие «всеобщей целесообразности»).
Целесообразность проявляется:
1. в эстетике (человек наделен способностями, которые он должен реализовать течении всей жизни в самых различных сферах человеческой деятельности);
2. в природе;
3. в наличии Бога.
III. Философия объективного идеализма
Г. Гегеля (1770 – 1831) – основатель системы диалектического объективного идеализма
Философскую систему Г. В. Ф. Гегеля обычно характеризуют как объективно-идеалистическую философию, то есть «движение Абсолютной Идеи (Духа)».
Особенности философии Г. Гегеля
Законы логики Г. Гегеля
1. закон движения познающего мышления от абстрактного к конкретному;
2. закон единства исторического и логического;
3. закон логического движения (закон отрицания отрицания).
Категории логики Г. Гегеля
|
Категории логики Г. Гегеля
1. системные: «чистое бытие», «ничто», «наличное бытие»;
2. оперативные: «снятие», «отчуждение», «абстрактное», «конкретное», «тезис», «антитезис», «синтез»;
3. системно-оперативные: «становление», «возникновение», «тождество», «противоречие».
Философская система Г. Гегеля
диалектический объективный идеализм
|
Объективная нравственность
|
Семья Гражданское общество
|