Физическая подготовка

Учебно-методическое пособие по стрельбе из пистолета

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие
Часть 1. ТЕХНИКА СТРЕЛЬБЫ ИЗ ПИСТОЛЕТА И ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ
Прицельный выстрел

Запястный сустав
Спуск
Дыхание

Вопросы методики

Физическая подготовка

Сила
Быстрота

Обучение
Тренировка

Направленность тренировки
Учиться тренироваться

Формы тренировочных занятий

Техническая тренировка
Огневая тренировка
Тренировка в стрельбе по экрану
Тренировка в стрельбе по мишени
Завершающая фаза выстрела
Мышление
Память
Внимание
Некоторые выводы

Стрельба из пистолета по неподвижной мишени

Начальная подготовка

Поурочное построение занятий

Скоростная стрельба из пистолета

Описание упражнения
Поурочное построение занятий

Стрельба из служебного пистолета

Скоростная стрельба из служебного пистолета

Описание упражнения

Для тех кто уже умеет
Часть 2. ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКА ОХРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К ВЕДЕНИЮ ПРИЦЕЛЬНОЙ СТРЕЛЬБЫ ИЗ ПИСТОЛЕТА В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа специального курса огневой подготовки

Стрельба с упора
Стрельба стоя
Стрельба в положении лежа
Стрельба в положении сидя
Стрельба по движущейся цели
Стрельба в движении
Стрельба в условиях ограниченной видимости
Упражнения специального курса огневой подготовки, рекомендуемые к использованию в тренировочном процессе сотрудников охранных организации
Немного о зрении

Приложение. Извлечения из действующего законодательства о приобретении и использовании оружия на территории Российской Федерации



























ПРЕДИСЛОВИЕ

В последние годы в нашей стране возникло большое количество различных коммерческих и банковских структур. Одновременно резко возросло количество криминальных организаций, реально угрожающих интересам, самому существованию молодого российского бизнеса и личной безопасности его руководителей. Это привело к созданию многими предпринимательскими системами самостоятельной службы безопасности.

Охранные организации комплектуются, в основном, бывшими военнослужащими рядового, сержантского и офицерского состава. Одним из основных средств вооружения сотрудников является пистолет. В период службы в армии некоторые навыки владения этим оружием приобретали только офицеры. В условиях современной армии пистолет не рассматривается как огневое средство ведения боя. Вооружение им офицерского состава носит больше символический характер, что определяет и отношение к подготовке в стрельбе из пистолета. Несколько десятков выстрелов, производимых в течение года, не обеспечивали полноценные умения и навыки прицельной стрельбы из пистолета.

В руках хорошо владеющего им человека пистолет является не только символом власти и потенциальной угрозы, но и действенным средством в борьбе с криминальными структурами. Обучение стрельбе из пистолета становится важной стороной подготовки сотрудников охранных организаций.

Следует рассматривать три случая применения оружия в служебной деятельности:

1. Предупредительная стрельба в воздух. Здесь выполнение выстрела не требует какой-либо обученности. Достаточно знать правила обращения с оружием.

2. Стрельба в условиях непосредственной близости к преступнику, на 3-7 метров. Это стрельба практически в упор.

Минимальные навыки владения оружием обеспечивают поражение цели. Ведение такой стрельбы чаще всего связано с внезапностью возникновения ситуации, что требует от сотрудника проявления смелости, решительности, физической силы и ловкости. Именно развитие этих качеств чаще всего ложится в основу его "огневой" подготовки. Отрабатываются быстрота извлечения пистолета из кобуры, "штурмовая" изготовка, стрельба "от бедра", стрельба в падении, стрельба с левой руки (и тому подобные трюки из арсенала американских полицейских фильмов).

Сказанное может быть охарактеризовано как применение оружия в условиях ближнего боя. Это важная, возможно основная, сторона подготовки, но не следует ее рассматривать как обучение прицельной стрельбе из пистолета. Здесь процесс обучения отодвинут на задний план. Так в методическом пособии обучению стрельбе из пистолета сотрудников внутренних дел (Обучение стрельбе из пистолета. А.А. Хвастунов, Москва, Министерство внутренних дел Российской федерации, 1996 г.) удовлетворительная оценка дается, если цель поражается одним из трех производимых выстрелов. Сотруднику охранных организаций предстоит действовать лицом к лицу с преступником. Не исключено, что в случае промаха второй выстрел произвести уже не удастся. Промах может стоить жизни. Решающим фактором в оценке подготовленности сотрудника в владении оружием должно стать поражение цели каждым производимым выстрелом. Быстрота выполнения этого действия - тренируемое качество и может быть развито без особых усилий путем выделения в самостоятельную учебную задачу.

3. Прицельная стрельба, обеспечивающая поражение цели каждым производимым выстрелом. Она может вестись на дистанцию до шестидесяти метров, в спокойном и скоростном режиме, из различных положений, в усложненных условиях применительно к складывающейся обстановке.

Сформированные навыки ведения прицельной стрельбы становятся прочной базой владения оружием в ситуациях, рассмотренных в предыдущем параграфе. Следует учитывать и то, что основной задачей охранника является не уничтожение, а обезвреживание и задержание преступника. Стрельба на поражение, если к тому вынуждают обстоятельства, должна вестись по нижним конечностям, что значительно ограничивает размер цели и предъявляет повышенные требования к владению оружием.

В упомянутом выше методическом пособии приводятся некоторые статистические данные, характеризующие применение оружия в служебной деятельности сотрудников милиции:

Ведение огня на дистанцию до десяти метров - 60,8% случаев.

Стрельба в положении стоя - 62,6%.

Стрельба с одной руки - 88,0%.

Следовательно, почти в половине случаев стрельба велась на дистанции, требующие полноценного выполнения прицельного выстрела, а это требует и полноценного обучения.

Стрельба из пистолета - специфический вид деятельности. Правила выполнения прицельного выстрела общеизвестны, но начинающим стрелкам редко удается овладеть меткой стрельбой, руководствуясь только этими правилами. После освоения изготовки, что занимает одно-два занятия, усилия стрелка направляются на освоение узловых элементов техники прицельного выстрела, их согласование, а также развитие мышечной и зрительной памяти, организацию внимания. Статический характер выполняемой стрелком работы крайне затрудняет контроль за правильностью его действий не только для тренера, но во многом и для самого стрелка. Все это предопределяет необходимость методически грамотного построения учебно-тренировочного процесса.

Все ли сотрудники охранных организаций могут быстро и надежно овладеть стрельбой из пистолета в рамках требований служебной деятельности? Можно с уверенностью сказать: "Да!", но при условии желания их самих достичь этого.

Основная трудность, с которой, вероятно, сталкивается руководитель занятий, состоит в том, чтобы убедить занимающихся, что освоение действий, из которых складывается выполнение прицельного выстрела, это не просто стрельба. Это кропотливая работа, требующая настойчивости, внимания и добросовестного отношения. Если сам обучаемый не проявит заинтересованности, терпения, необходимых усилий, то не будет и нужного результата.

Успех обучения во многом зависит и от руководителя занятий. Можно прочитать учебник и делать все по-старому, по-своему. Можно соглашаться, или не соглашаться с содержащимися в нем рекомендациями, но нельзя быть равнодушным к своей работе, сводить ее к раздаче патронов, подаче соответствующих команд и периодическим напоминаниям "не дергай!".

Наблюдаемое во многих случаях увлечение отработкой перечисленных выше "оперативно-прикладных" приемов стрельбы в значительной степени связано с недостаточной методической грамотностью руководителей занятий. Значительно проще поставить задачу и предоставить обучаемому самому находить пути ее решения, нежели скрупулезно отрабатывать все элементы разучиваемого упражнения, что требует объяснения содержания действия и показа его выполнения.

Работа руководителя огневой подготовки это еще и творческий процесс, нередко требующий индивидуального подхода - разные люди, разные способности и характеры; заинтересованность и отношение. Кто-то боится выстрела, кто-то недопонял указаний, кто-то "сам с усам и так все знаю!", кто-то "опять вхолостую?", "давайте же патроны!". У некоторых уже сформировались навыки стрельбы, засоренные ошибочными действиями, и таких нужно не столько учить, сколько переучивать, а это значительно сложнее.

При разработке второй части пособия, специального курса огневой подготовки, автор исходил из того, что условия стрельбы при возникновении экстремальных ситуаций, вынуждающих охранника вести огонь на поражение, равно как и его собственное психическое состояние, будут сильно отличаться от спокойной обстановки стрелкового тира, в котором проводится обучение и тренировка. Эти условия будут характеризоваться следующим:

· внезапностью возникновения ситуации, требующей быстрого реагирования;

· необходимостью вести стрельбу в изготовке, значительно отличающейся от той, которая была выработана в процессе подготовки;

· недостаточной освещенностью, в условиях которой придется вести прицельную стрельбу;

· состоянием высокой эмоциональной напряженности, неизбежно возникающей в экстремальных ситуациях, особенно при огневом противодействии со стороны преступных элементов.

Все это снижает эффективность стрельбы и позволяет поставить вопрос: а нужно ли вообще обучать сотрудников меткой стрельбе из пистолета, если умения, приобретенные в процессе подготовки, не могут быть реализованы в практической жизни? Действительно, следует ожидать, что в состоянии эмоционального возбуждения действия стрелка, равно как и результаты его стрельбы могут отличаться от тех, которые были освоены в процессе подготовки. Но только правильно и прочно сформированные навыки выполнения прицельного выстрела обеспечат выполнение боевой задачи. Осознанное и обоснованное чувство полноценного владения оружием снижает эмоциональную напряженность, укрепляет уверенность в себе, создает ощущение защищенности, готовность к смелым и решительным действиям. Осознание своего умения поразить цель каждым производимым выстрелом предупреждает ведение хаотичной бесприцельной стрельбы, могущей привести к случайным жертвам и неприятным юридическим последствиям.

Предлагаемая программа специального курса огневой подготовки позволяет накопить опыт поведения и грамотного применения оружия в экстремальных ситуациях, хотя возможно и с меньшей эффективностью, чем в тире. Охранник, не обладающий такой подготовкой, может оказаться вообще неспособным в подобной ситуации к выполнению служебных функций. Пистолет в руках полуобученного, сильно волнующегося человека становится опасным как для окружающих, так и для самого стреляющего.

На начальном этапе обучения целесообразно использовать не служебное, а спортивное оружие, что значительно снижает затраты на его проведение. Это относится также к отработке упражнений специального курса (например, разучивание ведения прицельной стрельбы в условиях ограниченной видимости). Практическую стрельбу из служебного оружия целесообразно применять для закрепления уже сформированных навыков.

Программа не претендует на охват всех вопросов, относящихся к рассматриваемой проблеме. Она может и должна дополняться руководителями занятий в ходе практической работы.

Рекомендации обучения прицельной стрельбе из пистолета, содержащиеся в данном пособии, основываются на методиках стрелкового спорта. Российские спортсмены-стрелки - признанные лидеры мирового стрелкового спорта. Накопленный многолетний опыт с успехом может быть "использован в решении специфических задач охранных организаций.

Автор приносит благодарность за ценные советы и дружескую поддержку в написании книги Б.М.Жилко, И.В.Бубнову, И.Б.Мейтину, В.А.Портнову, Е.В.Рассказову.

Часть 1
ТЕХНИКА СТРЕЛЬБЫ ИЗ ПИСТОЛЕТА И ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ


ПРИЦЕЛЬНЫЙ ВЫСТРЕЛ

Выстрелом называется выбрасывание снаряда из канала ствола оружия под воздействием сильно нагретых упругих пороховых газов. Прицельный выстрел - выбрасывание снаряда в строго определенном направлении, для поражения цели.

Участие стрелка в выполнении прицельного выстрела состоит в удерживании оружия, наведении его в цель и освобождении спускового механизма. Техника прицельной стрельбы из пистолета складывается из пяти основных элементов: изготовки, хватки, прицеливания, спуска, регуляции дыхания.

Изготовка - поза, принимаемая стрелком для ведения огня. Применяемая в настоящее время поза изготовки к стрельбе из пистолета может считаться наиболее рациональной. По основным параметрам она совпадает с изготовкой, рекомендуемой наставлением по огневой подготовке Российской армии. В равной степени она подходит стрелкам различного телосложения. Поиск дальнейшего совершенствования изготовки, попытки изменения ее, исходя из индивидуальных особенностей стрелка, перспективы не имеют

Рациональная изготовка способствует достижению высоких и стабильных результатов, хотя и является в определенной степени искусственной. Начинающему стрелку она бывает неудобна, а иногда и физически трудна. Но это быстро преодолевается. Несколько тренировок, и возникает привычность, а следовательно и удобство.

Изготовка, оказывая значительное влияние на результаты стрельбы в начальных фазах подготовки, по мере совершенствования стрелка утрачивает резервы повышения результатов стрельбы

Стрелок располагается на линии огня против своей мишени, под некоторым углом к направлению стрельбы Правая рука, удерживающая оружие, полностью распрямлена, направлена на мишень. Верхняя часть туловища несколько отклонена, компенсируя вес оружия, удерживаемого вытянутой рукой. Излишне сильное отклонение нежелательно Обычно, оно связано с недостатком физической силы. Левая рука заложена за спину или зацеплена за карман одежды. Ноги расставлены примерно на ширину плеч или несколько шире. Широкая расстановка ног, создавая большую площадь опоры, имеет некоторые преимущества, однако мышечные напряжения, неизбежно возникающие в связи с непривычно широкой расстановкой ног, довольно длительно будут затруднять работу стрелка над выстрелом.

Вес тела несколько смешен на левую ногу. Иногда наблюдаются некоторые различия в расположении ступней ног. Ступня левой ноги может быть не впереди, а сзади правой. Это вызывает несколько больший разворот туловища относительно направления стрельбы, придавая изготовке более "силовой" характер. Такая изготовка после своего освоения содержит некоторые положительные потенциалы.

Голова повернута на мишень. Полезна фиксация головы путем касания подбородком мышц плеча или складок одежды.

Для надежного попадания в центр мишени недостаточно рациональной позы изготовки. Необходимо обеспечить неподвижность наведенного в цель оружия, единственной опорой которого является сам стрелок. В естественной жизни наше тело находится в постоянном движении. При ходьбе вес тела переносится с одной ноги на другую. При стоянии динамика мышц обеспечивает равновесие тела. Постоянны сердцебиение, дыхание. Все это вызывает колебания тела, которые не мешают в обычной жизни, но являются сильной помехой ведению прицельной стрельбы. Изготовка к стрельбе должна обеспечить не равновесие тела, с его постоянными колебаниями, а состояние неподвижности. Оно развивается в процессе работы над выстрелом и в самостоятельную задачу подготовки не выносится. Важно, чтобы поза изготовки стала привычной, не отвлекала внимания, не нуждалась в воздействии волевых усилий.


Рис 1. Изготовка к стрельбе из пистолета стоя, с свободно вытянутой руки


Рис.2. Вид сверху. Вытянутая в сторону цели (мишени) рука составляет угол 12-20° относительно линии плеч


Рис.3. Рука, удерживающая оружие, полностью распрямлена, локоть "в замке"


Рис.4. Изготовка к стрельбе при более широкой расстановке ног требует дополнительной тренировки

Хватка - положение рукоятки пистолета в кисти руки.

Рукоятка пистолета помещается в вилке, образуемой большим и указательным пальцами. Тыльная часть рукоятки упирается в мякоть основания большого пальца. Большой палец вытянут вперед, прилегает к боковой поверхности оружия. Он должен быть несколько напряжен, что способствует закреплению запястного сустава. Оказывая это связующее действие, большой палец не принимает больше никакого участия в удержании пистолета. При подготовке и выполнении выстрела он не меняет своего положения и напряженности.

Средний, безымянный палец и мизинец обхватывают рукоятку оружия, выполняя основную работу по его удерживанию.

Указательный палец своей ногтевой фалангой, между ее серединой и сгибом, накладывается на спусковой крючок. Ногтевая и вторая фаланги не должны касаться боковой поверхности пистолета, так как при давлении на спуск они перемещаются вместе со спусковым крючком и могут сбивать наводку оружия.

Нередко начинающие стрелки, стремясь приспособиться к тяжелому спуску пистолета и найти для себя наиболее выгодные, по их мнению, приемы выполнения выстрела, выжимают спуск не первой, а второй фалангой указательного пальца, как более сильной. Это может дать некоторые временные преимущества, которые в дальнейшем становятся тормозом роста результатов.

Усилие, с которым стрелок сжимает рукоятку пистолета, имеет немаловажное значение. Оно может быть охарактеризовано как плотное, создающее чувство уверенного, но не чрезмерно сильного сжатия рукоятки. Излишнее напряжение мышц кисти может вызвать дрожание ствола оружия, при расслабленной хватке возможны непроизвольные мышечные сокращения, сбивающие наводку оружия.

Стрелок должен постоянно контролировать расположение пистолета в кисти и усилие хватки. Это усилие должно быть закреплено мышечной памятью стрелка, что приходит в процессе тренировок. В первое время проверку положения оружия следует проводить перед каждым выстрелом.


Рис.5. Хватка, расположение рукоятки пистолета в кисти руки


Рис.6. Ногтевая фаланга указательного пальца, у сгиба, накладывается на хвост спускового крючка


Рис.7. Ногтевая и вторая фаланги указательного пальца не должны соприкасаться с боковой поверхностью пистолета при выжиме спуска

Прицеливание - наведение оружия в цель. Для уточнения наводки служит прицельное приспособление, состоящее из мушки и целика. Прицеливаясь, стрелок устанавливает на одной линии целик, мушку и точку прицеливания. При этом мушка должна быть посередине прорези целика, а ее вершина на одном уровне с плечиками. Такое положение мушки называется "ровная мушка".

Традиционно сложившееся представление о прицеливании как чисто зрительном акте не отражает существа действий, выполняемых стрелком при выстреле. Визуальное определение точности совмещения мушки с точкой прицеливания сложности не представляет и в тренировке не нуждается. Применение всевозможных ортоскопов, позволяющих контролировать правильность прицеливания, практической пользы не приносит. Когда начинающим стрелкам объясняют правила прицеливания, то нередко оружие закрепляют в станке, или кладут на упор. В этих условиях элементарно простое правило наводки оружия - совмещение мушки с прорезью целика и точкой прицеливания - легко усваиваются каждым новичком. Проблема возникает, когда эти действия необходимо выполнять, удерживая оружие в позе изготовки без дополнительной опоры. Мышцы новичка не хотят выполнять непривычную работу, не хотят слушаться- Напряжения отдельных мышечных групп не согласуются между собой, создавая картину хаотических колебаний оружия. Управление мышечными процессами, обеспечивающими наведение оружия в цель и сохранение его в этом положении пока не произойдет выстрел, - одна из главных задач подготовки стрелка из пистолета. Формирование устойчивости руки с оружием при прицеливании нуждается в разучивании и тренировке.

Достижение высокой устойчивости - процесс длительный и трудоемкий.

Практические задачи сотрудников охранных организаций успешно решаются при выполнении выстрела в условиях плавных колебаний руки в пределах центральной зоны мишени. Это сравнительно легко и быстро достигаемый уровень обучения, обеспечивающий результаты, отвечающие требованиям начальной подготовки. Методически целесообразно понятие "точка прицеливания" заменить на "район прицеливания". При этом требование неподвижности мушки в прорези и правильность обработки спуска сохраняются.


Рис.8. Наведение оружия в цель с помощью прицельного приспособления. Мушка устанавливается в прорези целика и совмещается с районом прицеливания


Рис.9. Район прицеливания. Неподвижность мушки в прорези обеспечивает попадание в центральную зону мишени даже при значительных колебаниях руки с оружием

Запястный сустав

Необходимым условием надежности попадания в цель является неподвижность ствола оружия в момент выстрела. Эта неподвижность во многом зависит от закрепления запястного сустава, соединяющего кисть с предплечьем- Здесь серьезный узел колебаний, вызывающий угловые, наиболее вредоносные смещения ствола при выстреле, приводящие к далеким отрывам.

Заменим требование "ровной мушки" на требование "жестко неподвижной мушки". То, что она должна занимать предназначенное ей место, само собой разумеется. Такая установка заставляет стрелка фокусировать зрение на целике. Становятся видны колебания мушки в прорези целика. Стрелок осознает новую для себя задачу, увидит ее конкретное содержание, направит усилия на ее решение. Не следует при этом пристально разглядывать, оценивать положение мушки в прорези. Наш глаз с высокой точностью определяет симметрию предметов. Самые незначительные смещения мушки в прорези не останутся Незамеченными. Важно направить усилия на обеспечение неподвижности мушки, что неизбежно будет закреплять и запястный сустав.

Таким образом, процесс прицеливания стрелка из пистолета складывается из трех элементов: совмещения ровной мушки с точкой (или районом) прицеливания, обеспечения неподвижности мушки в прорези целика и удерживания наведенного в цель оружия пока не произойдет выстрел.

Спуск

Выжим спуска, завершая работу над выстрелом, по праву считается наиболее ответственным участком работы стрелка. Общеизвестное требование плавности спускового усилия является бесспорным. Однако, зачастую, плавность спуска рассматривается как самоцель, как самостоятельный элемент подготовки, тогда как это только прием, облегчающий выполнение основной задачи, состоящей в том, чтобы при выжиме спуска не нарушить положения наведенного в цель оружия.

Понятие плавности неизбежно ассоциируется с замедленностью. Нужна ли она? Как примирить естественное стремление новичка произвести выстрел, используя кратковременное хрупкое состояние благоприятного положения мушки в точке прицеливания, и плавное, а значит неизбежно замедленное наращивание спускового усилия. Чем объясняется это, подтверждаемое практикой, требование?

Схематично, объяснение в следующем: возникший под влиянием команды со стороны нашего сознания двигательный импульс, в силу особенностей анатомического строения кисти, вызывает сократительную активность одновременно всех мышц кисти. Но динамическую работу - выжим спуска, должен производить только один указательный палец, тогда как остальные мышцы, удерживающие оружие, должны оставаться в состоянии статического напряжения. Обеспечение изолированной работы мышц указательного пальца связано с перераспределением двигательного импульса, на что и необходимо некоторое время.

В начальной подготовке могут быть рекомендованы два метода управления спуском:

1. Выжим спуска осуществляется постепенным наращиванием давления указательного пальца на спусковой крючок, согласуя эти действия с прицеливанием. Уменьшаются колебания оружия - усиливается давление указательного пальца, возрастают колебания - усилия затухают, но не прекращаются. Такие усилия волнообразного характера через некоторое время приводят к выстрелу. Если выстрел еще не произошел, а стрелок испытывает утомление или потребность перевести дыхание, выстрел откладывается, и после отдыха работа возобновляется.

2. Для успеха попадания решающей является завершающая фаза работы над выстрелом, продолжающаяся 2-3 секунды. Всю предшествующую работу можно рассматривать как подготовительную. Требования плавности спуска относятся только к этому отрезку времени, тогда как предварительное усилие, снимающее примерно половину-две трети всего натяжения спуска, может быть произведено быстро и решительно при завершении грубой наводки оружия. Использование такого метода наиболее эффективно при стрельбе из служебного пистолета, обладающего длинным и тяжелым спуском, но его применение требует специального разучивания.

Дыхание

При выполнении прицельного выстрела дыхание необходимо затаивать. На производство выстрела по неподвижной мишени стрелок обычно затрачивает 12-15 секунд. Из этого отрезка времени полное затаивание дыхания необходимо только на 5-6 секунд, на завершающем этапе работы, что сложности не представляет.

Рекомендуется следующая последовательность затаивания дыхания.

Фаза работы Время Дыхание
Подготовка выстрела. Оружие заряжено, рука с пистолетом лежит на столике. 3-4 сек. Два-три вдоха и выдоха средней глубины.
Принятие изготовки. Рука с оружием поднимается на мишень. 2-3 сек. Нормальное дыхание с постепенным снижением его глубины.
Грубая наводка оружия. Мушка совмещается с районом прицеливания. Контроль физической готовности к работе над выстрелом. 3-4 сек. Переход к поверхностному дыханию.
Уточнение прицеливания. Контроль неподвижности мушки в прорези и устойчивости руки. 2-3 сек. Продолжение поверхностного дыхания с переходом к полному затаиванию, по мере улучшения устойчивости оружия.
Завершающая фаза выстрела. 3-5 сек. Полное затаивание дыхания.

Показанное время условно, зависит от подготовленности и личных особенностей стрелка.

ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ

Общепринятые принципы обучения, тренировки и воспитания в полной мере распространяются и на подготовку стрелка. Обучение, тренировка и воспитание выступают здесь в тесной взаимосвязи, имея при этом свои цели, средства и методы. В практике работы эти различия нередко игнорируются. Обучение и тренировка проходят стихийно, сводятся исключительно к практической стрельбе в расчете, что все само собой утрясется и встанет на свои места. Воспитательные воздействия вообще отсутствуют. Такой подход не позволяет конкретизировать учебные задачи, мешает новичку сосредоточиться на их решении.

Физическая подготовка

Роль, место и значение атлетических качеств - силы, быстроты и выносливости в работе стрелка над выстрелом.

Овладение стрельбой из пистолета не находится в прямой зависимости от развития физических качеств стрелка. Требования к его физической подготовленности должны исходить из формулы "необходимо и достаточно".

Сила

В технике стрельбы из пистолета можно выделить три элемента, связанные с проявлением физической силы: сила мышц, удерживающих руку с оружием в положении изготовки, сила кисти руки, удерживающей рукоятку пистолета, сила указательного пальца, осуществляющего выжим спуска.

Можно считать, что физическая подготовленность сотрудников охранных организаций достаточна для освоения техники стрельбы, а в некоторых случаях может оказаться и избыточной.

Для полноценного выполнения прицельного выстрела сила и силовая выносливость мышц должны обеспечивать удерживание руки с оружием при прицеливании без ощущения утомления на протяжении полуторного отрезка времени, необходимого для выполнения выстрела. Это 25-30 секунд. Подчеркиваем, это время до начала утомления мышц. Стрелок способен держать руку с оружием значительно дольше, но производить выстрел, преодолевая при этом развивающееся утомление руки, не следует. Внимание стрелка не должно отвлекаться на контроль и принуждение к работе мышц, удерживающих руку.

Рука - основной рабочий орган стрелка из пистолета. Она должна быть сильной, выносливой, устойчивой и послушной. Это означает, что вес пистолета, удерживаемого в вытянутой руке, не представляется тяжелым. Рука, удерживающая наведенное в цель оружие, достаточно устойчива. Амплитуда ее колебаний не выходит за пределы района прицеливания, величина которого по мере тренированности постоянно сокращается, приближаясь к достижению полной неподвижности оружия в завершающей фазе выстрела. Тонус мышц руки, удерживающей оружие при прицеливании, должен сохраняться без дополнительных волевых усилий. Самопроизвольное, без команды со стороны сознания, снижение тонуса должно быть исключено. Так же должны быть исключены мышечные реакции на посторонние раздражители, могущие возникать при работе над выстрелом.

Величина усилия, развиваемого кистью руки при удерживании оружия в положении изготовки, сравнительно невелика. Основные требования - постоянство усилия и обеспечение автономности работы указательного пальца.

Справедливо считается, что пистолетчику нужна сильная рука. Однако увлечение развитием силы кисти руки без учета согласованности мышечных процессов, непосредственно участвующих в выполнении прицельного выстрела, может повлечь нежелательные последствия. Так, применение для развития силы кистевого эспандера вовлекает в активную сократительную деятельность одновременно все мышцы кисти. Необходимая для выстрела автономия указательного пальца утрачена, а с ней и результат. Частичной профилактикой негативного влияния грубой работы на согласованность мышечной деятельности, в подобном случае, может служить дополнительная тренировка в сгибании указательного пальца в его основании, при одновременной фиксации (удерживании) среднего и безымянного пальцев в распрямленном положении.

Величина натяжения спуска пистолетов служебного назначения доходит до 4 килограммов. Это связано с требованиями безопасности (предупреждение случайного выстрела) и обеспечением надежности ударно-спускового механизма. Для мышц указательного пальца преодоление такой величины спуска не такая уж трудная задача. Проблема возникает, когда эта работа должна согласовываться с прицеливанием, не допуская смещения оружия под влиянием нарастающих усилий пальца. В решении этой задачи более сильная кисть имеет некоторые преимущества.

Негативное влияние грубой физической работы может проявляться и в некотором огрублении мышечных ощущений, затрудняющих контроль усилий, развиваемых указательным пальцем при выжиме спуска.

Быстрота

Программа огневой подготовки сотрудников охранных организаций должна предусматривать ситуации, требующие ведения скоростной стрельбы из пистолета.

По сравнению с спокойной стрельбой скоростной выстрел должен осуществляться исключительно за счет времени его подготовки, а не за счет завершающей фазы работы, имеющей решающее значение для результата попадания. Структурные элементы выполнения скоростного выстрела, такие, как изготовка, вскидка оружия, выжим предварительного усилия спуска, освобождение спускового крючка после выстрела и перенос огня на следующую цель специально разучиваются и становятся доступными всем обучающимся, независимо от каких-либо специальных личностных качеств. Даже самый флегматичный человек способен в результате упражнений освоить приемы скоростной стрельбы из пистолета.

Ошибочно отождествлять понятия: быстрота движения и быстрота реакции. Быстрота реакции - важное качество сотрудника охранных организаций, но в стрельбе, особенно на начальном этапе обучения, ее проявления могут иметь негативные влияния.

Обучение

Обучение должно начинаться с объяснения того, как должно выполняться разучиваемое действие. Объяснение может иметь форму рассказа и показа или только рассказа, если речь идет о психологических сторонах работы. В последнем случае новичок должен четко представлять себе содержание применяемых терминов. Например, таких, как мысленная модель действия, концентрация внимания, установки.

Когда в сознании обучаемого сформировалось содержание предстоящих действий, переходят к попыткам их практического выполнения. Первоначально они проходят с большими ошибками. При многократных повторных выполнениях действия новичка все ближе и ближе будут соответствовать заданному образцу. Начинается процесс освоения. Формула обучения складывается из четырех последовательных этапов: объяснения, осознания, опробования, освоения.

Разучивание выполнения прицельного выстрела может проходить как в комплексе, так и по составляющим элементам или их группам, блокам.

Для точности выполнения необходима точность представления. Можно объяснять стрелку, как происходит управление движениями, в чем состоит механизм повышения тренированности, на что нужно направлять внимание и волевые усилия при работе над выстрелом, но пока сам новичок не осознает и не прочувствует эти усилия, не проникнется убеждением в необходимости и правильности своих действий, до тех пор его работа будет протекать в значительной степени механически, не оказывая заметного влияния на развиваемые качества. Недостаточно, если руководитель будет периодически напоминать стрелку содержание разучиваемых действий. Необходимо, чтобы стрелок сам, перед началом тренировочного занятия, объяснил и сформулировал содержание предстоящей работы.

Процесс разучивания не механическое повторение. Каждая попытка выполнения действия должна сравниваться с мысленной моделью и стремиться приблизиться к ней. Это требует полной концентрации внимания на разучиваемых действиях.

Разучиванию подлежат как технические, так и психологические стороны подготовки, такие, как управление вниманием, развитие мышечного контроля, формирование установок. Разучивание технических действий должно проходить без посторонних помех под контролем руководителя.

По мере освоения действий процесс разучивания переходит в тренировку.

Тренировка

Тренировка - многократное повторение действий в целях лучшего их освоения и развития функциональных возможностей организма. Любая сторона деятельности человека - физическая, умственная, волевая может быть развита путем повторения специально подобранных воздействий. Основное средство тренировки - тренировочные нагрузки. Они различаются по направленности, объему и интенсивности. Объем - количественная сторона работы. В стрельбе это продолжительность тренировки, количество произведенных выстрелов. Интенсивность - моторная плотность занятия, степень физических напряжений и психической активности.

Под воздействием тренировочных нагрузок организм адаптируется к перенесению выполняемой работы. Необходимым условием повышения тренированности является постоянное, постепенное, по мере адаптации, возрастание тренировочных нагрузок. Стереотипные нагрузки поддерживают достигнутый уровень тренированности, но не совершенствуют его. Наибольшее воздействие оказывает величина тренировочной нагрузки между "много и очень много", при установке на улучшение производимых действий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: