Географический детерминизм | Механистическая школа | Расовоантропологическая школа | Органическая школа | Социалдарвинистская школа |
Ж. Боден, Ш. Монтескье, Л. Н. Мечников | К. Г. Чарлз, В. Ф. Оствальд | А. де Гобино | Г. Спенсер, А.Шеффле | Ч. Дарвин, Л.Гумплович |
- влияние земнойприроды на историю человечества (Ж. Боден), - «законы очень тесно связаны с теми способами, которыми различные народы добывают себе средства к жизни» (Ш. Монтескье): «О духе законов». | - общество статический агрегатчастей, - «физические законы притяжения, отталкивания, тяготения имеют социальные преломления (К. Г. Чарльз): «Единство закона в соотношениях физической, социальной, психической и моральной науки». | - положения, выдвинутые А. де Гобино: а) соц. жизнь и культура – это продукт расовоантропологических факторов, б) расы не равны между собой и это обуславливает неравенство соответствующих культур, в) соц. поведение людей детерминируется биологической наследственностью, г) расовые смешения вредны. | а) сходство биологического и соц. организмов (основное), б) рост, увеличение в объеме, в) усложнение структуры, г) дифференциация функций, д) рост взаимодействия структуры и функций, е) возможность временного существования частей при расстройстве целого | - положения Л.Гумпловича: а) человечество – частица Вселенной, б) общество – реальность, целиком подчиняющая себе индивида, в) главный фактор общественной жизни: непрерывная и беспощадная борьба между соц. группами, г) этно-центризм – это вера, что данный народ по праву занимает господствующее положение в мире (государстве) д) в основе стремления к господству лежат экономические мотивы |
История природно-социального взаимодействия
Первый этап | Второй этап | Третий этап | Четвертый этап |
- первобытная эпоха, - появление человека разумного, - воздействует на природу только самим фактом своего существования, - период «присваивающе й экономики», - от природных условий зависели и характер занятий членов общины, и необходимость миграции, характер расселения. | - начинается в первобытную эпоху и продолжается до возникновения буржуазных революций, - возникновение земледелия и скотоводства, - переход от «присваивающе й экономики» к «производящей экономике», - влияние природы на человека опосредуется общественными структурами, средствами производства, - влияние человека на природу носило еще локальный характер, - возникновение двух типов обществ: а) техногенные, б) традиционные | - достигает расцвета техногенный тип общества (XVIII в. Англия), - сверхприродная сущность человека – идея непрерывного прогресса, совершенствовани я как принципа человеческой деятельности (христианство), - идея о преобразующей, конструирующей силе человеческой деятельности (Ренессанс), - учение о двух субстанциях: мыслящая и протяженная (упрочение взгляда на природное лишь как на объект воздействия человека) – Р. Декарт, - принцип активного отношения человека к природе | - XX век, - попытка преодолеть противопоставлени е человека и общества – природе, - создать новую гармонию между «стратегией природы» и «стратегией человека», - переход от физических моделей мира к биологическим, - мир понимается как организм, а не механизм, - происходит формирование «биологического сознания». |
Природа – это вся Вселенная, объективная реальность, весь материальный мир. Природа – это географическая среда, часть природы, с которой общество взаимодействует. Тип общественной системы
Первый этап | Второй этап | Третий этап | Четвертый этап |
Общества с технологиями добычи | Общества с аграрно- ремесленными технологиями | Общества с индустриальными технологиями | Общества с сервисными технологиями |
Экологический кризис – это пагубное влияние человека (общества) на природу, нарушение существования природных систем.
Истощение недр |
Загрязнение Земли |
Уничтожение растительного и животного мира |
Вырубка лесов |
Применение атомной энергии |
Типы экологических кризисов
(с пространственной точки зрения)
Локальные |
Региональные |
Глобальные |
Типы экологических кризисов
(с детерминистской точки зрения)
Природные |
Антропогенные |