Большинство научных направлений рассматривают «толерантность» как чувство терпимости и уважительного отношения к культуре и мнениям других людей, готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия, но без ущемления собственных интересов.
Толерантность неявляется врожденным качеством личности, развивается в процессе межкультурного общения, предполагает разумную уступчивость, постоянную готовность к диалогу, равенство взаимодействующих сторон, признание другого мнения, уникальности и ценности другой личности.
Формирование толерантного отношения к чужой культуре включает несколько этапов.
I. Общее ознакомление с культурой той или ной страны:
• осознание тех особенностей чужой и своей культуры, которые могут сказаться на успешной коммуникации;
• поиски возможностей приобрести опыт межкультурного взаимодействия в привычной обстановке, чтобы реально ощутить особенности этого взаимодействия и культурные различия.
|
|
II. Языковая подготовка:
• обязательное ознакомительное изучение языка предполагаемой для коммуникации культуры;
• развитие языковых навыков с помощью самообразования (прослушивание аудиокассет, просмотра учебных фильмов, чтение газет и журналов, беседы с носителями данного языка);
• накопление индивидуального словарного запаса, необходимого для начального этапа культурной адаптации в чужой культуре;
• использование полученных языковых знаний и навыков при любой возможности.
III. Специализированная культурная подготовка:
• сбор и изучение информации о культурном своеобразии соответствующей страны:
• подготовка к неизбежному культурному шоку;
• получение необходимых практических советов от людей, знакомых с культурой данной страны;
• получение дополнительной информации из путеводителей для туристов.
Американские исследователи К. Ситарам и Р. Когделл выработали практические рекомендации, которые способствуют выработке толерантного отношения к чужой культуре. Некоторые из них:
1. Относиться к чужой культуре с тем же уважением, что и к своей.
2. Пытаться понимать и уважать эту религию.
3. Уважать обычаи приготовления и принятия пищи, способы одеваться, не демонстрировать отвращения к непривычным запахам.
4. Не судить людей по цвету и акценту.
5. Понимать, что каждая культура, какой бы малой она ни была, имеет что предложить миру.
Диалог в межкультурной коммуникации.
Межкультурные контакты способствуют ускорению развития отдельных народов и целых регионов.
Диалог культур - одна из наиболее значимых для культурной динамики форм культурной коммуникации.
|
|
Можно выделить следующие уровни диалога культур:
· личностный, связанный с формированием или трансформацией человеческой личности под влиянием различных "внешних" по отношению к его естественной культурной среде культурных традиций;
· этнический, характерный для отношений между различными локальными социальными общностями, нередко в рамках единого социума;
· межнациональный, связанный с разноплановым взаимодействием различных государственно-политических образований и их политических элит;
· цивилизационный, основанный на встрече принципиально различных типов социальности, систем ценностей.