КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
Игошина О.Ю.
Методические разработки к семинарским занятиям для преподавателя и студентов по дисциплине «История Отечества»
Учебно-методическое пособие
Специальность 060201 – «Стоматология»
Самара 2013
УДК 61
БКК 67
Б 94
Рецензенты:
доктор исторических наук, профессор Е.Л. Храмкова (каф. Отечественной истории и археологии, Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, г. Самара);
кандидат юридических наук, доцент Н.К. Елина (зав. кафедрой гуманитарных дисциплин МИ «РЕАВИЗ»).
Игошина (Бушуева) О.Ю.
Методические разработки к семинарским занятиям для преподавателя и студентов по дисциплине «История Отечества»: учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений /
Игошина О.Ю. – Самара: НОУ ВПО МИ «РЕАВИЗ», 2013 –
Пособие содержит учебно-методические материалы по дисциплине «История Отечества» для подготовки к семинарским занятиям преподавателей и студентов по специальности «Стоматология».
|
|
Пособие подготовлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка____________________________________________________________________ 4
1. Введение в дисциплину _______________________________________________________________ 7
2. Восточные славяне. Киевская Русь в IX – XIII вв.__________________________________________ 10
3. Московское государство в XIV – XVI вв.___________________________________________________ 15
4. Россия в XVII в.______________________________________________________________________ 20
5. Российский абсолютизм в XVIII в.______________________________________________________ 24
6. Россия в XIX в. ______________________________________________________________________ 29
7. Россия на рубеже XIX – XX вв.(1894 – 1917 гг.) ___________________________________________ 34
8. Становление Советского государства (1917 – 1930-е гг.) ____________________________________ 39
9. Вторая мировая война (1939-1945 гг.). Великая Отечественная война (1941-1945 гг.) ____________ 44
10. СССР и мир в послевоенный период (1945 – 1953 гг.) _____________________________________ 49
11. СССР в эпоху глобализации всемирной истории (1954 – 1991 гг.) ____________________________ 52
12. Россия на рубеже XX – XXI вв._________________________________________________________ 57
Вопросы к зачету _______________________________________________________________________ 61
Тестовые задания _______________________________________________________________________ 62
Исторический словарь ___________________________________________________________________ 63
Требования к оформлению реферата ________________________________________________________ 67
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение гуманитарных дисциплин составляет важную часть общеобразовательной и мировоззренческой подготовки современных специалистов. К важнейшим общественным наукам относится ИСТОРИЯ. История — это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Это коллективная память народа. Потеря исторической памяти разрушает общественное сознание, делает жизнь бессмысленной. Основными принципами исторической науки являются — историзм, объективность, социальный подход, альтернативность. Только соблюдение и сочетание всех этих принципов обеспечивает строгую научность и достоверность в изучении исторического прошлого.
|
|
Целями данного учебного курса является изучение российской истории в контексте мировой цивилизации, выявление общего и особенного в российской истории, формирование представления об основных этапах и содержании истории России с древнейших времен до наших дней. Курс построен по проблемно-хронологическому принципу. Это позволяет студентам получить принципиальное представление об основных этапах мирового цивилизационного процесса. Вместе с тем, первоочередное внимание в курсе уделяется изучению характерных особенностей исторического развития России, что особенно важно для более адекватного понимания процессов. происходящих в нашей стране и мире в настоящее время.
В современной высшей школе семинар является одним из основных видов практических занятий по различным наукам, так как представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления общения.
Семинар - это такая форма организации обучения, при которой на этапе подготовки доминирует самостоятельная работа учащихся с учебной литературой и другими дидактическими средствами над серией вопросов, проблем и задач, а в процессе семинара идут активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Семинар в сравнении с другими формами обучения требует от учащихся довольно высокого уровня самостоятельности в работе с литературой - умение работать с несколькими источниками, осуществить сравнение того, как один и тот же вопрос излагается различными авторами, сделать собственные обобщения и выводы. При подготовке к семинару и в процессе его проведения к студентам предъявляют более высокие требования в плане их самостоятельности, инициативы, уровня развития их умения работать с учебной литературой, что повышает уровень осмысления и обобщения изученного материала.
Готовясь к семинару, студенты должны:
1. Познакомиться с рекомендованной литературой;
2. Рассмотреть различные точки зрения по вопросу;
3. Выделить проблемные области;
4. Сформулировать собственную точку зрения;
5. Предусмотреть спорные моменты и сформулировать дискуссионный вопрос.
Темы семинарских занятий и внутридисциплинарные и междисциплинарные связи:
№ п/п | Наименование темы дисциплины | Внутридисциплинарные связи | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | ||
1. | Введение в дисциплину | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
2. | Восточные славяне. Киевская Русь в IX – XIII вв. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
3. | Московское государство в XIV – XVI вв. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
4. | Россия в XVII в. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
5. | Российский абсолютизм XVIII в. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
6. | Россия в XIX в. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
7. | Россия на рубеже XIX – XX вв. (1894 – 1917 гг.) | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
8. | Становление Советского государства (1917 – 1930 гг.). | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
9. | Вторая мировая война (1939-1945 гг.). Великая Отечественная война (1941-1945 гг.) | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
10. | СССР и мир в послевоенный период (1945 – 1953 гг.). | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
11. | СССР в эпоху глобализации всемирной истории (1954 – 1991 гг.). | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
12. | Россия на рубеже XX – XXI вв. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ,
|
|
ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:
- Способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных наук (ОК-1);
- Способность и готовность к анализу мировоззренческих, социально-значимых и личностно значимых проблем; к самосовершествованию (ОК-2);
- Способность и готовность к анализу значимых политических событий и тенденций, ответственное участие в политической жизни, овладение основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, уважительное и бережное отношение к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; знать историко-медицинскую терминологию (ОК-3);
- Способен и готов анализировать экономические проблемы и общественные процессы (ОК-4);
- Способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5);
- способности сформировать новые личностные качества: критически относится к себе, к своим стереотипам и привычкам, обладает гибким мышлением, способен сотрудничать и вести диалог, критически оценивать информацию, уметь и анализировать и синтезировать, быть нравственно ответственным за порученное дело, способен к творческой адаптации в реальной обстановке (ОК-6);
- способность сформировать новые личностные качества: критически относится к себе, к своим стереотипам и привычкам, обладает гибким мышлением, способен сотрудничать и вести диалог, критически оценивать информацию, уметь и анализировать и синтезировать, быть нравственно ответственным за порученное дело, способен к творческой адаптации в реальной обстановке (ОК-7;
- способность к аргументации, ведению дискуссии, к социальному взаимодействию с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; к толерантности, уважению и принятию другого индивидуума, к социальной мобильности (ОК-8);
|
|
- способность к кооперации с коллегами и работе в коллективе, организовать работу исполнителей, принимать оптимальные управленческие решения (ОК-9);
- способность осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм (ОК-11);
- способность грамотно использовать в профессиональной деятельности компьютерную технику, готов применять современные информационные технологии для решения профессиональных задач (ОК-12).