III. Источники информации

А. Обязательная литература:

1. Патологическая физиология. Редакторы: А.Д. Адо. – Москва, 2001. – С. 457-469, 486-503.

2. Патологическая физиология. Редакторы: Н.Н. Зайко и Ю.В. Быць. Киев. Логос, 1997. – С. 355-359, 389-394.

3. Патологическая физиология. Редактор: П.Ф. Литвицкий. – М.: Меди­цина, 1997. – С. 335-348, 387-397, 426-438.

4. Патологическая физиология/Под ред. П. Ф. Литвицкого. – Изд. ГЭОТАР – МЕД, 2002. –т. II. - С. 7 – 45, 56 – 80.

5. Патологическая физиология. Редакторы: А.Д Адо. – Москва, 2001. – С. 469-486, 503-514.

6. Патологическая физиология. Редакторы: Н.Н. Зайко, Ю.В Быць. – Киев, 1996. – С. 375-384, 384-389.

7. Патологическая физиология. Редактор: П.Ф. Литвицкий. –М.: 1997. – С. 397-410, 410-426.

8. Патологическая физиология/Под ред. П. Ф. Литвицкого. – Изд. ГЭОТАР – МЕД, 2002. –т. II. - С. 45 – 56, 80 – 105.

 

 

Б. Дополнительная литература:

1. Руководство по гематологии. /Под ред. Е.И. Воробьева, М.: Медицина. – 1985. – Т. 1. – С. 426-429; Т. 2. – С.160.

2. Лабораторные методы исследования системы гемостаза. Под редак­цией В.П. Балуды и др., Томск. – 1980. – С. 30-50.

3. Петровский Б.В. и соавторы. Актуальные проблемы гемостазиологии. М., 1981. – С. 16-35.

4. К.М. Зубарева. Болезни системы крови. М., 1979. Для студентов пе­диатрического факультета.

5. Руководство по гематологии. /Под ред. А.И. Воробьева – М.: Меди­цина. – 1995. – Т. 1. – С. 401-420.

6. И.М. Воронцов, Н.А. Алексеев. Лейкозы у детей. Л., 1979.

7. К.М. Зубарева. Болезни системы крови. М., 1979. Для студентов пе­диатрического факультета.

 

Тема № 8. Патофизиология желудочно-кишечного тракта и печени.

 

I. Цели занятия

А. Общая цель, мотивация изучения темы.

Уметь оценить типовые нарушения секреторной, моторной и вса­сывательной функции желудка с целью своевременной диагностики и патогенетического лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Уметь объяснить патогенез изменений в организме при нарушениях функционального состояния и структуры печени для обоснования пато­генетического лечения ее заболеваний.

 

Б. Конкретные цели занятия.

Знать:

1. Характеристику, проявления недостаточности пищеварения.

2. Причины и патогенез нарушений слюноотделения секреторно-моторной и всасывательной функции желудка и кишечника.

3. Язвенная болезнь: этиология и патогенез.

4. Причины недостаточности. Функции печени, желчеобразования и желчевыделения.

5. Механизмы развития основных видов желтух, патогенез измене­ний в организме при механических, паренхиматозных гемолитических желтухах.

 

Уметь:

1. Определить:

1) титрационную кислотность желудочного сока по методу Тенфера; 2) актуальную кислотность желудочного сока с помо­щью рН-метра; 3) наличие молочной кислоты в желудочном соке.

2. Оценить состояние секреторной функции желудка на основе дан­ных кислотности желудочного сока.

3. По данным определения желчных пигментов в крови, моче и кале, а также исследования содержания желчных кислот в крови и моче диффе­ренцировать виды желтух.

 

II. Ориентировочная основа действий

А. Исходный уровень знаний, умений.

1.Механизм слюноотделения, состав и свойства желудочного сока, регуляция двигательной и секреторной функции желудка (кафедра нормальной физиологии).

2. Основные функции печени (кафедра нормальной физиологии).

3. Механизмы образования желчи (кафедра нормальной физиологии и биохи­мии).

4. Состав желчи и ее значение для организма (кафедра нормальной физиологии).

Б. Программа самостоятельной теоретической подготовки сту­дентов.

Учебные задания

Изучить:

1. Причины и механизмы нарушения обработки пищи в полости рта.

2. Нарушение пищеварения в желудке и кишечнике.

3. Этиология и патогенез язвенной болезни. Кишечная непроходимость..

4 Причины, механизмы развития проявлений недостаточности печени.

5. Причины, патогенез основных видов желтух. Нарушения функций организма при желтухах.

6. Причины, патогенез и проявления желчекаменной болезни.

 

Учебные вопросы для контроля:

1. Общая этиология расстройств функций системы пищеварения.

2. Нарушения аппетита: типовые формы, этиология, патогенез, последствия.

3. Расстройства функции слюнных желез: формы, этиология, патогенез.

4. Расстройства секреторной функции желудка: формы, этиология, патогенез.

5. Расстройства двигательной активности желудка: формы этиология, патогенез.

6. Расстройства пищеварения при ахолии: определение, этиология, патогенез.

7. Расстройства пищеварения при панкреатической ахилии.

8. Нарушение мембранного пищеварения: этиология, патогенез.

9. Расстройства пищеварения при нарушениях двигательной активности кишечника.

10. Этиология и патогенез печеночной недостаточности.

11. Проявления печеночной недостаточности и механизмы их развития.

12. Шунтовая печеночная кома: этиология, патогенез, проявления.

13. Печеночно-клеточная кома: этиология, патогенез, проявления.

14. Гемолитическая желтуха: этиология, патогенез, проявления.

15. Механическая желтуха: этиология патогенез холемического и ахолического синдромов.

16. Печеночная желтуха: этиология и патогенез паренхимозной формы.

17. Энзимопатические желтухи: виды этиология, патогенез.

 

В. Задачи:

Задача № 1. У пациента обнаружили отсутствие HCI в желудочном соке. Как называется данное состояние? При каких заболеваниях? Как отличить данное состояние от ахилии?

Задача № 2. При титровании желудочного сока получили дан­ные: общая кислотность - 88 т.ед., общая HCI - 83 т.ед., свободная НСl - 50 т.ед., связанная НС1 - 33 т.ед., кислые фосфаты и органические кислоты - 5 т.ед. Оцените состояние кислотности желудочного сока, при каких заболеваниях это наблюдается?

Задача № 3. У больного выявлены следующие симптомы: желтый цвет кожи и слизистых оболочек, расчесы на коже, угнетение сухожильных реф­лексов, снижение болевой чувствительности. Окраска мочи темная («цвета пива»), стул «ахоличен». АД – 90/40 мм.рт.ст. (11,9/5,3 кПа), число сердечных сокращений 50 уд./мин. При лабораторных исследованиях установлено:

в крови повышена концентрация холестерина, определяются прямой билирубин и желчные кислоты; в моче желчные кислоты, прямой билирубин; стеркобилиноген отсутствует. Какой вид желтухи у больного? Объ­ясните механизмы нарушения обмена желчных пигментов, патогенез клинических проявлений заболевания.

Задача № 4. После переливания крови у больного развилась желту­ха. Край печени ниже реберной дуги на 2 см. АД – 100/50 мм.рт.ст. (13,3/6,6 кПа), ЧСС = 100 уд./мин. Количество эритроцитов крови 3,0 Т/л, гемоглобин 160 г/л. В крови повышенно содержание непрямого билирубина, в моче много уробилиногена, стеркобилиногена, в кале - стеркобилиногена. Какой вид желтухи у больного? Объяснить механизмы на­рушения обмена желчных пигментов.

 

Г. Алгоритм выполнения заданий и овладение практическими навыками и умениями.

Опыт № 1. Определение титрационной кислотности желудочного сока.

К 5 мл. профильтрованного желудочного сока добавляют 1 кал. 0,5% раствора диметиламидоазобензола и 2 кал. 1% раствора фенолфта­леина. Заполняют бюретку 0,1% раствором едкого натра и отмечают уровень его состояния в бюретке – 1-й уровень. Титруют до появления оранжево-розового цвета – 2-й уровень. Титруют до стойкого желтого цвета – 3-й уровень. Титруют до стойкого розово-красного цвета – 4-й уро­вень. Вычисляют кислотность. Разность между 4-м и 1-м уровнем соот­ветствует общей кислотности. Разность, между 2-м и 1-м уровнем соот­ветствует свободной НС1. Разность между средним арифметическим 4-го и 3-го уровней и 1-м уровнем соответствует общей НС1. Все цифры умножают на 20. Разность между общей кислотностью и общей НС1 да­ет кислые фосфаты и органические кислоты. Разность между общей НС1 и свободной НС1 дает связанную НС1. Титруют 3 сока, оценивают их кислотность и вид патологии.

Опыт № 2. Определение рН желудочного сока.

Включить прибор в сеть за 15 минут до измерения рН. Пере­ключатель «размах» установить в положении «15 рН». Ручку с надпи­сью «температура раствора» установить на значение температуры ис­следуемого сока. Поместить электроды в стаканчик с желудочным со­ком и отсчет величины рН произвести после того, когда показания при­мут установившиеся значения. Переключатель «размах» установить в положении «3 рН». Рекомендуется следующее правило отсчета пока­заний. Измеряемая величина равна начальное значение рН для данного диапазона + показание, отсчитанное по верхней шкале. Пример: Пере­ключатель диапазонов установлен положении «2-5», а стрелка прибора установилась назначении 1,26. Измеряемая величина равна: 2+1,62=3,62. Определяют величину рН 3-х соков, делают выводы.

Опыт № 3. Определение молочной кислоты в желудочном соке.

К 10 мл. 2% раствора карболовой кислоты добавляют 1-2 кал. 15% раствора полутора хлористого железа и получают фиолетовый цвет. Разливают реактив в 3 пробирки и добавляют по кадиям желудочный сок. При наличии молочной кислоты цвет реактива изменяется в ярко-желтый. Сопоставляют величины кислотности желудочного сока и на­личие в нем молочной кислоты, оценивают патологию.

Опыт № 4. Влияние желчи на двигательные рефлексы спинного мозга.

Обездвиживают лягушку (не разрушать спинной мозг!!!). Подве­шивают ее в штатив. Погружают лапку в 0,5% раствор H24 и опреде­ляют время рефлекса 3 раза. После каждого определения лапку промы­вают водой. Полученная средняя величина берется за исходную. В спинной лимфатический мешок лягушке вводят 1-2 мл. желчи. Через 10-20 минут снова определяют время рефлекса. Сопоставляют данные. Объ­ясняют механизм изменения времени рефлекса.

Опыт № 5. Влияние желчи на ЧСС.

У обездвиженной лягушки вскрывают грудную полость, обнажают сердце. Рассекают перикард и вырезают сердце с окружающими мягки­ми тканями, стараясь не повредить венозный синус. Переносят сердце в фарфоровую чашечку с физиологическим раствором. Сосчитывают ЧСС. В чашечку добавляют 2-3 капли желчи. При этом наступает сначала уве­личение, а затем уменьшение ЧСС. Добавляют еще несколько капель желчи и доводят сердце до остановки. Переносят сердце в чистый физиологический раствор, отмывают его: при этом сокращения сердца вос­станавливаются. Записывают результаты, объясняют механизмы изме­нений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: