А. Обязательная литература:
1. Патологическая физиология. Редакторы: А.Д. Адо. – Москва, 2001. – С. 457-469, 486-503.
2. Патологическая физиология. Редакторы: Н.Н. Зайко и Ю.В. Быць. Киев. Логос, 1997. – С. 355-359, 389-394.
3. Патологическая физиология. Редактор: П.Ф. Литвицкий. – М.: Медицина, 1997. – С. 335-348, 387-397, 426-438.
4. Патологическая физиология/Под ред. П. Ф. Литвицкого. – Изд. ГЭОТАР – МЕД, 2002. –т. II. - С. 7 – 45, 56 – 80.
5. Патологическая физиология. Редакторы: А.Д Адо. – Москва, 2001. – С. 469-486, 503-514.
6. Патологическая физиология. Редакторы: Н.Н. Зайко, Ю.В Быць. – Киев, 1996. – С. 375-384, 384-389.
7. Патологическая физиология. Редактор: П.Ф. Литвицкий. –М.: 1997. – С. 397-410, 410-426.
8. Патологическая физиология/Под ред. П. Ф. Литвицкого. – Изд. ГЭОТАР – МЕД, 2002. –т. II. - С. 45 – 56, 80 – 105.
Б. Дополнительная литература:
1. Руководство по гематологии. /Под ред. Е.И. Воробьева, М.: Медицина. – 1985. – Т. 1. – С. 426-429; Т. 2. – С.160.
2. Лабораторные методы исследования системы гемостаза. Под редакцией В.П. Балуды и др., Томск. – 1980. – С. 30-50.
3. Петровский Б.В. и соавторы. Актуальные проблемы гемостазиологии. М., 1981. – С. 16-35.
|
|
4. К.М. Зубарева. Болезни системы крови. М., 1979. Для студентов педиатрического факультета.
5. Руководство по гематологии. /Под ред. А.И. Воробьева – М.: Медицина. – 1995. – Т. 1. – С. 401-420.
6. И.М. Воронцов, Н.А. Алексеев. Лейкозы у детей. Л., 1979.
7. К.М. Зубарева. Болезни системы крови. М., 1979. Для студентов педиатрического факультета.
Тема № 8. Патофизиология желудочно-кишечного тракта и печени.
I. Цели занятия
А. Общая цель, мотивация изучения темы.
Уметь оценить типовые нарушения секреторной, моторной и всасывательной функции желудка с целью своевременной диагностики и патогенетического лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта.
Уметь объяснить патогенез изменений в организме при нарушениях функционального состояния и структуры печени для обоснования патогенетического лечения ее заболеваний.
Б. Конкретные цели занятия.
Знать:
1. Характеристику, проявления недостаточности пищеварения.
2. Причины и патогенез нарушений слюноотделения секреторно-моторной и всасывательной функции желудка и кишечника.
3. Язвенная болезнь: этиология и патогенез.
4. Причины недостаточности. Функции печени, желчеобразования и желчевыделения.
5. Механизмы развития основных видов желтух, патогенез изменений в организме при механических, паренхиматозных гемолитических желтухах.
Уметь:
1. Определить:
1) титрационную кислотность желудочного сока по методу Тенфера; 2) актуальную кислотность желудочного сока с помощью рН-метра; 3) наличие молочной кислоты в желудочном соке.
|
|
2. Оценить состояние секреторной функции желудка на основе данных кислотности желудочного сока.
3. По данным определения желчных пигментов в крови, моче и кале, а также исследования содержания желчных кислот в крови и моче дифференцировать виды желтух.
II. Ориентировочная основа действий
А. Исходный уровень знаний, умений.
1.Механизм слюноотделения, состав и свойства желудочного сока, регуляция двигательной и секреторной функции желудка (кафедра нормальной физиологии).
2. Основные функции печени (кафедра нормальной физиологии).
3. Механизмы образования желчи (кафедра нормальной физиологии и биохимии).
4. Состав желчи и ее значение для организма (кафедра нормальной физиологии).
Б. Программа самостоятельной теоретической подготовки студентов.
Учебные задания
Изучить:
1. Причины и механизмы нарушения обработки пищи в полости рта.
2. Нарушение пищеварения в желудке и кишечнике.
3. Этиология и патогенез язвенной болезни. Кишечная непроходимость..
4 Причины, механизмы развития проявлений недостаточности печени.
5. Причины, патогенез основных видов желтух. Нарушения функций организма при желтухах.
6. Причины, патогенез и проявления желчекаменной болезни.
Учебные вопросы для контроля:
1. Общая этиология расстройств функций системы пищеварения.
2. Нарушения аппетита: типовые формы, этиология, патогенез, последствия.
3. Расстройства функции слюнных желез: формы, этиология, патогенез.
4. Расстройства секреторной функции желудка: формы, этиология, патогенез.
5. Расстройства двигательной активности желудка: формы этиология, патогенез.
6. Расстройства пищеварения при ахолии: определение, этиология, патогенез.
7. Расстройства пищеварения при панкреатической ахилии.
8. Нарушение мембранного пищеварения: этиология, патогенез.
9. Расстройства пищеварения при нарушениях двигательной активности кишечника.
10. Этиология и патогенез печеночной недостаточности.
11. Проявления печеночной недостаточности и механизмы их развития.
12. Шунтовая печеночная кома: этиология, патогенез, проявления.
13. Печеночно-клеточная кома: этиология, патогенез, проявления.
14. Гемолитическая желтуха: этиология, патогенез, проявления.
15. Механическая желтуха: этиология патогенез холемического и ахолического синдромов.
16. Печеночная желтуха: этиология и патогенез паренхимозной формы.
17. Энзимопатические желтухи: виды этиология, патогенез.
В. Задачи:
Задача № 1. У пациента обнаружили отсутствие HCI в желудочном соке. Как называется данное состояние? При каких заболеваниях? Как отличить данное состояние от ахилии?
Задача № 2. При титровании желудочного сока получили данные: общая кислотность - 88 т.ед., общая HCI - 83 т.ед., свободная НСl - 50 т.ед., связанная НС1 - 33 т.ед., кислые фосфаты и органические кислоты - 5 т.ед. Оцените состояние кислотности желудочного сока, при каких заболеваниях это наблюдается?
Задача № 3. У больного выявлены следующие симптомы: желтый цвет кожи и слизистых оболочек, расчесы на коже, угнетение сухожильных рефлексов, снижение болевой чувствительности. Окраска мочи темная («цвета пива»), стул «ахоличен». АД – 90/40 мм.рт.ст. (11,9/5,3 кПа), число сердечных сокращений 50 уд./мин. При лабораторных исследованиях установлено:
в крови повышена концентрация холестерина, определяются прямой билирубин и желчные кислоты; в моче желчные кислоты, прямой билирубин; стеркобилиноген отсутствует. Какой вид желтухи у больного? Объясните механизмы нарушения обмена желчных пигментов, патогенез клинических проявлений заболевания.
Задача № 4. После переливания крови у больного развилась желтуха. Край печени ниже реберной дуги на 2 см. АД – 100/50 мм.рт.ст. (13,3/6,6 кПа), ЧСС = 100 уд./мин. Количество эритроцитов крови 3,0 Т/л, гемоглобин 160 г/л. В крови повышенно содержание непрямого билирубина, в моче много уробилиногена, стеркобилиногена, в кале - стеркобилиногена. Какой вид желтухи у больного? Объяснить механизмы нарушения обмена желчных пигментов.
|
|
Г. Алгоритм выполнения заданий и овладение практическими навыками и умениями.
Опыт № 1. Определение титрационной кислотности желудочного сока.
К 5 мл. профильтрованного желудочного сока добавляют 1 кал. 0,5% раствора диметиламидоазобензола и 2 кал. 1% раствора фенолфталеина. Заполняют бюретку 0,1% раствором едкого натра и отмечают уровень его состояния в бюретке – 1-й уровень. Титруют до появления оранжево-розового цвета – 2-й уровень. Титруют до стойкого желтого цвета – 3-й уровень. Титруют до стойкого розово-красного цвета – 4-й уровень. Вычисляют кислотность. Разность между 4-м и 1-м уровнем соответствует общей кислотности. Разность, между 2-м и 1-м уровнем соответствует свободной НС1. Разность между средним арифметическим 4-го и 3-го уровней и 1-м уровнем соответствует общей НС1. Все цифры умножают на 20. Разность между общей кислотностью и общей НС1 дает кислые фосфаты и органические кислоты. Разность между общей НС1 и свободной НС1 дает связанную НС1. Титруют 3 сока, оценивают их кислотность и вид патологии.
Опыт № 2. Определение рН желудочного сока.
Включить прибор в сеть за 15 минут до измерения рН. Переключатель «размах» установить в положении «15 рН». Ручку с надписью «температура раствора» установить на значение температуры исследуемого сока. Поместить электроды в стаканчик с желудочным соком и отсчет величины рН произвести после того, когда показания примут установившиеся значения. Переключатель «размах» установить в положении «3 рН». Рекомендуется следующее правило отсчета показаний. Измеряемая величина равна начальное значение рН для данного диапазона + показание, отсчитанное по верхней шкале. Пример: Переключатель диапазонов установлен положении «2-5», а стрелка прибора установилась назначении 1,26. Измеряемая величина равна: 2+1,62=3,62. Определяют величину рН 3-х соков, делают выводы.
|
|
Опыт № 3. Определение молочной кислоты в желудочном соке.
К 10 мл. 2% раствора карболовой кислоты добавляют 1-2 кал. 15% раствора полутора хлористого железа и получают фиолетовый цвет. Разливают реактив в 3 пробирки и добавляют по кадиям желудочный сок. При наличии молочной кислоты цвет реактива изменяется в ярко-желтый. Сопоставляют величины кислотности желудочного сока и наличие в нем молочной кислоты, оценивают патологию.
Опыт № 4. Влияние желчи на двигательные рефлексы спинного мозга.
Обездвиживают лягушку (не разрушать спинной мозг!!!). Подвешивают ее в штатив. Погружают лапку в 0,5% раствор H2SО4 и определяют время рефлекса 3 раза. После каждого определения лапку промывают водой. Полученная средняя величина берется за исходную. В спинной лимфатический мешок лягушке вводят 1-2 мл. желчи. Через 10-20 минут снова определяют время рефлекса. Сопоставляют данные. Объясняют механизм изменения времени рефлекса.
Опыт № 5. Влияние желчи на ЧСС.
У обездвиженной лягушки вскрывают грудную полость, обнажают сердце. Рассекают перикард и вырезают сердце с окружающими мягкими тканями, стараясь не повредить венозный синус. Переносят сердце в фарфоровую чашечку с физиологическим раствором. Сосчитывают ЧСС. В чашечку добавляют 2-3 капли желчи. При этом наступает сначала увеличение, а затем уменьшение ЧСС. Добавляют еще несколько капель желчи и доводят сердце до остановки. Переносят сердце в чистый физиологический раствор, отмывают его: при этом сокращения сердца восстанавливаются. Записывают результаты, объясняют механизмы изменений.