ОТЧЕТ О РАБОТЕ ДЕПУТАТА МОД В.Н. ШАПКИНА
за I – ое полугодие 2020 года.
В условиях противостояния инфекции и режима самоизоляции мы пережили сложный период времени – это организация волонтёрской работы и оказание помощи нуждающимся, участие в дистанционных мероприятиях, а также участие в не менее важных мероприятиях, приуроченных к 75-летию Победы, проведение Общероссийского голосования. И все это – в короткие сроки. Работу в первом полугодии условно можно разделить на четыре блока.
ПЕРВОЕ – это работа с 13 января по 29 марта по основным направлениям деятельности депутата.
ВТОРОЕ – депутатская деятельность в период противодействия коронавирусной инфекции с 30 марта по июнь текущего года.
ТРЕТЬЕ. Подготовка и проведение мероприятий, приуроченных 75-летию Великой Победы.
ЧЕТВЁРТОЕ. Работа в период подготовки и проведения Общероссийского голосования по поправкам в Конституцию РФ с 1 по 30 июня 2020 года.
Было непросто, но в целом поставленные задачи выполнены.
Итоги законотворческой деятельности.
Я являюсь председателем Комитета по имущественным отношениям и землепользованию Московской областной Думы.
К наиболее значимым законам Московской области, подготовленным Комитетом по имущественным отношениям и землепользованию и принятым Московской областной Думой в первом полугодии следует отнести:
1. Закон Московской области № 40/2020-ОЗ «Об официальном толковании абзаца первого части 6 статьи 14 Закона Московской области «О регулировании земельных отношений в Московской области», который разъясняет полномочия органов местного самоуправления по установлению коэффициента Пкд при необходимости определения отдельных случаев его применения – например, в случае, если по истечении трех лет с момента предоставления земельного участка в аренду на таком земельном участке отсутствует введенный в эксплуатацию объект капитального строительства.
2. Закон Московской области № 77/2020-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О регулировании земельных отношений в Московской области» и Закон Московской области «Об аренде имущества, находящегося в собственности Московской области» (далее – Закон Московской области № 77/2020-ОЗ).
Закон Московской области № 77/2020-ОЗ приводит в соответствие законы Московской области в связи с принятием Федерального закона
от 1 апреля 2020 года № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
Закон Московской области № 77/2020-ОЗ внес изменения в законы Московской области № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений
в Московской области» и № 88/2009-ОЗ «Об аренде имущества, находящегося в собственности Московской области» и установил возможность отсрочки внесения арендной платы за пользование недвижимым имуществом, находящимся в собственности Московской области, за пользование земельными участками, которые находятся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена в качестве меры поддержки, в случае принятия Губернатором Московской области решения о введении режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, действия ограничительных мероприятий (карантина), вводимых в случае угрозы возникновения и (или) распространения инфекционных заболеваний на территории Московской области (далее-период ЧС).
Порядок переноса сроков внесения арендной платы устанавливается Правительством Московской области.
Также Законом Московской области № 77/2020-ОЗ установлена возможность отсрочки внесения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в период ЧС.
3. Закон Московской области № 103/2020-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области»,
предоставил возможность гражданам осуществлять подачу заявлений
о постановке многодетной семьи на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка через многофункциональные центры по своему выбору, независимо от места жительства, а также через государственную информационную систему Московской области «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Московской области».
4. Закон Московской области № 120/2020-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской области «О регулировании земельных отношений в Московской области» установил для некоммерческих объединений граждан, созданных в целях ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, размер арендной платы за земельные участки, предоставлены в аренду без торгов, в размере трех десятых процента кадастровой стоимости.
К наиболее значим мероприятиям, проведенным Комитетом в первом полугодии, следует отнести следующие:
1. Расширенное заседание на тему «Актуальные вопросы организации мероприятий по очистке земель лесного фонда, примыкающих к населенным пунктам Московской области, от отходов производства и потребления».
По результатам мероприятия Комитет лесного хозяйства Московской разработал законодательную инициативу по внесению изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части наложения административного наказания в случае нарушения правил санитарной безопасности в лесах путем размещения отходов с использованием транспортных средств, которая в настоящее время проходит стадию согласования с Правовым управлением Губернатора Московской области.
Подготовлено и направлено на согласование Соглашение с ГУ МВД России по Московской области об организации совместной работы по контролю за несанкционированным размещением отходов производства и потребления на территории лесного фонда и предоставлению информации о транспортных средствах и лицах, виновных в нарушении правил санитарной безопасности в лесах.
Разработаны и утверждены для каждого филиала ГКУ «Мособллес» Московской области персональные ключевые показатели эффективности (KPI) на предмет отсутствия в его границах отходов производства и потребления, который будет использован при оценке результатов работы лесничества.
2. Расширенное заседание на тему «Анализ результатов реализации мероприятий государственной программы Московской области «Экология и окружающая среда Подмосковья» на 2017–2026 годы» (подпрограмма «Развитие лесного хозяйства в Московской области»).
По итогам 2019 года лесовосстановление выполнено на площади 3178,17 га (101% процент от годового плана (3142,28 га).
Количество выращенного посадочного материала лесных растений в 2019 году составляет 16,850 млн. шт. при плановом показателе в 13,9 млн. шт.
В рамках федерального проекта «Сохранение лесов» национального проекта «Экология» в 2019 году приобретено 230 ед. техники и оборудования, в том числе лесопожарной 76 ед., 134 ед. лесохозяйственной и 20 ед. лесопатрульной техники. На обновление технической базы отрасли в 2019 году выделено из федерального бюджета 62,89 млн. рублей, из регионального – 14,99 млн. рублей.
На выполнение работ по защите и воспроизводству лесов из бюджета Московской области в 2020 году выделено 44 905 тыс. рублей, в 2021 году – 27 753 тыс. рублей, в 2022 году – 27 573 тыс. рублей.
2. Расширенное заседание Комитета тему «Анализ проблемных вопросов, возникающих у органов местного самоуправления в ходе реализации Закона Московской области № 73/2011-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области.
На 1 мая 2020 года в Московской области проживает около 85 тысяч многодетных семей, воспитывающих 273 тысячи детей. При этом количество многодетных семей ежегодно увеличивается в среднем на 14%.
По состоянию на 1 мая 2020 года на учете на получение земельного участка состоит около 19000 многодетных семей.
С начала реализации Закона Московской области № 73/2011-ОЗ обеспечено земельными участками более 27000 многодетных семей, что составляет 62% от общего количества семей, состоящих на учете. За период январь-май 2020 года обеспечена 321 семья.
Общая площадь предоставленных земельных участков – 3 744 га.
Дорожной сетью обеспечены 20055 (76%) выделенных земельных участков, электросетями – 20697 (78,5%).
Впервые на территории Московской области при поддержке Правительства Московской области был реализован механизм передачи земельных участков из собственности Российской Федерации для обеспечения многодетных семей городского округа Подольск. В апреле 2020 года передано 75,6 га земли, которые позволят обеспечить 500 многодетных семей.
До конца 2020 года планируются к предоставлению из неразграниченной собственности и собственности Московской области 236 га земли, которые позволят обеспечить 1770 семей в городских округах: Ленинский, Лыткарино, Подольск, Балашиха, Одинцовский.
Городские округа, находящиеся в «красной зоне» по обеспечению многодетных семей земельными участками: Протвино, Электросталь, Лобня, Подольск, Красногорск, Красноармейск, Мытищи, Лосино-Петровский, Пушкинский, Черноголовка, Коломенский, Люберцы, Дзержинский, Власиха, Реутов.
Основная проблема, с которой сталкиваются органы местного самоуправления муниципальных образований при предоставлении земельных участков многодетным семьям, – это малоземельность. 50% муниципальных образований Московской области имеют дефицит свободных земель.
Среди других факторов, влияющих на обеспечение многодетных семей земельными участками, следует отметить следующие: темп роста количества поставленных на учет многодетных семей опережает темп формирования новых земельных участков; длительность процедуры подготовки земельных участков к предоставлению; удаленность земельных участков от основного места жительства многодетных семей; отсутствие подъездных автомобильных дорог к земельным участкам; отсутствие инфраструктуры на земельных участках; дефицит местных бюджетов, дотационность бюджетов некоторых городских округов; высокая стоимость затрат на приобретение и формирование земельных участков, на подведение коммуникаций.
Кроме этого, у ряда муниципальных образований возникают вопросы по применению некоторых положений Закона Московской области
№ 73/2011-ОЗ.
В целом участники заседания отметили улучшение качества оказания муниципальной услуги по предоставлению земельных участков в собственность бесплатно многодетным семьям в Московской области после принятия Закона Московской области № 287/2019-ОЗ, которым фактически принята новая редакция Закона Московской области № 73/2011-ОЗ.
По итогам мероприятия Комитету поручено разработать до 10 августа 2020 года Рекомендации для органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области о применении некоторых положений Закона Московской области № 73/2011-ОЗ.
3. Расширенное заседание Комитета тему «Предварительные результаты оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области по распоряжению и использованию земельными участками».
За период с 01.01.2020 по 19.05.2020 Министерством имущественных отношений Московской области рассмотрено 24452 проекта решений органов местного самоуправления Московской области.
Статистика согласования проектов свидетельствует о стабильном уровне качества подготовки проектов – согласовано с положительным результатом 83% проектов решений. Среди муниципалитетов, которым следует повысить качество подготовки проектов решений о предоставлении государственных услуг, следует отметить городские округа Щелково, Шатура, Электрогорск, Краснознаменск, Молодежный, Фрязино, Пущино.
В связи с принятием постановления Губернатора Московской области от 12.03.2020 № 108-ПГ «О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Московской области» сроки предоставления государственных услуг увеличены в связи с невозможностью осуществления выездов для осмотра земельных участков.
Вместе с тем, заявления о предоставлении государственных услуг принимаются через Портал государственных и муниципальных услуг Московской области без ограничений, ни один муниципалитет Московской области не приостановил предоставление государственных услуг – предоставляются все государственные услуги, не требующие выезда.
96% заявлений о предоставлении государственных услуг рассмотрены в срок. Основные причины нарушения срока – несвоевременная передача заявления для исполнения специалисту, задержка подготовки договора после согласования проекта решения в Министерстве имущественных отношений Московской области.
Необходимо отметить хорошую организацию работы в Одинцовском городском округе, Сергиево-Посадском городском округе, городском округе Люберцы. Вместе с тем, имеет место нарушение срока направления проектов решений на согласование в городском округе Волоколамск.
Отделом проверок деятельности органов местного самоуправления Министерства имущественных отношений Московской области в соответствии с планом проведено пять проверок в городских округах Дзержинский, Протвино, Богородский, Реутов, Лыткарино. По итогам проведенных контрольных мероприятий органам местного самоуправления Московской области вынесено 5 предписаний об устранении нарушений земельного законодательства.
Из положительных результатов работы органов местного самоуправления стоит отметить, что за период январь-апрель 2020 года, по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, не выявлено фактов распоряжения земельными участками без согласования с Министерством имущественных отношений Московской области. За аналогичный период 2019 года было выявлено 39 таких нарушений. Значительно снизился процент неисполненных решений, по которым были вынесены отрицательные заключения. Сократилось количество неисполненных «условно-положительных» решений МВК, а также снизилось количество договоров, заключенных администрациями городских округов с нарушением решений МВК.
В 2019 году, после проведенного выборочного мониторинга решений, был введен показатель рейтинга-50 «Исключение незаконных решений по земле». Основной целью данного показателя является полное исключение незаконных решений и решений, подготовленных с нарушением установленной формы или порядка их подготовки. Большая часть нарушений совершается органами местного самоуправления при подготовке проекта решения. Они выявляются при согласовании проектов решений Министерством имущественных отношений Московской области и заключаются в неграмотном толковании документов, полученных от заявителя или посредством межведомственного взаимодействия.
По итогам мероприятия принято решение в 1 квартале 2021 года провести расширенное заседание Комитета по вопросу соблюдения органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области в 2020 году требований земельного законодательства при распоряжении земельными участками и их использовании.
4. Выездное заседание Комитета на тему «Создание аллеи, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов», на котором депутаты, представители Администрации городского округа Щелково Московской области и Министерства имущественных отношений Московской области высадили голубые ели и кусты сирени, создав в городе Щелково аллею, посвященную 75-летию Победы.
5. Кроме того, Комитет осуществляет ежедневный мониторинг лесопожарной обстановки на территории лесного фонда. Московской области по сведениям, представляемым Комитетом лесного хозяйства Московской области.