Причины межнациональных конфликтов | ||||||
усложнение социально-экономического развития стран мира, существование отсталости многих из них | непродуманная или намеренно экстремистская политика ряда деятелей | колониальное наследие | ошибки и просчеты руководства ряда стран в решении национальных вопросов | |||
Межнациональный конфликт – одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн | ||||||
Типы международных конфликтов | ||||||
государственно- правовой | этнотеррито-риальный | этнодемогра-фический | социально-психологический | |||
неудовлетворенность правовым положением нации, стремление к собственной государственности | определение территории нации, национально-территориальных границ | защита прав "коренной национальности", ограничения для "пришлых" | изменение образа жизни, нарушение прав человека |
|
|
Социальный статус личности.
Социальный статус личности – это положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением | ||||||
статусы, определяемые положением индивида в группе | статусы, определяемые временными рамками, влиянием на жизнь индивида в целом | статусы, приобретаемые или не приобретаемые в результате свободного выбора | ||||
социальный статус – положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы во взаимоотношениях с другими группами |
| основной статус определяет главное в жизни человека |
| предписанный статус – социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом независимо от заслуг личности | ||
неосновной статус влияет на детали поведения | ||||||
личный статус –
положение индивида в малой группе, зависящий от того, как его оценивают члены этой группы в соответствии с его личными качествами |
|
|
| смешанный статус обладает чертами предписываемого и достигаемого статусов | ||
достигаемый статус приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека | ||||||
Социальная роль – модель поведения, ориентированная на данный статус | ||||
психосомати- ческие | психодрамати-ческие | социальные | ||
поведение зависит от биологических потребностей, культуры человека | поведение личности зависит от требований социального окружения | личность ведет себя так, как этого ожидают от представителя той или иной социальной категории | ||
Социальные нормы – правила поведения, регулирующие отношения между людьми, общественную жизнь | ||
признаки | виды | |
– не имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени; | – правовые; | |
– возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей; | – этические; | |
– направлены на регулирование общественных отношений; | – политические; | |
– возникают в процессе исторического развития; | – религиозные; | |
– их содержание соответствует типу культуры и характеру социальной организации общества | – эстетические; | |
– корпоративные | ||
Социальный конфликт.
Причины социальных конфликтов | ||||||
Социальная неоднородность общества, наличие противоположных ориентаций | Различия в уровнях доходов, власти, культуры, социальном престиже, доступе к образованию, информации | Религиозные различия | Поведение человека, его социально-психологические черты (темперамент, интеллект, общая культура) | |||
Социальный конфликт – высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, институтов, представляющих разные интересы и ценности | ||||||
стадии | разновидность | |||||
предконфликтная – конфликтная ситуация. Стороны осознают существующее эмоциональное напряжение, стремятся преодолеть его, осознать причины конфликта, оценивают свои возможности; выбор способа воздействия на противника |
|
|
| национальные конфликты | ||
межнациональные конфликты | ||||||
| ||||||
непосредственно конфликт – недоверие и отсутствие уважения к противнику; согласие невозможно. Наличие инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение поведения соперников. Открытые и скрытые действия соперников | ||||||
разрешение конфликта – завершение инцидента, устранение причин конфликта | ||||||
Виды конфликтов | ||||||
|
| |||||
по длительности | по объему | |||||
долгосрочные; | глобальные; | |||||
|
| |||||
по источнику
| по используемым средствам | |||||
объективные; | насильственные; | |||||
|
| |||||
по форме | по влиянию на ход развития | |||||
внутренние; | прогрессивные; | |||||
|
| |||||
по характеру развития | по сферам общественной | |||||
преднамеренные; | экономические | |||||
|
| |||||
Основные тенденции, наблюдающиеся в изменении социальной | ||||
социальная поляризация, т.е. расслоение на богатых и бедных, углубление социальной и имущественной дифференциации | размывание интеллигенции, которое проявляется в массовом уходе индивидуумов из сферы умственного труда, либо в смене ими места жительства ("утечка мозгов") | процесс стирания границ между специалистами с высшим образованием и высококвалифицированными рабочими |
Семья.
Семья – основанная на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью | |||
| |||
функции |
| сферы семейной деятельности | |
| |||
– репродуктивная – воспроизводство новых членов общества – социализации – формирование индивида как личности – экономическая – общее хозяйство, помощь, поддержка – защитная – физическая, экономическая, психологическая защита – статусная – принадлежность к определенному социальному слою, национальность и т.д. – эмоционального удовлетворения – доверительное общение, эмоциональное выражение чувств, забота, ласка, любовь |
| – репродуктивная – хозяйственно-бытовая – экономическая – воспитательная – досуговая – эмоциональная – духовное общение – социально-статусная – первичный социальный контроль | |
Линии сравнения | Виды семьи
| |||||
По числу детей | Многодетные | Малодетные | Бездетные | |||
По характеру распределения домашних обязанностей | Традиционная
домашние обязанности выполняет в основном женщина, но ответственность за семью перед обществом и основная власть принадлежит мужчине | Коллективистская
обязанности выполняются совместно или по очереди | ||||
По родственной структуре | Нуклеарная супружеская пара с детьми | Расширенная
супружеская пара с детьми и кто-то из родственников, проживающих с ними | Полигамная жена с мужьями или муж с женами | |||
По типу воспитания | Авторитарная основывается на авторитете родителей | Либеральная
строится на самоопределении личности независимо от традиций, привычек | Демократическая характеризует постепенное привитие ребенку таких черт, как сопричастность к судьбам других людей | |||
Раздел 5. Политика как общественное явление.
Понятие власти.
Источник власти |
| ||||||||||||||||||||||
| авторитет, сила, закон, богатство, знание, |
| |||||||||||||||||||||
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||
Субъект власти | Функции власти | Средства власти | Объект власти | ||||||||||||||||||||
государство, парламент, политический лидер, политические партии и др. | господство, руководство, управление, координация, организация, контроль | принуждение, насилие, убеждение, поощрение, право, традиции и др. |
| человек, масса, социальные слои и группы, и др. | |||||||||||||||||||
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||
Власть – это организованная сила, обеспечивающая способность определенной социальной общности – рода, класса, народа – подчинять своей воле людей, используя разные методы, в то числе и принуждение | |||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||
Виды власти | |||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||
политическая | экономическая | принудительная | социальная | культурно-информационная | |||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||
способность и умение реализовать функцию общественного управления | контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности | контроль над людьми с помощью применения или угрозы применения физической силы |
| контроль над распределением статусов, должностей, льгот и привилегий | контроль над людьми с помощью информации и средств ее распространения | ||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||
Основные принципы устойчивости власти | |||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
| легитимность |
| результативность |
| |||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
Теория разделения властей.
Цель разделения властей | ||||||||
предотвратить возвышение одной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе, предусмотреть систему "сдержек и противовесов", направленную на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении | ||||||||
|
| |||||||
|
| |||||||
Теория разделения властей | ||||||||
|
| |||||||
|
| |||||||
Основные положения | ||||||||
|
| |||||||
|
| |||||||
законодательная, исполнительная, судебная власти предоставляются различным людям и органам согласно конституции | все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой | никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти | судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности | |||||
|
| |||||||
|
| |||||||
Разделение властей и их функции | ||||||||
|
| |||||||
|
| |||||||
Законодательная | Исполнительная | Судебная | ||||||
|
| |||||||
|
| |||||||
представляет интересы граждан, издает законы | управляет государственными делами | следит за соблюдением законов органами власти | ||||||
|
| |||||||
Политическая система общества.
| ||||||
| ||||||
Политические организации как институты власти (органы государственной власти, политические партии, общественно-политические движения и организации) |
| Политические отношения | ||||
| ||||||
| ||||||
Политическая | ||||||
| ||||||
Политические |
| Политические и правовые | ||||
| ||||||
Политическая | ||||||
| ||||||
| ||||||
Функции | ||||||
| ||||||
определение целей, задач, путей развития общества, конкретных программ деятельности | организация деятельности общества на выполнение целей, задач, программ | |||||
распределение материальных и духовных ценностей в соответствии с интересами социальных общностей | согласование интересов государства и социальных общностей | |||||
формирование политического сознания народных масс или манипулирование ими | утверждение данного политического строя, обеспечение внутренней и внешней безопасности | |||||
законотворчество | ||||||
Политическая организация общества – совокупность создаваемых людьми государственно-правовых и массово-политических учреждений, выражающих и защищающих интересы определенных социально-политических сил общества, реализующих их цели по использованию государственной власти в системе управления социальными процессами | ||||||
|
| |||||
| Структура |
| ||||
|
| |||||
Государство | Политические партии | Общественно-политические движения и организации | ||||
|
| |||||
|
| |||||
|
| |||||
| Государство. |
| ||||
|
| |||||
Теологическая | Патриархальная | |||||
государство сотворено Богом; правитель подчинен Божественной воле | Государство выросло из семьи; подданные относятся к монарху как дети к отцу | |||||
|
| |||||
|
| |||||
| Основные теории |
| ||||
|
| |||||
|
| |||||
Классовая | Договорная (Г. Гроций, Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локк) | Теория насилия | ||||
Государство – продукт классовой борьбы, орудие в руках господствующих классов | Государство – продукт договора между людьми о защите их естественных прав | Государство создается в процессе завоевания для подчинения побежденных | ||||
|
| |||||
Государство – политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях осуществления управленческо - обеспечительной, охранительной функций и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны | |||||||
|
| ||||||
Признаки государства |
| Функции государства | |||||
1. Территориальная организация власти (институт гражданства, государственная граница) | 1. Политическая ® государство оказывается главным носителем политической власти, обеспечивая условия деятельности политических и общественных институтов | внутренние | |||||
2. Публичный характер власти (несовпадение государства и общества, особый аппарат власти и управления) | 2. Экономическая ® государство регулирует экономические отношения и структурные изменения в экономике (национализация, приватизация и др.) | ||||||
3. Суверенный характер власти (верховенство государства внутри страны и его независимость во внешних отношениях) | 3. Социальная ® осуществление государством программы развития образования и здравоохранения, социального обеспечения и поддержки культуры | ||||||
4. Принудительный характер власти (применение насилия в целях исполнения принимаемых государством решений) | 4. Идеологическая ® воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей через систему государственного образования и официальные каналы средств массовой информации | ||||||
5. Исключительные права на взимание налогов и сборов с населения, денежную эмиссию | 1. Участие в решении глобальных проблем | внешние | |||||
6. Обязательность членства в государстве | 2. Обеспечение национальной безопасности | ||||||
7. Претензия на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага | 3. Развитие взаимовыгодного сотрудничества | ||||||
4. Отстаивание государственных интересов в международных отношениях |
Форма государства – указывает, как организованы и функционируют государство и право |
| ||||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||
Форма | Форма | Политический | |||||||||||||
определяет, кому принадлежит власть, т.е. это способ организации верховной государственной власти |
| определяет соотношение государства в целом и его отдельных частей | совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления | ||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||
монархия | республика | унитарное | тоталитарный | ||||||||||||
|
| ||||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||
абсолютная
| президентская (США, Аргентина, Бразилия) | ||||||||||||||
| полупрезидентская (смешанная) (Австрия, Франция, Россия) | ||||||||||||||
дуалистическая
(Иордания, Кувейт, | |||||||||||||||
парламентская (Италия, Германия, Швейцария, Индия) | |||||||||||||||
|
| ||||||||||||||
парламентарная
(Великобритания, | |||||||||||||||
| |||||||||||||||
Формы правления.
Монархия.
Линии сравнения | Абсолютная | Дуалистическая | Парламентарная |
1. Принадлежность законодательной власти | монарху | разделена между монархом и парламентом | парламенту |
2. Осуществление исполнительной власти | монарх | формально – монарх, фактически – правительство | |
3. Назначение главы правительства | монарх | формально – монарх, но с учетом парламентских выборов | |
4. Ответственность правительства | перед монархом | перед парламентом | |
5. Право роспуска парламента | – (парламент) | у монарха (неограниченное) | у монарха (по рекомендации правительства) |
6. Право veto монарха на решения парламента | – | абсолютное veto | предусмотрено, но не используется |
7. Чрезвычайно-указное законодательство монарха | неограниченное (указ монарха имеет силу закона) | только в период между сессиями парламента | предусмотрено, но не используется |
8. Современные страны | Саудовская Аравия, Оман | Иордания, Кувейт | Великобритания, Япония, Испания |
Республика.
Линии сравнения | Президентская | Полупрезидентская (смешанная) | Парламентская |
1. Порядок избрания президента | Избирается всенародным голосованием (внепарламентский путь) | Избирается на заседании парламента | |
2. Порядок образования правительства | Президент формирует правительство при определенном парламентском контроле | Правительство формируется президентом из лидеров победившей на выборах в парламент партии и должно получить вотум доверия парламента | Правительство формируется парламентом из лидеров победившей на выборах партии |
3. Ответственность правительства | Перед президентом. Парламент не может выразить вотум недоверия правительству | Двойная ответственность переел парламентом и частично перед президентом. Президент не ответственен за действия правительства. Вотум недоверия парламента правительству невозможен | Перед парламентом. Парламент может внести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов, что влечет за собой отставку правительства |
4. Право роспуска парламента у президента | Отсутствует | Президент имеет право роспуска парламента | |
5. Наличие поста премьер-министра | Отсутствует | Существует пост премьер-министра | |
6. Объем полномочий президента | Полномочия президента: он не только глава государства, но и глава исполнительной власти | Президент – глава государства. Полномочия в осуществлении исполнительной власти разделены между президентом и правительством | Президентские полномочия номинальны, любые действия он совершает по рекомендации правительства, которое несет за них ответственность |
7. Современные государства | США, страны Латинской Америки | Франция, Россия, Австрия | Италия, Индия, ФРГ, Швейцария |
Формы территориально-политического устройства.
| Формы | ||||
| |||||
Унитарное | Федеративное государство | Конфедеративное государство | |||
| |||||
| |||||
единая политически однородная организация, состоящая из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью | устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром полномочий, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, а часто и право на двойное гражданство | постоянный союз самостоятельных государств для осуществления совместных конкретных целей. Ее члены полностью сохраняют государственный суверенитет и передают союзу решение ограниченного числа вопросов, чаще всего в оборонной области, в области внешней политики, транспорта и связи, денежной системы | |||
централизованные государства (Великобритания, Швеция, Дания) | децентрализованные государства (Франция, Италия, | США, | США (1776-1787) Швейцария (до 1848) Германия (1815-1867) | ||
| |||||
| |||||
представляется достаточно широкая самостоятельность (самоуправление) местным, низовым органам управления. Но средние уровни управления не обладают значительной автономией | крупные регионы пользуются широкой автономией и даже располагают собственными парламентами и правительствами, административно-управленческими структурами. В области налогообложения их компетентность сильно ограничена | ||||
Политический режим.
Линии сравнения | Виды режимов | ||
Демократический | Тоталитарный | Авторитарный | |
1. Формы | Непосредственная и представительная демократия | Итальянский фашизм, немецкий национал-социализм, советский социализм | От буржуазных, социалистических до военно-диктаторских, например, военный режим Пиночета в Чили, теократический режим аятоллы Хомейни в Иране, гражданских диктатур, например, в странах арабского Востока |
2. Социальная база | Опора на большинство населения, которое сознательно поддерживает демократические ценности | Опора на массовые движения люмпенизированных слоев населения | Опора на традиционные социальные институты – бюрократию, армию, церковь |
3. Государственное устройство | Правовое государство, построенное на основе разделения и взаимного контроля властей, ориентация на удовлетворение потребностей населения | "Всеобщее государство", осуществляющее тотальный (полный) контроль всех сторон частной и общественной жизни | Традиционное государство, поддерживающее общественный порядок путем жесткого контроля определенных секторов общественной жизни |
4. Партийная система | Многопартийность | Государство одной партии | Правящая партия огосударствлена |
5. Оппозиция | Действует легально | Отрицается | Ее деятельность ограничена жесткими рамками |
6. Правовой принцип | Разрешено все, что не запрещено законом | Запрещено все, что не разрешено законом | Все, что касается политической деятельности, строго регламентировано властью |
7. Права человека | Большой объем прав и свобод граждан, которые не только провозглашаются, но и гарантируются фактически. Закон защищает права и свободы граждан | Права граждан лишь декларируются, люди совершенно беззащитны перед произволом властей. Закон защищает не личность, а государство | Права и свободы граждан существенно ограничены, особенно в политической сфере. Закон преимущественно стоит на защите интересов государства, а не личности |
8. Экономика | Смешанная экономика, доминирует частный сектор; государственное регулирование частного предпринимательства носит косвенный характер | Централизованная экономика, государственное планирование с милитаристской направленностью. Жесткая производственная дисциплина | Обширный государственный сектор может уживаться с рыночной экономикой |
9. Идеология | Политический плюрализм | Существует единственная обязательная официальная идеология | Доминирует официальная идеология, но допускается наличие других идейных течений |
10. Карательные органы | Строго подчиняются закону | Пронизывают все сферы государства, осуществляют политический сыск, репрессии, фактически бесконтрольны | Важный элемент государственного аппарата |
Политические партии.
Политическая партия – это организация единомышленников, представляющая интересы граждан, социальных групп и классов, ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении | ||||
Классификация | ||||
по участию в осуществлении власти | по характеру членства | по шкале политического спектра | ||
правящие – это те партии, которые находятся у власти | кадровые партии – – немногочисленны; | левые партии – – за реформы; | ||
оппозиционные – это те партии, которые не находятся у власти и имеют главную задачу – завоевать власть | ||||
|
| массовые партии – – многочисленны; |
| центристские партии – компромисс; – сотрудничество |
правые партии – – за сильное государство; – охрана частной собственности; – за стабильность; – отрицательное отношение к революции | ||||
Борьба за власть в государстве и влияние на политику государства | Участие в осуществлении власти | Участие в формировании органов власти | |||
| |||||
Политическое воспитание | Формирование общественного мнения | ||||
Подготовка кадров политиков | Выражение интересов социальных групп | ||||
Политические лидеры.
Лидеры – реформаторы | Лидеры – революционеры | Лидеры – авантюристы | Лидеры – популисты |
Стремятся предвидеть последствия принимаемых решений, рассчитывают их на перспективу. | Поддерживают решительные меры, дающие быстрый эффект, учитывая при этом возможности общества. | Могут предложить полезные идеи, но ориентированы на внешний эффект. Программы действий не меняют. | Добиваются успеха, предлагая «простые, ясные» решения сложных проблем. Программы действий не имеют. |
Демократия.
В широком смысле слова | В узком смысле слова | |||||||
форма устройства и функционирования любой организации, основанной на принципах равного права входящих в нее лиц, принятия решений большинством голосов, юридической выборности и подотчетности органов управления избравшему их общему собранию, конференции, съезду | форма государственного политического устройства, которой присущи определенные признаки | |||||||
| ||||||||
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Сейчас читают про:
|