Византийское православие никогда не было в таких жестких правилах, как католицизм, т.к. в католицизме был большой авторитет Папы.
В Восточной православии не было такого центра – было изначально 4 патриарха (Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский, Канстантинопольский). Выше них – собор.
Духовенство. На Западе оно монашествующее (т.е. любой католический священник должен быть без жены и детей). В православии духовенство делится на белое и черное. Белое духовенство – священники имеют право иметь семью, черное – монахи без семьи.
Византийское Богословие. Делится на:
Катофатическое
Попытка познать творца через творение. Т.е. попытка познать Бога через мир, им созданный. Из-за этого были открытия в науке.
Апофатическое
Трактат «О божественных именах». Т.е. познать Бога через то, чем он не является.
Афонский исихазм (не знаю, надо ли это сюда или нет.. кто знает – напишите в группу)
Афон – остров в Греции, где расположено 20 мужских монастырей.
Здесь зародилось мистическое богословие. Считалось, что монахи на Афоне способны через чувства приобщиться (познать и приблизиться) к Богу.
|
|
Исихи – божественная энергия, которая исходит от Бога.
Исихасты жили в эпоху мыслей о внутреннем мире человека. Они хранили священномолчание.
Григорий Палома (1296 – 1359 г.). Сын византийского чиновника. Получил хорошее обучение, но потом все бросил, ибо боялся, что Бог будет отодвинут наукой. Его противник – Варлаам. Он назвал молитву Паломы чувственным бесовидением.
История РЦП. Крещение Руси. Киевские период истории рцп.
Крещение Руси
988-989 г, однако на пути воздействия православия Русь оказалась гораздо раньше. Портий послал 2 монахов: Кирилла и Мефодия в Маврию с целью перевести Евангелия на славянской язык, так создается кириллица. Они столкнулись с разными противодействиями католичества: существовал прямой запрет богослужения на славянской языке.
10 век - золотой век литературы.
Концепция выбора веры (описывается в повести временных лет у Нестора)
Князь Владимир захотел выбрать религию для Руси. "Для русского человека веселие есть питие" - против мусульманства. Выбрал христианство из этических соображений (ему понравились роскошные церкви и красота убранства)
К концу 10 века православная литература превосходит католицизм.
Литература: евангилея, но Библия на церковно-славянской возникла не сразу, а полностью переведена была лишь в 15 веке
Остромирово евангелие найдено в г. Остромир в Киеве
Первая написанная на русском книга - 11 век " слово о законе и благодати митрополита Имеариана "
За всю историю Руси было лишь 2 русских митрополита (остальные греческие). Русских митрополитов брали из киевско-печорского монастыря (создатель - Феодосий печорский)
|
|
История РПЦ. Инок Фелофей и его послания.
Инок Фелафей -старец псковского Спасо-Елизаровского монастыря.
В 1454 г. Рухнула Византийская(Константинополь) империя.
Высказывание: «Москва-третий Рим. Два Рима пали, третий стоит, а четвёртому-не бывать!». Фелафей в этом высказывании имеет ввиду то, что Константинополь и Рим пали, потому что были еретиками.
Идея Третьего Рима была высказана против языческих лжеучений. Обличая увлечение астрологией и другие беды того времени, инок Филофей напоминает, в какой уникальной исторической ситуации оказалась Русь и какая миссия на нее возложена, и почему тем более нужно держаться православной веры, а не отклоняться от нее. Фелафей считал, что Русская церковь сама по себе.
Идея третьего Рима-Москвы, по Фелофею, заключается в том, что Русь может многому научить другие народы. К середине 16-го века, всё сказанное Фелофеем воспринималось как Истина.
История РПЦ. Иосифляне и нестяжатели.
Иосифляне и “нестяжатели”. В 1502 – 1504 гг. развернулась борьба нестяжателей и иосифлян.
Идеологом нестяжателей был основатель монастыря на реке Сорке Нил (Сорский) -считал, что необходимо поднимать авторитет церкви путем строгого исполнения правил и обрядов, аскетического образа жизни. Он напишет устав о скитской жизни (СКИТ-поселения в лесу,монахи кормятся от своих трудов-огород и рыбалка = они работают над собой). Нил осуждал стяжание церковью богатств, в том числе, владение землями. Давал прямое указание монаху - ДУМАТЬ САМОМУ! Не тратить время попусту и держать дыхание, т.е. сохранять спокойствие. Сторонник того, что все будут прощены.
Иосифляне – сторонники Иосифа Волотского, который настаивал на необходимости для церкви иметь большие материальные средства. Был «богомольцем» царей Московских.
Делил монахов на 3 разряда: 1й (питание:хлеб+вода=нищие условия), 2й (если приносишь вклад в монастырь-горячее питание), 3й (Отдельный стол, хорошая одежда).
Он говорил - В рай попадут монахи, так в монастырь пойдут богачи. ОН СОЗДАЛ богатый стяжатель ский монастырь. Было прописано, что и как делать, поощрялись доносы. Можно было наказать не только монаха, но и его родственников. Его объявили святым.
В 1503 году собрался церковный собор, на котором был поставлен вопрос об отказе церкви от землевладения. Однако вскоре великокняжеская власть повернула к политике предоставления церкви широких имущественных привилегий. Победа иосифлян во многом определила дальнейшую политику церкви в отношении царской власти. Церковь все более поддерживает идею самодержавной власти.