Задание: прочитать статью, заполнить таблицу

Лекция по теме 2 «Методика работы по развитию словаря детей» (8.04.2020)

Электронные ресурсы – электронная папка «ОТ ЧАЩИНОЙ ТЕМА 2-3 МДК РАЗВИТИЕ РЕЧИ», материалы там по теории и методике, в том числе работы с детьми с нарушениями речи. Список рекомендуемых источников ниже.

Задание: прочитать статью, заполнить таблицу

Направления (задачи) словарной работы Методы словарной работы Приемы словарной работы Методика словарной работы
       
       
       

Дошкольный возраст - период быстрого развития словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания.

Слово - основная лексическая единица, выражающая понятие. В каждом слове можно выделить его значение или заключенный в нем смысл, звуковой состав (звуковое оформление), морфологическую структуру. Все эти три характеристики слова нужно учитывать при проведении словарной работы в детском саду. Процесс усвоения детьми значений слов, их семантики был изучен Л. С. Выготским, установившим, что ребенок по мере своего развития переходит от случайных, несущественных признаков к существенным. С изменением возраста изменяются полнота и правильность отражения им в своей речи фактов, признаков или связей, существующих в действительности. Особенности развития мышления во многом определяют особенности детского словаря. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление объясняет преобладание слов, обозначающих названия предметов, явлений, качеств. Появление словесно-логического мышления вызывает усвоение детьми элементарных понятий. Языкознание и психология раскрывают такой важный вопрос, имеющий отношение к методике развития речи, как понятие о словаре активном и пассивном.

В современной отечественной методике нормой считается 10 - 12 слов к году. Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь.

После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300 - 400 слов, а

к трем годам может достигать 1500 слов.

В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются. Третий год жизни - период наибольшего увеличения активного словарного запаса.

К четырем годам количество слов доходит до 1900,

в пять лет - до 2000 - 2500, а

в шесть - семь лет до 3500- 4000 слов.

Индивидуальные различия в словаре наблюдаются и в эти возрастные периоды. Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов), во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи.

Словарная работа в ДОО – это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов. В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов.

Большое внимание в словарной работе уделяется накоплению и обогащению активного словаря на основе знаний и представлений ребёнка об окружающей жизни. Становление лексической системы родного языка происходит постепенно, т.к. не все дети одинаково успешно овладевают семантическими единицами и отношениями. Пассивный словарь - это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат. Перевод слов из пассивного словаря в активный представляет собой специальную задачу. Введение в речь детей слов, которые они сами усваивают с трудом, употребляют в искаженном виде, требует педагогических усилий. Данные психологии, языкознания, физиологии помогают определить круг слов, затрудняющих детей на различных возрастных ступенях.

Активный словарь - это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет. Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи. В активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика, но в отдельных случаях -ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями его жизни. Определяя содержание работы по развитию активного словаря дошкольников, педагог должен учитывать потребности речевой практики детей, условия их речевого окружения. Нужно также помнить основную цель обучения родному языку: сделать для ребенка язык средством общения.

Принципы словарной работы:

1. работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности;

2. формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей;

3. все задачи словарной работы решаются в единстве и в определённой последовательности.

Задачи словарной работы:

1. обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных детям слов;

2. уточнение словаря, т.е. словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики);

3. активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего числа из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания;

4. устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные).

Усложнение содержания словарной работы наблюдается в каждой возрастной группе, оно идёт по следующим направлениям:

· овладение словарём в единстве с восприятием предметов и явлений в целом;

· рост словаря за счёт понимания слов. Обозначающих качества свойства, детали предметов и явлений. Их отношения. Этот процесс требует способности к расчаленному восприятию, владения такими мыслительными операциями. Как анализ, сравнение.

· Введение в лексикон слов, обозначающих элементарные понятия. Этот процесс предполагает наличие у детей умения обобщать предметы и явления по существенным признакам.

 

Основные направления содержания словарной работы Содержание словаря определяется программой. Рассмотрим подробнее каждое из этих основных направлений, которое базируется (связано) на задачах работы:

1. Обогащение словаря. Осуществлять эту задачу - значит способствовать количественному накоплению слов, необходимых ребенку для речевого общения с окружающими. Основную часть лексики составляют знаменательные слова (существительные, прилагательные, глаголы, числительные, наречия). Это наиболее полноправные слова: они служат названиями, выражают понятия и являются основой в предложении (выступают в роли подлежащих, сказуемых, определений, дополнений, обстоятельств). Обогащение речи детей должно идти за счет знаменательных слов. Большую трудность для усвоения ребенком представляют числительные, являющиеся наиболее абстрактной частью лексики; они называют отвлеченные числа или порядок предметов при счете. Обогащение речи детей числительными в основном происходит на занятиях по развитию элементарных математических представлений, но закрепление и активизация этих слов должны быть специальным предметом словарной работы на занятиях по развитию речи.

Важную роль играет обогащение речи дошкольников словами, обозначающими качества и свойства предметов, а также элементарные понятия. Эти задачи появляются в средней группе и особенно важное значение приобретают в старших. Переход к обобщениям возможен тогда, когда ребенок накопил достаточный запас конкретных впечатлений об отдельных предметах и соответствующих словесных обозначений.

В старшей и подготовительной к школе группах детей приучают дифференцировать качества, свойства предметов по степени их выраженности (кисленький, кисловатый, кисло-сладкий, кислый-кислый, кислющий), а также усвоенные ранее понятия (посуда кухонная, чайная). В этих группах, особенно в подготовительной к школе, уделяется внимание ознакомлению детей с образным словарем, синонимами, антонимами, эпитетами, сравнениями. Дошкольников следует знакомить и со словарем, используемым в фольклорных произведениях (пригожий, детушки, травушка, матушка, родимая и др.). Ребенка дошкольного возраста, особенно старшего, следует приучать воспринимать, т. е. слышать, понимать и отчасти запоминать, и использовать в речи отдельные простые по содержанию, доступные ему выражения из народно-разговорной фразеологии, в том числе устойчивые словосочетания, пословицы и поговорки. Маленькому ребенку трудно усвоить общее значение словосочетания, которое не зависит от конкретного смысла слов, его составляющих (на седьмом небе и т. п.). Поэтому воспитатель должен включать в свою речь выражения, смысл которых будет ясен детям при определенной ситуации или при соответствующем объяснении, например: вот тебе и раз, капля в море, мастер на все руки, уши вянут, водой не разольешь, держать себя в руках и т. п. Педагогам необходимо систематически обращаться к словарям, используя наиболее ценные сокровища русского языка.

2.Закрепление и уточнение словаря. Эта задача понимается как помощь ребенку в освоении обобщающего значения слов, а также в их запоминании. Прежде всего, в специальном закреплении нуждаются слова трудные для детей: собирательные существительные - обувь, транспорт и др., отвлеченные существительные - красота, тишина, чистота и т. п., числительные, относительные прилагательные - городской, пассажирский, железный и т. д., а также слова, сложные в звуковом или морфологическом отношении (тротуар, метро, экскаваторщик). Наряду с закреплением словаря решается и другая задача: уточнение смысла слова, углубление его значения. Этот процесс происходит на протяжении всего дошкольного возраста. Например, смысл слов первомайский праздник маленький ребенок воспринимает лишь эмоционально, они означают для него просто радостное событие. Старший дошкольник уже понимает всенародное значение этого праздника трудящихся. С течением времени ребенок шире понимает значение слова, учится выделять и обобщать наиболее существенные признаки предметов и обозначать их словом. В многочисленном повторении и закреплении нуждаются слова, обозначающие цвет, материал, пространственные и временные понятия.

Необходимо обращать внимание детей на многозначность слова. Это интересное явление, когда одно и то же слово обозначает разные предметы (ручка - принадлежность для письма, ручка - фурнитура), привлекает внимание детей, вызывает интерес.

4. Активизация словаря. Активизация словаря - важнейшая задача словарной работы. В процессе этой работы воспитатель побуждает детей употреблять в речи наиболее точные, подходящие по смыслу слова. Специальные приемы активизации словаря должны вызывать у ребенка внимание к выбору слова, формировать точность и ясность речи. В «Программе воспитания в детском саду» специально подчеркнуты требования к активному словарю детей, определены слова, которые они должны не только понимать, но и свободно употреблять, усвоение которых представляет для дошкольников известную трудность (справа, слева, треугольник, узкий и т. д.). Следовательно, активизация словаря -- это увеличение количества используемых в речи слов, содержание которых точно понимается ребенком. К. Д. Ушинский так писал об этой задаче: «...Вызов слов и форм языка из детской памяти очень полезен: у детей запас слов и форм родного языка обыкновенно не мал, но они не умеют пользоваться этим запасом, и вот этот-то навык отыскивать быстро и верно в памяти требуемое слово и требуемую форму есть одно из важнейших условий развития дара слова». Работа над синонимами (словами, разными по звучанию, но имеющими одинаковое или близкое значение) помогает понимать оттенки значения слова, выбирать наиболее подходящее слово из всего лексического богатства. Антонимы заставляют вспоминать и сопоставлять предметы и явления по их временным и пространственным отношениям, величине, свойствам и т. д. (холодный - горячий, толстый -тонкий, утро вечер ). 4. Устранение нелитературных слов. Своеобразной задачей словарной работы является устранение из речи детей вульгаризмов, просторечных слов (башка, телок, прется и т. д.). В языке есть явление табу (запрета) некоторых слов. В детском саду дошкольникам также приходится сталкиваться с этим явлением. Все задачи словарной работы решаются в единстве с другими задачами развития речи. В то же время каждая из них имеет свою специфику, а следовательно, свои приемы и методы. Выделяется ОД, главной целью которой будет решение какой-нибудь одной конкретной задачи словарной работы, а другие задачи (не только словарные) осуществляются попутно.

 Содержание словарной работы в различных возрастных группах определяется ПООП. В программе словарная работа строится на основе ознакомления детей с окружающим, поскольку сообщение детям знаний и соответствующих слов происходит в единстве. Дети знакомятся с окружающим в быту, в труде, в игре, на занятиях.

 

Усложнение содержания словарной работы наблюдается в каждой возрастной группе, оно идет по следующим направлениям: 1) овладение словарем в единстве с восприятием предметов и явлений в целом; 2) рост словаря за счет понимания слов, обозначающих качества, свойства, детали предметов и явлений, их отношения. Этот процесс требует способности к расчлененному восприятию, владения такими мыслительными операциями, как анализ, сравнение; 3) введение в лексикон слов, обозначающих элементарные понятия. Этот процесс предполагает наличие у детей умения обобщать предметы и явления по существенным признакам. Следовательно, при осуществлении словарной работы необходимо единство речевого и умственного развития детей.

 

Формирование словаря в первую очередь происходит в образовательной деятельности, воспитатель оперирует специфичными приёмами обучения.

Приёмы словарной работы:

· называние – (образец произношения) нового или трудного слова. Педагог должен так произнести намеченное слово, чтобы дети обратили на него внимание, восприняли его без искажений. Называние сопровождается показом объекта.

· Включение слов в предложение, показ его сочетаний с другими словами.

· Повторение слова самим воспитателем неоднократно в течение занятия, отдельными детьми с места, а также повторение хором.

· Объяснение происхождения слова. Э тот приём наиболее целесообразно применять в старших группах для углубления понимания слова, развития любознательности, чутья к языку.

· Вопрос дошкольникам нужно задавать не только прямые вопросы, но и подсказывающие.

· Дидактические игры и упражнения «Кто больше увидит и назовёт» игры на классификацию предметов.

· Загадки, сравнение предметов.

Наглядным образом знакомится ребенок с самим предметом и его свойствами и попутно запоминает слова, именующие как предмет, так и его качества и особенности.

                    Методы словарной работы

· Метод непосредственного наблюдения применяется в ряде занятий: осмотрах помещений д\с, экскурсиях, рассматривании предметов, наблюдение за каким-нибудь процессом. Восприятие сопровождается работой мышления ребёнка: создаётся суждение об объекте, вычленяются существенные признаки, объект сравнивается с другими объектами.

· Показ картины, малой знакомой детям по содержанию. Специфика его заключается в том, что преобладающее место занимает речь воспитателя – объяснение, толкование новых слов, сравнение их по смыслу с уже известными детям.

· Показ кинофильмов и видеофильмов.

· Чтение художественных произведений.

· Рассматривание игрушек.

· Рассматривание картинок сюжетных и предметных. (приём - вопрос)

· Дидактические игры.

· Словарно-логические упражнения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: