Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Иоганн Себастьян Бах — величайший представитель мировой музыкальной культуры.
Философская глубина произведений Баха поставили его творчество в ряд шедевров мировой культуры.
«Не ручей! — Море должно быть ему имя». (Л. ван Бетховен)
I. Летопись жизни
Иоганн Себастьян Бах родился в Эйзенахе (Германия) в семье музыканта, принадлежавший к многочисленному роду Бахов из Тюрингии, давшему на протяжении XVII- XVIII веков несколько поколений музыкантов. В десять лет мальчик потерял родителей. Его приютил старший брат, органист в городе Ордруфе, у него же он брал и первые уроки музыки. Окончив гимназию св. Михаила в Люнебурге, юный Бах отправился в путешествие, во время которого побывал во многих церквях, где были самые совершенные органы, на которых ему удалось сыграть. С 1703 года Бах начинает самостоятельную музыкальную деятельность, сначала как скрипач в Веймаре, а затем — как органист в Арнштадте, Мюльхаузене и Веймаре.
С 1717 по 1723 гг. Бах служил придворным капельмейстером при одном из княжеских дворов в Кётене.
|
|
Спустя год после смерти первой жены Бах женился вторично. Его новая жена Анна Магдалена стала для композитора надежным другом и верным помощником.
В 1723 году Бах занял вакантную должность кантора в Томаскирхе в Лейпциге, на которой он оставался пожизненно. Музыкант много времени уделял работе с хором и интенсивно занимался композицией. Вместе с женой они много путешествовали. В Потсдаме он провел несколько дней в качестве гостя прусского короля Фридриха Великого, давая концерты и дискутируя с королем по вопросам музыки.
В конце жизни Бах полностью ослеп и был вынужден диктовать свои произведения. Смерть настигла его во время создания хорала «Приближаясь к трону Твоему».
При жизни Баха его гениальное творчество не было оценено по достоинству. Подлинный интерес к творчеству музыканта возникает в 20-е годы XIX века — произведения Баха стали пользоваться невероятной популярностью.
II. Даты жизни и творчества
Дата | Событие | Творчество |
1685 | И. С. Бах родился в Эйзенахе. | Первые уроки игры на скрипке Бах получил от отца. Также маленький Иоганн пел в хоре. |
1695 | В 10 лет И. С. Бах остался сиротой. Его воспитывал старший брат, служивший органистом в Ордруфе. | |
1695 | Маленький Бах занимается самообразованием. | У брата Баха была огромная нотная библиотека. По ночам тайком Иоганн переписывает тетрадь с произведениями прославленных композиторов. |
1700 | Бах начал самостоятельную жизнь в Люнебурге. | |
1703 | Закончил гимназию. | Стремление к новым знаниям, к личному самосовершенствованию, личные знакомства с композиторами. |
1708 | Бах служит придворным музыкантом и городским органистом в Веймаре. | Созданы лучшие органные сочинения: Токката и фуга ре минор, Пассакалия до минор. |
1717 | Бах с семьей переехал в Кётен. Служит при дворе принца Кётенского. | Пишет клавирную и оркестровую музыку: двухголосные и трехголосные инвенции, симфонии, 24 прелюдии и фуги, составившие 2 тома «Хорошо Темперированного клавира» («ХТК»). |
1723 | Бах переехал в Лейпциг, служит руководителем хора (кантором). | Написана большая часть кантат, «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», «Итальянский концерт», 2 том «ХТК». |
1750 | Бах умирает от неудачной операции на глаза. В последние годы жизни принимает участие в деятельности «Музыкальной коллегии» города. | Пишет много оркестровых, клавирных и вокальных произведений светского характера. |
|
|
III. Указатель имён к биографии И.С.Баха
Бах Иоганн Кристоф — 1641 г. рождения — брат И.С. В детстве обучался у отца (скрипка, клавесин). В юности занимался у знаменитого органиста Пахельбеля. С 19-ти лет занял самостоятельное место церковного органиста в г. Ордруффе. В 1695 г. принял в семью осиротевшего брата И.С. и обеспечивал его общее и музыкальное образование. Отношение его с Иоганном Себастьяном были сложными, т.к. он оказался не способным понять степень одарённости младшего брата и тормозил его развитие, что приводило к конфликтам (случай с тайным списыванием нот).
Бах Вильгельм Фридеман (1710-1784) — старший сын и ученик И.С. Баха, композитор и органист, был широко известен уже при жизни.
Бах Карл Филипп Эмануэль (1714-1788) — второй сын и ученик И.С. Изучал юриспруденцию, был придворным музыкантом у короля Фридриха II (получил прозвище Баха «берлинского»). Был известен и как композитор, и как клавесинист.
Бах Иоганн Кристоф Фридрих (1723-1795) — четвёртый сын и ученик Баха. Был клавесинистом и композитором, хотя в известности братьям уступал.
Бах Иоганн Христиан (1735-1782) — младший сын и ученик И.С. Баха. Был известен как композитор и пианист. Принято было называть его «миланским» (т.к. он был на службе в Милане — органист Миланского собора с1760 по 1762 гг., занимался в Болонье с падре Мартини) и «лондонским» (т.к. был на придворной службе в Лондоне у короля Великобритании с 1762 по 1782 гг, именно там встречался и творчески общался с юным Моцартом). И.Х.Бах — автор 11 опер, 50 симфоний, 37 концертов, фортепианных сонат и т.д.
Букстехуде (1637-9.V.1707, г. Любек) — известный немецкий органист. С 1668 г. служил в Любеке. С 1673 г. организовал регулярные вечерние концерты по воскресеньям. Прославился как эмоциональный, яркий импровизатор с богатой фантазией. В своём исполнении сочетал строгость полифонических приёмов с концертной яркостью. Ему в равной степени удавались образы и лирические, и драматические. Общение с ним молодого И.С. Баха было для последнего своеобразной школой мастерства.
Пахелъбелъ (1653-1706) — известный немецкий органист. С 1677 по 1678 гг. жил в Эйзенахе, был дружен с отцом И.С. и учил его старшего брата Иоганна Кристофа.
Луи Маршан (1669-1732) — известный французский музыкант: композитор, исполнитель-виртуоз на клавесине, органе. Был органистом в соборах Парижа, а с 1706 по 1716 гг. органистом королевской капеллы в Версале. В 1717 г. встречался с И.С. Бахом в Дрездене.
IV. Основные сочинения:
Бахом создано более 1000 произведений. Их можно разделить на три сферы: вокально-драматическую, органную и инструментальную, причем светские произведения, созданные композитором, мало отличаются по стилю от церковных.
Произведения:
• «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», «Магнификат»;
• Месса си минор («Высокая месса»);
• 199 кантат, среди них: «Охотничья», «Кофейная», «Крестьянская»;
• Бранденбургские концерты;
|
|
• увертюры-сюиты;
• концерты для инструментов с оркестром: для скрипки, для клавесина;
• камерные ансамбли;
• сочинения для органа;
• концерты;
• прелюдии, фуги;
• фантазии, токкаты с фугами;
• хоралы, хоральные вариации;
• сочинения для клавесина: двухголосные инвенции, трёхголосные симфонии-инвенции, «Каприччио на отъезд возлюбленного брата», Хроматическая фантазия и фуга, французские сюиты, английские сюиты, «Хорошо темперированный клавир», партиты;
• «Итальянский концерт»;
• Две нотные тетради Анны Магдалены Бах;
• «Искусство фуги» (1749-1750);
• сонаты и партиты для скрипки соло, сонаты для виолончели соло;
• арии, каноны.