Литература
Класс Урок 40 В. М. Шукшин. «Критики»
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
1. анализ рассказа В. М. Шукшина «Критики»;
2. выявление авторского отношения к героям, речевая характеристика героев рассказа;
3. своеобразие конфликта.
Тезаурус
Быль – жанр устного народного творчества: рассказ о действительном происшествии, случае, имевшем место в действительности.
Гипербола – средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении; образное выражение, заключающееся в непомерном преувеличении событий, чувств, силы, значения, размера изображаемого явления; внешне эффектная форма подачи изображаемого.
Завязка – событие, которое определяет возникновение конфликта литературного произведения.
Композиция – расположение, чередование, соотношение и взаимосвязь частей литературного произведения, служащее наиболее полному воплощению замысла художника.
Конфликт – столкновение противоположных взглядов действующих лиц в эпосе, драме, в произведениях лиро-эпического жанра, а также в лирике, если в ней присутствует сюжет.
|
|
Кульминация – в литературном произведении сцена, событие, эпизод, где коллизия достигает наивысшего напряжения и происходит решающее столкновение между характерами и устремлениями героев, после чего в сюжете начинается переход к развязке.
Метафора – переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений.
Повесть – произведение эпической прозы, тяготеющее к последовательному изложению сюжета, ограниченное минимумом сюжетных линий.
Пролог – это композиционная часть литературного произведения, которая располагается перед основным содержанием; в переводе с греческого «пролог» – предисловие.
Развитие действия – структурный элемент сюжета: система событий, вытекающих из завязки.
Развязка – завершающая часть развития коллизии или интриги, где разрешается, приходит к логическому образному завершению конфликт произведения.
Рассказ – небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера.
Сравнение – троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку.
Сюжет – система событий в художественном произведении, представленная в определённой связи, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям; последовательность.
|
|
Экспозиция – непосредственно предшествующая завязке часть сюжета, представляющая читателю исходные сведения об обстоятельствах, в которых возник конфликт литературного произведения.
Эпилог – заключительная часть, прибавленная к законченному художественному произведению и не обязательно связанная с ним неразрывным развитием действия.
Эпитет – художественно-образное определение, подчёркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления; применяется для того, чтобы вызвать у читателя зримый образ человека, вещи, природы и т.д.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Василий Шукшин написал рассказ «Критики» в 1964 г.
Сюжет. Краткое содержание изложено внутри самого произведения языком казённого милицейского протокола, написанного безграмотно, но передающего факты достаточно достоверно. «Гражданин Новоскольцев Тимофей Макарыч …заявился домой в состоянии крепкого алкоголя. В это время семья смотрела телевизор. …. Тогда Тимофей снял с ноги правый сапог (размер 43-45, яловый) и произвёл удар по телевизору.
Само собой, вышиб всё на свете, то есть там, где обычно бывает видно.
Старший сержант милиции КИБЯКОВ».
То есть обычный дебош пенсионера по поводу резкого несогласия с телевизионным фильмом? Формально вот и вся история, о которой написал Шукшин «Критики».
Герои рассказа.
Рассказ начинается с описания двух людей, деда, которому 73 года, и внука, ему тринадцать. Два персонажа, в честь которых, собственно, и называл произведение Шукшин, – критики. Герои Шукшина, дед и Петька – критики необычные.
Глуховатый пенсионер, всю жизнь проработавший в колхозе плотником, и школьник – казалось бы, что они могут понимать в искусстве? Наблюдая за ними, читатель уже готов воспринимать название рассказа как иронию, но не тут-то было: то главное, что улавливают шукшинские «критики», соотношение правды и лжи, подлинности и фальши, по-настоящему способны оценить именно такие люди.
Отношения внука и деда по-своему трогательные и чистые. Они единодушны и именно это единодушие подчёркивает своим названием Шукшин.
При этом дед не упускает возможности указать на то, что фильмы зачастую не соответствуют жизни, и делает это в экспрессивной манере:
«..Ваня – дурачок какой-то. Поёт и поёт ходит… У нас Ваня-дурачок такой был — всё пел ходил.
— Так он же любит! — начинал нервничать Петька.
— Ну и что, что любит?
— Ну и поёт.
— А?
— Ну и поёт, говорю!
— Да его бы давно на смех подняли, такого! Ему бы проходу не было. Он любит… Когда любят, то стыдятся. А этот трезвонит ходит по всей деревне… Какая же дура пойдёт за него!».
Конфликт рассказа.
Конфликт деда с городскими родственниками, приехавшими в гости, развёртывается в рассказе постепенно, по нарастающей.
Его изображение подкрепляется цепочкой противопоставлений: дед и другие «взрослые». Кого можно отнести к другим «взрослым»? Петькин отец, «городской вежливый мужчина», «Петькина тётя». Как поступают взрослые? Муж тёти?
(Ведёт себя непринуждённо. В его словах слышится снисходительность, он улыбается. Добрый человек не поступал бы так, не переспрашивал бы у деда, втягивая его в конфликт. Он как бы заранее показывает победу собственного интеллекта).
– Как поступает отец Петьки?
(Старается угодить гостю, который скорее всего, является каким-либо чиновником в городе. Повторяет одно и то же слово «удосужил»).
Своеобразные «ремарки» автора не случайно появляются именно в этой части рассказа: если слова деда и Петьки прямо выражают чувства и мысли героев, то слова «городского вежливого мужчины» – неправда, фальшь, и его улыбка открывает истинное отношение к происходящему. Чувствуя обидную снисходительность собеседника, шукшинский герой начинает раздражаться, что в итоге и приводит к своеобразному «бунту».
|
|
В финале рассказа читатель видит истинную Петькину душу – любящую и искреннюю. Дружба Петьки с дедушкой, сочувствие и симпатия к нему и есть главное, что становится итогом рассказа Шукшина: только любовь помогает нам понять истинное лицо человека.
Так о чём же рассказ? Неужели только о том, как попал в милицию пенсионер Тимофей Макарыч Новоскольцев, 1890 года рождения, без особых примет? Он об отцах и детях, о сыновьях и внуках, о родных людях, так часто ранящих друг друга в попытках упростить свою жизнь. О «прямоте, что глупостью слывёт», о лжи, глумящейся над простотой, в общем, сюжет с виду незатейливый, а на деле шекспировский.
Хочется закончить урок словами Василия Макаровича Шукшина: «Нам бы про душу не забыть... Нам бы немножко подобрее быть... Мы один раз, так уж случилось, живём на земле... Но так и будьте повнимательнее друг к другу, подобрее...».