А.Н. Островский - создатель русского национального театра.
Этапы биографии и творчества писателя (1823 - 1886гг.)
Задание: Составьте таблицу «Хроника жизни и творчества А.Н.Островского».
Факты биографии | Литературная деятельность | Общественная деятельность |
План.
1. А.Н. Островский - «Колумб Замоскворечья».
2. Творческий путь А.Н.Островского.
3. А.Н. Островский - создатель русского национального театра.
Моя задача - служить русскому драматическому искусству. Другие искусства имеют школы, академии, высокое покровительство, меценатов... У русского драматического искусства один только я. Я - всё: и академия, и меценат, и защита. А.Н.Островский «Автобиографическая записка» 1884г. |
Литературе вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский драматический театр. Он по справедливости должен называться «Театр Островского».
|
|
Из письма И.А. Гончарова А.Н. Островскому
У А.Н. Островского были основания для такого утверждения. Почти 50 пьес отдал он театру. 46 из них были поставлены при жизни драматурга. Они заняли прочное место в репертуаре. «Нет дня в году, чтобы в 5-6 театрах не шла моя пьеса», - писал А.Н. Островский в 1871 г. Оба эпиграфа о значимости творчества А.Н. Островского. Наша задача: познакомиться с личностью драматурга, его деятельностью и ролью в развитии русского национального театра.
I. Слово о писателе:
Всмотритесь в портрет А.Н. Островского. «В его облике нет как будто ни капли возвышенного, романтического: покойно сидит Островский в домашней шубейке на беличьем меху, запёчатлённый точной кистью художника, и только глаза его - голубые, умные и острые, отнюдь не назидательные, но выпытывающие, ненасытные, доверчивые, не дающие солгать, только эти детские глаза его - свидетели совершающейся в нём горячей внутренней жизни.» (В.Я. Лакшин).
Если бы не этот взгляд, можно было бы, глядя на знаменитый портрет, вообразить старомосковский неподвижный быт, когда в деревянном домишке холодно и в тёплой одежде сидят, чтобы руки - ноги не стыли, а где-то рядом кипит пузатый двухвёдерный самовар и на беленой скатерти большие, в крупных цветах, чашки, янтарное варенье, калачи и прочие соблазны Замоскворечья.
Обломок этого старого Замоскворечья - покосившийся домишко с деревянным верхом на каменном подклете и поныне стоит в проходном дворе рядом с Малой Ордынкой, чудом уцелевший остаток прошлого, теснимый со всех сторон новостройками и спрямлёнными магистралями. Здесь ранним весенним утром 12 апреля 1823 года в бедной квартире, сдававшейся внаймы дьяконом местной церкви, увидел свет мальчик, которому суждено было прожить трудную, тревожную жизнь и стать великим писателем, обновителем русской сцены. ,
|
|
Свои первые литературные опыты Островский начал дерзким и ироническим утверждением, что он открыл небывалую страну. Страна эта лежала у всех под носом - как раз напротив Кремля, по другую сторону Москвы - реки. Но для литературы, для читателей она была тогда и впрямь незнакомой, нетронутой замлею. Островский раскрывает социально – типические и индивидуальные свойства персонажей определенной общественной среды – купеческой.
Почти 50 пьес было написано Островским за его долгую литературную жизнь, и многие из них уходили корнями в родное Замоскворечье.
Глухие длинные заборы, одноэтажные домики в пять окон с густыми садами и огородами, герань на подоконниках, а в окнах - чиновник с гитарой или купец в красной рубашке, пьющий чай «до третьей тоски»... Жизнь сонная, закисшая, со своими чудачествами, грубостью и предрассудками окружала Островского с той самой поры, как он начал помнить себя.
Здесь ставили на окна бутылки с наливкой, заготавливали впрок солонину, запасались на год рыбой, мёдом и капустой. Здесь степенное беседовали о своих плутнях за стаканом «пунштика» бородатые купцы, здесь их молодые жёны и дочери выглядывали на улицу из-за коленкоровых занавесок, мечтая о «галантерейных» кавалерах. Здесь почта была великой редкостью, а солдата - инвалида, разносившего письма, пугались, как нежданной беды. Здесь люди доброжелательно пили чай с изюмом, экономя сахар. Здесь от всех болезней лечились банькой да полуштофом «ерофеича». Здесь из дома в дом гуляли свахи, расписывая достоинства женихов. Здесь по праздникам ходили в церковь, пекли пироги, сладко спали на пуховиках в послеобеденную пору, ужинали «туго - натуго», рано ложились спать. Здесь одни презирали моду «из принципа», другие же любили разодеться, смешав голубое с розовым, и выходили из замоскворецкой цирюльни без меры завитые и напомаженные.
Островского считали летописцем этой жизни, называли «Колумбом Замоскворечья».
Но общественное значение его комедий быстро переросло рамки правдивого бытописания. За лицами возникали типы, за бытовыми картинами - социальные явления. (Типизация – это изображение общего через единичное, т.е. соединение характерного и индивидуального в едином художественном образе)
II. Творческий путь А.Н. Островского.
Александр Николаевич Островский считал началом своего литературного пути 1847 г., когда он с большим успехом прочитал пьесу "Семейная картина" в доме профессора и литератора СП. Шевырева. Следующая его пьеса "Свои люди — сочтемся!" (первоначальное название "Банкрот") сделала его имя известным всей читающей России. С начала 50-х гг. он деятельно сотрудничает в журнале историка М.П. Погодина «Москвитянин» и вскоре вместе с Григорьевым и другими образует молодую редакцию" "Москвитянина", пытавшуюся сделать журнал органом нового течения общественной мысли. Журнал пропагандировал реалистическое искусство, интерес к народному быту и фольклору, русской истории, в особенности истории непривилегированных сословий.
Островский пришел в литературу как создатель национально-самобытного театрального стиля, опирающегося в поэтике на фольклорную традицию. Это оказалось возможно потому, что он начинал с изображения патриархальных слоев русского народа, сохранивших допетровский, почти неевропеизированный семейно-бытовой и культурный уклад. Это была еще "доличностная" среда, для изображения ее могла быть максимально широко использована поэтика фольклора с ее предельной обобщенностью, с устойчивыми типами, как бы сразу узнаваемыми слушателем и зрителем, и даже с повторяющейся основной сюжетной ситуацией — борьбой молодой влюбленной пары за свое счастье. На этой основе был создан тип "народной комедии" Островского. А.Н.Островский полагал реализм и народность в литературе высшим критерием художественности.
|
|
В творческом пути Островского выделяются следующие периоды:
• ранний, 1847 — 1851, период поиска путей и вступления в большую литературу пьесой "Свои люди — сочтемся!";
• "москвитянинский", 1852 — 1854, когда создаются народные комедии "Не в свои сани не садись", "Бедность не порок";
• предреформенный, 1855 — 1860, когда окончательно определяется самостоятельная литературная и мировоззренческая позиция Островского, создаются пьесы "В чужом пиру похмелье", "Доходное место", "Воспитанница", "Гроза";
• пореформенный, 1861 — 1886, когда в условиях капитализирующейся России особенно острым становится вопрос о судьбе женщины («Бесприданница»).
Уже в комедии "Свои люди — сочтемся!" складываются основные черты поэтики театра Островского: сосредоточенность на нравственной проблематике, через которую анализируются и социальные стороны жизни; вытекающее отсюда абсолютное преобладание семейно-бытовых конфликтов; подчиненность ярких бытописательных элементов задаче изображения характеров и формирующих их обстоятельств.
В следующий период Островский обращается к поискам положительных начал. Как и друзья по "молодой редакции" "Москвитянина", идеалы народной нравственности он видит в патриархальных формах национальной жизни. Но и в этот период Островский показывает, что идиллия патриархальной семьи чревата драмой. В пьесе "Бедность не порок" социальная конфликтность в семье Торцовых доведена до высокого напряжения. Поэтический мир народной культуры и нравственности, созданный Островским, противостоит самодурству, но он уязвим перед лицом современной "цивилизации
|
|
В пореформенный период продолжает расширяться тематический и жанровый диапазон драматургии Островского: от исторических событий и частной жизни XVII в. (хроники, "Воевода") до самой острой злободневности; от жителей захолустья, бедных мещанских окраин ("Не было ни гроша; да вдруг алтын", "Поздняя любовь") до современных "цивилизованных" предпринимателей ("Последняя жертва", "Невольницы", "Бесприданница"), от растревоженных реформами дворянских гостиных ("На всякого мудреца довольно простоты") до лесной дороги, на которой встречаются актеры Счастливцев и Несчастливцев ("Лес").
У раннего Островского нет характерного для большинства русских классиков героя-интеллигента, дворянского "лишнего человека". Обращение к этому типу в конце 60-х гг. приводит к созданию своеобразного сатирического цикла: "На всякого мудреца довольно простоты", "Бешеные деньги", "Лес", позже — "Волки и овцы".
Вызванный реформами подъем чувства личности, захвативший достаточно широкие слои населения, дает материал для создания жанра драмы. Формирование этого жанра требовало поиска героя, который был бы способен вступить в драматическую борьбу и вызывал бы сочувствие зрителя, имея достойную цель. У Островского, не увидевшего таких героев в пореформенной реальности, центром драматического действия становится женщина. Это, естественно, переносит акцент с действия в собственном смысле на чувства персонажей и создает условия для развития именно психологической драмы.