Физическая культура и спорт как феномены общества

Термин “физическая культура” является центральным понятием всего физкультурного образования. Термин встречается не только в профессиональной сфере, но и в обычной жизни. Можно ли всякую деятельность, связанную с физическими нагрузками (бытовую, трудовую, военную и т.д.) идентифицировать с физической культурой? Такое утверждение было бы неправильным. Культура – это, прежде всего, основной способ, а также мера человеческого развития. Когда в процессе эволюции человек начал преобразовывать окружающую природу не грубыми невежественными способами, а подлинно гуманными и целесообразными, когда человек пытается совершенствовать свою телесность, умственные и физические способности в соответствии с объективными законами – только тогда его деятельность можно назвать по-настоящему культурной. Отсюда, в самом первом приближении, физическая культура есть способ и мера преобразования человека, его собственной природы и двигательных способностей.

Физическая культура – это вид культуры, содержанием которой является оптимальная двигательная деятельность, построенная на основе материальных и духовных ценностей, специально созданных в обществе для физического совершенствования человек. (А.М. Максименко, 2001).

Спорт обычно считают сферой, состояние которой наиболее точно отражает успехи социума в деле совершенствования физической культуры.

Вопрос о том, какое место спорт высших достижений занимает в системе физической культуры, иногда решается очень прямолинейно. Считается, например, что спорт высших достижений в лице своих – атлетических видов – является наиболее концентрированным выражением достижения общества современного общества в развитии физической культуры. Соответственно полагают, что спортсмен высокого класса безоговорочно должен быть признан человеком, физическая культура которого отвечает самым высоким стандартам. Если возможны в отношении культурного развития спортсмена какие-то сомнения, то они, как правило, касаются его интеллектуального, эстетического или нравственного или какого-либо иного развития, но только не физического.

За такими утверждениями стоит ошибочная убежденность, что сами по себе функциональная подготовленность и высокие физические кондиции человека – это и есть то, что само по себе непосредственно воплощает и выражает суть физической культуры личности.

С другой стороны широко распространено следующее мнение: спорт высших достижений (в его сегодняшнем варианте) не способствует здоровью и долголетию человека.

Может ли человек наращивать и укреплять свою физическую культуру, улучшать ее показатели вопреки процессам биологического старения организма? Может ли конкретный пожилой человек быть признан субъектом высокой физической культуры не только среди своих сверстников? Может ли физически больной человек или человек, имеющий врожденные или приобретенные увечья, считаться человеком, который в полной мере обладает физической культурой?

В отношении большинства иных видов культурного развития человека, как правило, даются утвердительные ответы. Вполне признано, что человек может на протяжении практически всей своей жизни наращивать и укреплять свою интеллектуальную или эстетическую, а тем более нравственную культуру. Если же мы ставим под сомнение возможность увеличивать потенциал своей физической культуры в течение всей жизни, то мы должны рассматривать физическую культуру как не равнозначное явление по отношению к другим видам культуры, не связанную с иными типами культуры и не обусловленную ими.

Рассматривая феномен физической культуры, следует прежде всего принимать во внимание, что перед нами один из вариантов культуры как таковой, т.е. многопланового целостного феномена (нравственной, интеллектуальной, эстетической и др. видов культур), имеющего дело с человеческой телесностью (Н.Н. Визитей, 2005).

Спорт высших достижений – это (в большинстве случаев) вид деятельности, в котором физическая активность представлена в формах, где объемы и интенсивности нагрузок наиболее значительны и где решаемые двигательные задачи характеризуются высокой технической и тактической сложностью.

Спорт также определяется как воспитательная, игровая, соревновательная деятельность, основанная на применении физических упражнений и направленная на достижение социально-значимых результатов (ценностей). Термин “спорт” происходит от английского слова, которое первоначально обозначало радость в движениях, приятное времяпровождение, развлечение, деятельность, требующую мышечного напряжения, желания выделиться (Н.И. Пономарев,1984).

Спорт в широком смысле определяется как собственно соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, а также межчеловеческие отношения и нормы, присущие этой деятельности:

Спорт является собственно соревновательной деятельностью, т.к. он зародился в обществе исключительно для эффективного развития человеческих способностей, а также для их объективного сравнения и оценки. Все остальные виды деятельности (труд, наука, искусство и др.), в которых также присутствует соревновательные начала, возникли и используются главным образом для производства материальных и духовных ценностей.

И спорт высших достижений, и «спорт для всех» можно на­звать «моделью жизни». Спорт дает нам возможность как бы по­бывать в тех жизненных ситуациях, в которых присутствуют и дружба, и жесткое соперничество. Но только происходит это не в настоящей, а в спортивной, игровой обстановке.

Не меньшего внимания, а подчас даже тревоги заслуживают отнюдь не положительные стороны спорта и его идеа­лы. Есть в нем и противоположное: агрессивность, насилие, мошен­ничество (вы уже знаете о применении запрещенных веществ - до­пингов), подкуп (и судей, и соперников). Так что и спорт в целом, и отдельный спортсмен - арена повседневной борьбы между их поло­жительными качествами и тем, что их разрушает. Словом, как и во всей жизни человечества, борьба добра и зла. А в ней есть и победы, и поражения.

Межчеловеческие отношения и нормы в спортивной деятельности приобретают характер исключительной конкретности и определенности. В частности, разрабатываются положения о соревнованиях, сами состязания осуществляются по единым, обязательным для всех участников, правилам, нарушения которых ведет к наказанию. Состав действий соревнующихся строго унифицирован (вес снаряда, соперника, дистанции и др.) (А.М. Максименко, 2001). А что касается системы наук об обществе - социальных, то спорт, например, помогает понять такое важное явление современной ци­вилизации, как социализация. Ведь спорт активно участвует в про­цессе усвоения человеческим индивидом определенной системы зна­ний, норм и ценностей, позволяющих ему быть полноправным чле­ном общества; спорт воздействует на личность. А все вместе это и составляет социализацию личности, где спорт и физическая культура имеют немаловажное значение.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: