Семинарско-практическое занятие
Модели сестринского дела.
Иерархия потребностей человека по А.Маслоу. Классификация потребностей человека по А.Маслоу и В.Хендерсон.
Жизненные потребности человека
Потребность — это состояние, вызванное необходимостью в определенных условиях жизни и развития человека.
Потребности — источник активности и деятельности людей. Формирование происходит в процессе воспитания и самовоспитания — приобщения к миру человеческой культуры.
Потребности могут быть самыми различными, неосознанными, в форме влечений. Человек только чувствует, что ему чего-то недостает, или испытывает состояние напряженности и беспокойства. Осознание потребности проявляется в форме мотивов поведения.
Потребности определяют личность и направляют ее поведение.
Потребность — это осознаваемый психологический или физиологический дефицит чего-либо, отражаемый в восприятии человека.
Основные потребности человека: иметь, быть, делать, любить, расти. Мотивом деятельности людей служит желание удовлетворить эти потребности.
|
|
Иметь — проявление потребности на двух уровнях:
1-й — люди хотят иметь вещи, необходимые для выживания (жилье, еду, одежду) для себя и своих семей и поддержания уровня жизни, приемлемого для себя. Основной источник мотивации в этом случае — возможность зарабатывать деньги.
2-й — люди делают престижные приобретения (произведения искусства, антиквариат, автомобили).
Быть — большинство людей вырабатывает, часто подсознательно, желаемый образ человека, каким они хотят быть и выглядеть в глазах других (знаменитым, могущественным).
Делать — каждый человек хочет, чтобы его ценили, жить наполненной жизнью (профессиональные успехи, воспитание детей).
Любить — каждый человек хочет любить и быть любимым, желанным.
Расти — реализация возможностей наступает за счет роста. Маленький ребенок говорит: «Вот вырасту и...», более старший говорит: «Я сам». Эта потребность достигает своего пика во взрослой жизни и определяет диапазон возможностей человека.
Этот перечень потребностей основан на взглядах Абрахама Маслоу. В 1943 году американский психофизиолог русского происхождения А.Маслоу проводил исследования побудительных мотивов поведения человека и разработал одну из теорий потребностей поведения человека. Он классифицировал потребности по иерархической системе — от физиологических (низший уровень) до потребностей самовыражения (высший уровень). Маслоу изобразил уровни потребностей в виде пирамиды. Основание пирамиды (а это фундамент) — физиологические потребности — основа жизнедеятельности.
|
|
Возможность удовлетворять свои потребности у людей различна и зависит от следующих общих факторов: возраст, окружающая среда, знания, умения, желания и способности самого человека.
Иерархия потребностей человека по А. Маслоу
1-й уровень — физиологические потребности — обеспечивают выживание человека (потребность дышать, есть, пить, выделять, спать, двигаться). Этот уровень абсолютно примитивен.
2-й уровень — безопасность и защищенность — забота о поддержании жизненного уровня, стремление к материальной надежности (одежда, дом, помощь).
Многие люди тратят практически все свое время на удовлетворение потребностей первых двух уровней.
3-й уровень — социальный — поиск своего места в жизни — семья, друзья, любовь, одобрение, общение. Это нормальная потребность большинства людей, человек не может «жить в пустыне».
4-й уровень — потребность в уважении окружающих — уважение, признание, престиж, социальный успех. А. Маслоу имел в виду неуклонное самосовершенствование людей.
Американский психолог Джемс предложил формулу зависимости самоуважения человека:
УСПЕХ
САМОУВАЖЕНИЕ = ---------------------------------
ПРИТЯЗАНИЯ
Самоуважение зависит от уровня притязаний субъекта и успеха или неуспеха деятельности. Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить и тем вероятнее снижение уровня самоуважения. Успех деятельности повышает самоуважение.
5-й уровень — самовыражение, самоактуализация — вершина пирамиды - это реализация своих потенциальных возможностей и личного роста.
Маслоу своей теорией определил: любому человеку присущи не только низшие потребности, ко и высшие. Эти потребности человек самостоятельно удовлетворяет на протяжении всей жизни.