Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО.
Выбор коррекционно-развивающих занятий, их количественное соотношение, содержание самостоятельно определяется школой, исходя из психофизических особенностей и особых образовательных потребностей обучающихся с РАС на основе рекомендаций ПМПК и ИПРА обучающихся.
Значительной части детей с РАС доступно и показано образование, соотносимое по уровню «академического» компонента с образованием сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, получаемое в совместной с ними среде обучения в те же календарные сроки. Инклюзия в наибольшей степени целесообразна для детей с РАС, имеющих формально сопоставимый с нормой уровень психоречевого развития (ориентируемся на 3 и 4 группы, по отечественной клинико-психологической классификации аутичных детей О.С.Никольской), и является оптимальной в том случае, если до поступления в школу ребенок имеет опыт подготовки к ней в группе детей.
|
|
Вместе с тем, даже имея высокие интеллектуальные способности, эти дети для успешного освоения начального образования в условиях инклюзии нуждаются в систематической психолого-педагогической и организационной поддержке, обеспечивающей удовлетворения их особых образовательных потребностей, которая реализуется на основе разрабатываемой для каждого обучающегося индивидуальной программы коррекционной работы.
Основные принципы формирования программы коррекционной работы:
• постепенное, индивидуально дозированное введение ребенка в ситуацию обучения в классе;
• в начале обучения ребенок с РАС должен быть временно обеспечен дополнительными занятиями с педагогом (индивидуальными или в группе детей) по отработке форм адекватного учебного поведения, умения вступать в коммуникацию и регулироваться во взаимодействии с учителем7[7], адекватно воспринимать похвалу и замечания.
• постепенный переход от индивидуальной инструкции к фронтальной, внимание к выбору для обучающегося места в классе, где он будет более доступен организующей помощи учителя;
• значимость для ребенка с РАС четкой и осмысленной упорядоченности временнопространственной структуры уроков и всего его пребывания в школе, дающей ему опору для понимания происходящего и самоорганизации;
• необходимость индивидуальных педагогических занятий для контроля за освоением обучающимся новым учебным материалом и для оказания, при необходимости, индивидуальной коррекционной помощи в освоении основной Программы.
|
|
• Для успешного обучения в условиях инклюзии ребенок с РАС требует индивидуального подхода:
o При организации и подаче учебного материала в условиях фронтальных и индивидуальных занятий должны учитываться особенности усвоения информации и специфика выработки навыков при аутизме;
o При организации самостоятельного выполнения ребенком учебных заданий на классных занятиях должны использоваться виды заданий, поддерживающие и организующие работу ребенка;
o При оценке меры трудности задания и учебных достижений ребёнка необходим учет специфики проблем его искаженного развития, парадоксальности освоения «простого» и «сложного» при аутизме (например, легче выделить скрытые на картинке геометрические фигуры, чем раскрыть ее содержание по смыслу);
• Значимость на начальном этапе обучения специальной организации на перемене, включения его в мероприятия, позволяющие отдохнуть и получить опыт в контактах со сверстниками.
• Необходимость введения в Коррекционную Программу специальных разделов обучения, способствующих:
o Формированию представлений об окружающем;
o Развитию способности к осмыслению, упорядочиванию и дифференциации индивидуального жизненного опыта;
o Развитию самосознания на основе проработки воспоминаний, представлений о будущем;
o Развитию способности планировать, выбирать, сравнивать, осмыслять причинноследственные связи в происходящем.
• Необходимость оказания специальной помощи в упорядочивании и осмыслении усваиваемых на уроках знаний и умений, не допускающего их простого механического накопления.
• Необходимость специальной коррекционной работы по развитию вербальной коммуникации детей, возможности вести диалог, делиться с другими своими мыслями, впечатлениями, переживаниями.
• Развитие внимания к близким взрослым и соученикам, оказание специальной помощи в понимании происходящего с другими людьми, их взаимоотношений, переживаний.
• Создание условий обучения, обеспечивающих обстановку сенсорного и эмоционального комфорта (отсутствие резких перепадов настроения, ровный и теплый тон голоса учителя в отношении любого ученика класса), упорядоченности и предсказуемости происходящего.
• Необходимость специальной установки педагога на развитие эмоционального контакта с ребенком, совместное осмысление происходящих событий.
• Поддержание в обучающееся уверенности в том, что его принимают, ему симпатизируют, в том, что он успешен на занятиях; трансляция этой установки соученикам ребенка с РАС с подчеркиванием его сильных сторон. Демонстрация симпатии к нему через свое отношение в реальном поведении.
• Процесс обучения в начальной школе ребенка с РАС должен поддерживаться психологическим сопровождением, оптимизирующим взаимодействие ребёнка с педагогами и соучениками, семьи и школы.
• Ребенок с РАС уже в период начального образования нуждается в индивидуально дозированном и постепенном расширении образовательного пространства за пределы образовательного учреждения.
Программа коррекционной работы разрабатывается на всех годах обучения, результаты освоения ее обучающимися служат основанием для ее пересмотра и уточнения не реже одного раза в четверть.
Цель программы — создание условий для реализации внутреннего потенциала каждого ребенка с РАС, оказание ему комплексной психолого-педагогической помощи в процессе интеграции в образовательную и социокультурную среду, в освоении основной образовательной программы начального общего образования.
Задачи программы:
- выявление индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей каждого обучающегося на консилиуме (ППк);
|
|
- определение особенностей организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
- создание условий, способствующих адаптации учащихся в школе и освоению обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
- составление индивидуального плана коррекционной работы для каждого обучающегося;
- реализация комплексного подхода к выполнению программы коррекционной работы всеми специалистами, осуществляющими образовательную работу с данным ребенком;
- обеспечение возможности получения образовательных коррекционно-развивающих услуг;
- реализация системы мероприятий по социализации детей с РАС, формированию жизненных компетенций;
- оказание родителям (законным представителям) обучающихся консультативной и методической помощи по вопросам обучения и воспитания детей с РАС, медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Программа коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие её основное содержание:
Диагностическая работа - обеспечивает проведение комплексных обследований детей с РАС; рекомендации по образовательному маршруту ребенка с РАС; контроль и анализ результатов коррекционной работы.
Коррекционно-развивающая работа включает:
- подбор оптимальных для развития ребёнка с РАС коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
- организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, направленных на преодоление нарушений развития и трудностей обучения (учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога).
Консультативная работа включает:
- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся, единых для всех участников образовательного процесса;
- консультирование педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся;
|
|
- консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов обучения ребёнка с РАС;
- консультирование родителей (законных представителей) по результатам проводимой коррекционно-развивающей работы, социализации обучающихся.
Информационно-просветительская работа направлена:
- на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками;
- проведение тематических мероприятий для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей развития детей с РАС.