Рассказ по сюжетной картинке

Консультация педагога-психолога для воспитателей коррекционных групп

Развитие связной речи у дошкольников

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности, период формирования речевых навыков, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей.

Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Речь для ребенка является средством планирования и организации своих действий, деятельности и перспектив своей жизни, средством саморазвития и самовоспитания.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Формирование речевых способностей, полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей является одной из основных задач программы дошкольного воспитания детей.

 

Современный этап развития методики речи

Развитие речи становится актуальной проблемой и в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения — это огромная ответственность педагогов, занимающихся развитием речи.

Связная речь предполагает овладение словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т. е. овладение грамматическим строем, а также практическое их пояснение, умение пользоваться усвоенным языковым материалом, связно, последовательно и понятно для окружающих передавать содержание готового текста или самостоятельно составлять связный текст.

Методика развития речи детей дошкольного возраста

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), которое обеспечивает общение и взаимопонимание. Главная характеристика СР – понятность для собеседника.

Связность, по мнению С.Л. Рубинштейна, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя».

В методике термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях:

1) процесс, деятельность говорящего;

2) продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание;

3) название раздела работы по развитию речи.

Синонимы СР - «высказывание», «текст». Стержнем высказывания является смысл (Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов и другие).

Связная речь — это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.

Особенности развития связной речи в дошкольном детстве

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы.

Совершенствуется и монологическая речь: дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без опоры. Усложняется синтаксическая структура детских рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Вместе с тем у значительной части детей эти умения неустойчивы. Дети затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в логически последовательном их расположении, в структурировании высказываний, в их языковом оформлении.

Знание специфики связной речи и особенностей ее развития у детей позволяет определить задачи и содержание обучения.

Коллективное составление рассказа преимущественно используется на первых этапах обучения рассказыванию. Дети продолжают предложения, начатые воспитателем или другими детьми. В процессе последовательного обсуждения плана они вместе с воспитателем отбирают наиболее интересные высказывания и объединяют их в целостный рассказ. Воспитатель может повторить весь рассказ целиком, вставляя и свои фразы. Затем рассказ повторяют дети. Ценность этого приема состоит в том, что он позволяет наглядно представить весь механизм составления связного текста, активизировать всех детей.

Другой разновидностью этого приема является составление рассказа подгруппами — «командами». Например, в рассказывании по серии сюжетных картинок дети сами определяют внутри группы, кто будет рассказывать по каждой из картинок; в рассказывании на свободную тему дети обсуждают содержание и форму рассказа, вместе составляют его текст и предлагают вниманию всей группы.

Составление рассказа по частям — по существу также разновидность коллективного рассказывания, при котором каждый из рассказчиков создает часть текста. Этот прием используется при описании много-эпизодных картинок, в рассказывании из коллективного опыта, когда легко выделить отдельные объекты, подтемы.

Рассказ по сюжетной картинке.

Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, а также умение додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее – то есть конец рассказа.

На практике «рассказы», самостоятельно составленные детьми – это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины.

Работа по преодолению этих недостатков и формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов:

  • выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;
  • определение взаимосвязи между ними;
  • объединение фрагментов в единый сюжет.

 

Составление рассказа по сюжетной картине «Наша семья» в старшей компенсирующей группе

Цель: развитие связной речи.

Задачи:

· Образовательная: обогащать и активизировать словарь детей; помогать дошкольникам точно характеризовать предмет, правильно строить предложения, обучать детей понимать содержание картины, учить детей придумывать события, предшествующие изображенным событиям.

· Развивающая: развивать у детей умение составлять рассказ коллективно; развивать зрительское восприятие, внимание, воображение, словесно-логическое мышление.

· Воспитательная: воспитывать заботливое отношение к членам своей семьи.

Предварительная работа: беседы о семье и ее членах, рассматривание семейных альбомов, сюжетных картин, чтение рассказов, сюжетно-ролевые и дидактические игры, стихотворений, пословиц, загадок, поговорок о семье.

Оборудование: магнитная доска, сюжетная картина «Наша семья».

Ход занятия:

Организационный этап: создание положительного настроя на организованную образовательную деятельность. Встать всем вместе в круг.

 

Воспитатель: Собрались все дети в круг,

Я - твой друг и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

 

- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о самом дорогом, что есть у человека, о близких людях, родном доме. Это наш уютный дом, все мы в нем живем! В нем тепло, любовь и ласка, Жизнь похожа в нем на сказку… Послушайте, пожалуйста, потешку и подумайте, как можно назвать одним словом людей, которые едут из-за леса, из-за гор?

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор.

Сам - на лошадке,

Жена - на коровке,

Дети - на телятках,

Внуки - на козлятках. (Семья.)

Дети: Семья, семейство.

 

Воспитатель: правильно семья. Дом, семья - это место где человек чувствует себя защищенным, нужным, любимым. Где живут дружно и счастливо.

А сейчас отгадайте загадки о самых близких и родных нам людях.

Отгадывание загадок

Излучает она свет,

От улыбки - ямочка…

Никого дороже нет,

Чем родная … (мамочка)

 

Всё хозяйство: лебеда

Да хохлатка Рябушка,

Но яичницей всегда

Нас накормит … (бабушка)

 

Надарила безделушек-

Семь матрёшек и бобрёнка…

Но дороже всех игрушек

Для меня моя … (сестрёнка)

 

Угадай-ка, кто же это?

Пейджер, трубка, галстук, шляпа.

Жду, друзья от вас ответа.

Молодцы! Конечно … (папа)

 

Мочит в тёплом молоке

Он кусочек хлебушка,

Ходит с палочкой в руке

Наш любимый …. (дедушка)

 

Должен вам признаться я:

Есть приятель у меня,

Но надежней во сто крат

Мой защитник, старший … (брат)

 

В этом слове семь букв «Я».

Отгадай-ка, друг! (семья)

 

Игра «Подбери признаки и действия»

-Мама (какая?) - умная, добра, красивая, нарядная, трудолюбивая, заботливая…

-Мама (что делает?) - заботится, готовит, помогает, работает, стирает…

-Папа (какой?) - сильный, добрый, умный, заботливый, спортивный, надежный…

-Папа (что делает?) - работает, заботится, помогает, водит, плавает…

 

Воспитатель: Теперь давайте поиграем.

-Кто нам брат, кто нам друг, становись скорее в круг!

Друг друга за руки возьмем и играть сейчас начнём.

 

Игра «Кто ты для?»

Дети становится в круг, воспитатель подходит к любому ребенку и спрашивает: «Кто ты для мамы? Папы? Бабушки? Дедушки? И т. д.

 

Воспитатель: Молодцы, ребята. Присаживайтесь на свои места.

Запомните: что мамы, папы, братья, сёстры, дедушки, бабушки – это ваши близкие родственники, ваши родные, ваша семья.

 

У каждого на свете

Должны быть папа с мамой

У тех, кто всех послушней,

 И непослушных самых.

У каждого на свете

Должны быть братья, сестры…

Чтоб жизнь была веселой

 И от улыбок пестрой.

У каждого на свете,

Детишек, птиц, зверья,

Должны быт те, кто дорог -

Родимая семья!

У каждого на свете

Должны быть папа с мамой,

 Семья большое счастье - Подарок самый-самый!

 -Сегодня мы поговорим о семье, которая изображена на картине, и составим рассказ о ней.

 

Беседа по сюжетной картине и составление рассказа.

-Кто изображен на этой картине?

-Как можно назвать их одним словом?

-Как вы думаете, какое время суток изображено на этой картине? Почему?

-Назовите всех членов семьи.

-Чем они занимались до того, как собрались вместе?

 - Чем заняты члены семьи сейчас?

-Какое настроение у взрослых и детей?

-Какая это семья? (большая, дружная, веселая…)

- Какое название можно дать этой картине?

 

Воспитатель: Еще раз внимательно рассмотрите картину. И подумайте, с чего вы начнете рассказ. Ответы детей сравниваются, из них отбирается наиболее подходящий. Воспитатель предлагает начать рассказ с того, что происходило до того, как семья собралась вместе, чем они заняты сейчас, и хорошо ли жить в такой семье. Уточняет, что говорить будут по очереди: один начинает, а другие продолжают и заканчивают. Потом дети придумывают название рассказа («Семья», «Дружная семья», «Все дома» …) Заслушивается один рассказ.

Воспитатель хвалит детей за рассказы, убирает картину.

 

Физкультминутка «Семья»

Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)

Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)

 Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)

 Всех могу пересчитать: (указательным пальчиком пересчитывают)

Папа, мама, брат, сестренка, Кошка Мурка, два котенка, Мой щегол, сверчок и я

 –Вот и вся наша семья! (загибают поочередно пальчики на руке)

.

Игра «Радость или огорчение?»

В семье вас любят, заботятся о вас. А ваши поступки могут радовать или огорчать близких вам людей.

У меня два кружка: красный и чёрный. Как вы думаете, какой из них обозначает радость (красный), а какой огорчение (чёрный).

Сейчас подойдите, возьмите на столе кружочки, и мы поиграем: я называю поступок, а вы с помощью кружка показываете, порадует или огорчит этот поступок ваших близких.

· Вы съели на завтрак всю кашу

· Вы подрались с другом

· Разбросали по комнате все игрушки

· Помогли маме вымыть посуду

· Нагрубили бабушке

· Нарисовали и подарили папе красивый рисунок

· Перед сном пожелали всем «спокойной ночи»

· Порвали новую книжку

· Хорошо вели себя в детском саду

 

Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить ваших близких. И надеюсь, что впредь вы будете совершать только хорошие поступки. Ведь семья – это главное в жизни человека. Это самые близкие и родные люди, без которых не может быть нас. Это те, кто нас любит и о нас заботится

 

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей. Первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем. Волнение трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно.

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните.

Хочу, чтоб про нас говорили друзья

Какая хорошая ваша семья!

 

Итог занятия, рефлексия

Воспитатель: Что мы сегодня делали на занятии?

Назовите всех членов семьи, о которой составляли рассказ?

Кто самый старший в семье?

А кто самый младший?

Какая это семья?


Литература:

· Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Старшая группа (от 5до 6 лет)

· Шорыгина Т. А. Моя семья (Детям о самом важном). Методическое пособие.

· Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты.

· Стихотворение Натали Симоний «Семья — большое счастье» (из интернет пространства)





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: