Урок 3. Правописание безударных окончаний существительных в единственном числе

Задачи урока:

Закреплять умения

– выделять в предложении словосочетания с определенными грамматическими признаками

существительных;

– определять склонение и падеж существительных;

– определять тип орфограммы, опираясь на знание состава слова;

Формировать познавательные

УУД:

– решение проблемы идентификации существительных, принадлежащих к одному и тому

склонению и стоящих в одном и том же падеже.

 

Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.3 (с.15–17), Рабочая тетрадь №3; I.

Оргмомент.

II. Работа со словарным словом ОСИНА (Р. т., У. 8; с.8).

Упражнение 8

Цель: познакомить с написание нового словарного слова; учить находить существительные в

форме Р.п. ед.ч. и определять тип склонения; обратить внимание на одно из значений Р.п. (в

данном случае определительное значение).

Рассуждение ученика.

Записываю новое словарное слово в форме Р.п. ед.ч. Подчеркиваю буквы, написание которых

надо запомнить: Листья осины.

Вставляю пропущенные буквы: летели (полѐт), перины (перья), листья (разделительный Ь),

берѐзы (словарное слово), ладошка (ладошек), кленовая (клѐн), листочек (листик), шишка

(шишек), сосновая (сосны).

Выписываю словосочетания и выполняю задание

упражнения: Ладошка кленовая (ед.ч. ж.р.) – ладошка клѐна;

Шишка сосновая (ед.ч. ж.р.) – шишка сосны.

III. 1. С. 15. Упражнение 7. Дети выписывают сначала словосочетания с существительными I

скл. Р.п. ед.ч.: наварила каши, наготовил окрошки.

III. 2. Затем – с существительными I скл. в Д.п. ед.ч.:

размазала по тарелке, захотелось курочке, подошел к избе, бежит по дороге.

(Упражнение достаточно сложное. Прежде чем ученик выпишет словосочетание,

необходимо, чтобы он проверил, все ли он учел: слово должно быть I скл. (возможная ошибка:

захотелось петушку (II скл.); стоять в ед. ч. (ошибка: смотрит по сторонам (мн.ч.); и Р.п. или

Д.п. (ошибка: завыл голосом (Т.п.) и др.)). III. 3. После этого учащиеся выписывают глаголы с безударным гласным в корне,

проверяемым ударением. Рядом пишут проверочные слова:

наварила (варит),

захотелось (хочет),

проголодалась (голод,

голодный), бежит (бег),

поживиться (нажива).

IV. С. 15–16. Упражнение 8. Цель данного упражнения не только учить писать безударные

падежные окончания существительных, но и отрабатывать умение самостоятельно определять, в

какой части слова находится орфограмма.

IV.1. Выполняя это упражнение, ученики указывают I скл., Д.п. ед.ч. над словами:

Катюше, Валюше, Иринке, Светланке.

Над словами у Катюши и у Маринки – I скл. Р.п. ед.ч.

(Другие орфограммы находятся в корнях слов.)

Для правильного написания формы у Катюши нужно знать два правила:

1) правило написания безударного падежного окончания существительного (в данном

случае сущ. I скл. ед.ч. Р.п.),

2) ЖИ-ШИ пиши с буквой И.

Примерное рассуждение ученика:

У Катюши – сущ. I скл. Р.п.

У сущ. I скл. в Р.п окончание -и (после мягкой основы) и -ы (после твердой основы).

В этом слове основа твердая, но я знаю, что после букв Ж и Ш буква Ы не пишется, значит,

пишу букву И.

IV.2. Чтобы правильно определить часть речи омонимичных форм печь (сущ.) и печь (гл.),

выделенных цветом, надо задать к ним вопрос.

Умеет (что делать?) печь – гл., растопи (что?) печь – сущ.

IV. 3. После того как ученик определит часть речи этих слов, около глагола печь он

записывает родственное слово с приставкой на- (напечь); около существительного –

словосочетание залезть на печь (В.п.).

Учитель еще раз выясняет у детей, что сделать, если формы И.п. и В. п. похожи, каким

способом их распознавать/различать:

Ответ обучающихся: если слово является подлежащим – И.п., если слово «работает»

второстепенным членом предложения – В.п. (Давайте детям самостоятельно проговорить

ответ, не заменяйте их мыслительную работу на уроке прослушиванием ваших знаний!) V. С.

16. Плакат Летучей Мыши Произноси правильно!.

На примере данных существительных учитель знакомит детей со словами, имеющими

подвижное ударение.

V. 1. С. 17. Упражнение 9. Дети учатся правильно произносить слова с подвижным

ударением. После того как они произнесут предложения вслух, учитель предлагает им найти в

словаре Произноси правильно примеры существительных с подвижным ударением.

Например: герб – гербы, зонт – зонты, корень – корней.

V. 2. С найденными примерами дети устно составляют словосочетания или

предложения. При этом важно, чтобы данные слова были правильно произнесены.

VI. Домашнее задание: упражнение 9 (Тетрадь для самостоятельной работы № 2; с.9).

VII. Итог урока.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: