Урок 52. Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и о – беглые гласные

Задачи урока:

Закреплять

умения:

– определять состав слова, обращаясь к словообразованию;

Формировать

умения

– правильно писать окончания существительных в единственном числе;

регулятивные УУД

– определять цели урока, исходя из знакомства с темой урока и постановки к ней вопросов;

познавательные УУД

– обобщать языковые явления и делать выводы;

коммуникативные УУД

– задавать вопросы;

– формулировать выводы;

– организовывать инициативное сотрудничество.

Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.3 (с.132–133); Рабочая тетрадь № 2.

 

I. С. 132. Упражнение 150. Цель данного упражнения – тренировать детей в умении находить в словах орфограмму ≪беглый гласный в суффиксе≫ и проверять ее, а также проводить словообразовательный анализ слов с суффиксами -ек- и -ик-.

I.1. Дети выписывают из Обратного словаря требуемые существительные, записывают проверочную форму слов, определяют наличие или отсутствие орфограммы ≪беглый гласный в

суффиксе слова≫:

камешек – камешка;

орешек – орешка;

горошек – горошка;

хлебушек – хлебушка;

воробышек – воробышка;

карандашик – карандашика;

шалашик – шалашика;

ковшик – ковшика;

грошик – грошика;

ершик – ершика.

I.2. Затем ученики показывают образование слов (при этом можно отметить еще и чередование согласных в корнях):

орешек ← от орех; орех/ + -ек- + … = ореш/ек/; [х]-[ш]

горошек ← от горох; горох/ + -ек- + … = горош/ек/; [х]-[ш]

карандашик ← от карандаш; карандаш/ + -ик- + … = карандаш/ик/;

шалашик ← от шалаш; шалаш/ + -ик- + … = шалаш/ик/.

После словообразовательного анализа становится понятно, что в словах, записанных в столбиках, суффиксы -ек- и -ик-.

I.3. Миша неправильно указал суффиксы. Учащиеся делают соответствующий вывод.

II. С. 132. Упражнение 151. Цель упражнения – учить применять знание орфограммы ≪беглый гласный в суффиксе слов≫ при записи текста. В тексте встретятся орфограммы: ≪написание приставок с глаголами≫, ≪частица НЕ с глаголами≫ и обращение.

Дети списывают стихотворение, объясняя орфограммы и записывая в качестве проверочных слов формы существительных в И.п. или Р.п. ед.ч.

III. Работа со словарным словом ГЕРОЙ. Упражнение № 81 (Тетрадь для самостоятельной работы № 2, с.75). IV. С. 133. Упражнение 152. Записывая две формы данных существительных, учащиеся распознают наличие или отсутствие в словах беглого гласного и в зависимости от этого выбирают нужную букву в суффиксе.

Например:

много бантиков (бантик) – нет беглого гласного, в суффиксе -ик- пишется буква И;

много лампочек (лампочка) – есть беглый гласный, поэтому в суффиксе -ек- пишется буква Е.

V.С. 133. Упражнение 153. Выполняя это задание, дети обнаруживают беглый гласный в суффиксе существительных в Р.п. мн.ч. Например: заплатка – заплаток.

V.1. Дети подчеркивают эту орфограмму.

V.2. Подводя итог, учитель для контроля может еще раз спросить, почему здесь в формах Р.п. мн.ч. пишется буква О.

VI. С. 133. Упражнение 154. В.данном упражнении проверяется, в какой мере дети усвоили орфограмму ≪беглый гласный в суффиксе слов≫, а также написание безударных падежных окончаний существительных и безударных гласных в корнях слов.

В результате дети запишут текст следующим образом:

По крутой тропинке (I скл., Д.п.) горной

Шел домой барашек (барашка) черный

И на мостике (II скл., П.п., мостика) горбатом

Повстречался с белым братом (II скл., Т.п.).

VII. Домашнее задание: Упражнение № 79 (Тетрадь для самостоятельной работы № 2; с.73–74).

VIII. Итог урока.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: