Задачи урока:
Закреплять
умения:
– определять состав слова, обращаясь к словообразованию;
Формировать
умения
– правильно писать окончания существительных в единственном числе;
регулятивные УУД
– определять цели урока, исходя из знакомства с темой урока и постановки к ней вопросов;
познавательные УУД
– обобщать языковые явления и делать выводы;
коммуникативные УУД
– задавать вопросы;
– формулировать выводы;
– организовывать инициативное сотрудничество.
Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.3 (с.132–133); Рабочая тетрадь № 2.
I. С. 132. Упражнение 150. Цель данного упражнения – тренировать детей в умении находить в словах орфограмму ≪беглый гласный в суффиксе≫ и проверять ее, а также проводить словообразовательный анализ слов с суффиксами -ек- и -ик-.
I.1. Дети выписывают из Обратного словаря требуемые существительные, записывают проверочную форму слов, определяют наличие или отсутствие орфограммы ≪беглый гласный в
суффиксе слова≫:
камешек – камешка;
орешек – орешка;
горошек – горошка;
хлебушек – хлебушка;
воробышек – воробышка;
карандашик – карандашика;
шалашик – шалашика;
ковшик – ковшика;
грошик – грошика;
ершик – ершика.
I.2. Затем ученики показывают образование слов (при этом можно отметить еще и чередование согласных в корнях):
орешек ← от орех; орех/ + -ек- + … = ореш/ек/; [х]-[ш]
горошек ← от горох; горох/ + -ек- + … = горош/ек/; [х]-[ш]
карандашик ← от карандаш; карандаш/ + -ик- + … = карандаш/ик/;
шалашик ← от шалаш; шалаш/ + -ик- + … = шалаш/ик/.
После словообразовательного анализа становится понятно, что в словах, записанных в столбиках, суффиксы -ек- и -ик-.
I.3. Миша неправильно указал суффиксы. Учащиеся делают соответствующий вывод.
II. С. 132. Упражнение 151. Цель упражнения – учить применять знание орфограммы ≪беглый гласный в суффиксе слов≫ при записи текста. В тексте встретятся орфограммы: ≪написание приставок с глаголами≫, ≪частица НЕ с глаголами≫ и обращение.
Дети списывают стихотворение, объясняя орфограммы и записывая в качестве проверочных слов формы существительных в И.п. или Р.п. ед.ч.
III. Работа со словарным словом ГЕРОЙ. Упражнение № 81 (Тетрадь для самостоятельной работы № 2, с.75). IV. С. 133. Упражнение 152. Записывая две формы данных существительных, учащиеся распознают наличие или отсутствие в словах беглого гласного и в зависимости от этого выбирают нужную букву в суффиксе.
Например:
много бантиков (бантик) – нет беглого гласного, в суффиксе -ик- пишется буква И;
много лампочек (лампочка) – есть беглый гласный, поэтому в суффиксе -ек- пишется буква Е.
V.С. 133. Упражнение 153. Выполняя это задание, дети обнаруживают беглый гласный в суффиксе существительных в Р.п. мн.ч. Например: заплатка – заплаток.
V.1. Дети подчеркивают эту орфограмму.
V.2. Подводя итог, учитель для контроля может еще раз спросить, почему здесь в формах Р.п. мн.ч. пишется буква О.
VI. С. 133. Упражнение 154. В.данном упражнении проверяется, в какой мере дети усвоили орфограмму ≪беглый гласный в суффиксе слов≫, а также написание безударных падежных окончаний существительных и безударных гласных в корнях слов.
В результате дети запишут текст следующим образом:
По крутой тропинке (I скл., Д.п.) горной
Шел домой барашек (барашка) черный
И на мостике (II скл., П.п., мостика) горбатом
Повстречался с белым братом (II скл., Т.п.).
VII. Домашнее задание: Упражнение № 79 (Тетрадь для самостоятельной работы № 2; с.73–74).
VIII. Итог урока.