Обучающийся научится:
- иметь представление на базовом уровне о различиях текстов разговорного характера, научных, публицистических, официально-деловых, текстах художественной литературы;
- различать на базовом уровне тексты разных жанров,
- создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи по предложенному плану/ перечню вопросов;
- выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями.
Общие сведения о языке
Обучающийся научится:
- иметь представления на базовом уровне об основных социальных функциях русского языка в России и мире, месте русского языка среди славянских языков;
- иметь представления на базовом уровне о различиях между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия.
Фонетика и орфоэпия.
Графика
Обучающийся научится:
- выделять в слове звуки и характеризовать их;
- различать ударные и безударные гласные;
|
|
- проводить фонетический анализ слова по предложенному алгоритму и схеме;
- соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
- уметь использовать орфоэпические словари и справочники под руководством учителя.
Морфемика и словообразование
Обучающийся научится:
- делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова по образцу и предложенному алгоритму в словах несложной слоговой структуры;
- подбирать однокоренные слова с учетом значения слов;
- понимать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
- по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;
- иметь представление на базовом уровне об изученных способы словообразования;
- анализировать по плану и самостоятельно составлять по образцу словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
- применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Лексикология и фразеология
Обучающийся научится:
- проводить лексический анализ слова по образцу и предложенному плану, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
- группировать слова по тематическим группам по образцу;
- подбирать к словам синонимы, антонимы, при необходимости используя соответствующие словари;
|
|
- иметь представление о фразеологических оборотах;
- соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
- пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарем, словарем синонимов, антонимов, фразеологическим словарем и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Морфология
Обучающийся научится:
- опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи с порой на наглядный образец;
- анализировать по образцу и предложенному алгоритму слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
- употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
- применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
- иметь представления на базовом уровне о явлениях грамматической омонимии, существенных для решения орфографических и пунктуационных задач.
Синтаксис
Обучающийся научится:
- будет иметь представление на базовом уровне об основных единицах синтаксиса (словосочетание, предложение) и их видах;
- анализировать по образцу предложенному учителем различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
- вычленять словосочетания из предложения, определяя главное и зависимое слова, после предварительного анализа;
- характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ с основой на предложенный план;
- составлять простые и сложные предложения изученных видов по заданным схемам;
- употреблять в специально смоделированной учебной ситуации синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
- применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.