Древняя Греция
Условия жизни и занятия населения Древней Греции.
Крито-Микенская цивилизация: основные достижения, особенности развития. Троянская война.
Возникновение и развитие полисов – городов-государств. Античная демократия на примере Афин. Общественное устройство Спарты.
Греческая колонизация побережья Средиземного и Черного морей.
Греко-Персидские войны. Расцвет древнегреческой демократии в Афинах.
Междоусобные войны греческих полисов. Возвышение Македонии.
Культура Древней Греции: архитектура, скульптура, театр, философия, наука, образование. Начало Олимпийских игр (776 г. до н. э.)
Создание державы Александра Македонского и ее распад.
Культура эллинистического мира.
Древний Рим
Условия жизни и занятия населения Древней Италии. Основание Рима (753 г. до н.э.). Основные этапы истории Древнего Рима. Римская республика.
Завоевание Италии Римом. Войны с Карфагеном. Реформы братьев Гракхов. Рабство в Древнем Риме. Восстание Спартака.
Гражданские войны в Риме. Установление пожизненной диктатуры Гая Юлия Цезаря.
Римская империя. Установление единовластия Октавиана Августа. Политика преемников Августа.
Возникновение христианства. Становление Церкви.
Расцвет империи во II в.
Культура Древнего Рима. Быт и досуг римлян. Изменение в положении христианской Церкви во времена императора Константина. Разделение империи на Западную и Восточную (395 г.). Великое переселение народов. Падение Западной Римской империи (476 г.).
− объяснять смысл изученных исторических понятий по истории Древнего мира с помощью педагога, с опорой на зрительную наглядность в том числе:
Древний Египет: фараон, чиновники, подданные, пирамиды, храмы, жрецы;
Древняя Месопотамия: восточная деспотия;
Древняя Палестина: Библейские пророки, Ветхозаветные сказания;
Древняя Индия: варны, касты;
Древний Китай: Великая Китайская стена, великий шелковый путь;
Древняя Греция: полис, Законы Солона, спартанское воспитание, эллинизм, эллинистические государства Востока;
Древний Рим: этруски, патриции и плебеи, Евангелия, апостолы, варвары;
− составлять по предложенному образцу простой план изучаемой темы; рассказывать по плану об изученных событиях, явлениях, процессах истории Древнего мира, используя изученные понятия, в том числе описывать:
родовую и соседскую общины, орудия труда, занятия первобытного человека;
природные условия и занятия населения Древнего Египта, верования, письменность, изобретения древних египтян;
знания и изобретения шумеров, Древний Вавилон, законы царя Хаммурапи, богов и храмы Древней Месопотамии;
природные условия и занятия жителей Финикии, древнейший финикийский алфавит;
религию древних евреев;
культурные сокровища Ниневии; знаменитые сооружения Вавилона;
организацию управления Персидской державой, религию древних персов;
природу и население, общественное устройство Древней Индии;
условия жизни и хозяйственную деятельность населения Древнего Китая, устройство китайских империй, знания, изобретения и открытия древних китайцев;
карту античного мира, основные области расселения древних греков (эллинов); условия жизни и занятия населения Древней Греции, богов и героев древних греков, поэмы «Илиада» и «Одиссея» Гомера, устройство полиса; основные группы населения Спарты, политическое устройство и организацию военного дела Спартанского полиса; Олимпийские игры; культуру эллинистического мира;
природу и население древней Италии, занятия населения, управление и законы римской республики, римскую армию, рабство в Древнем Риме, культуру Древнего Рима и верования древних римлян; общины христиан;
− использовать «ленту времени» при изучении истории Древнего мира;
− читать и использовать для получения информации историческую карту/схему; используя легенду исторической карты/схемы показывать обозначенные на ней объекты; соотносить с помощью педагога информацию тематических, общих, обзорных исторических карт по истории Древнего мира;
− с помощью педагога наносить на контурную карту по истории Древнего мира отдельные объекты с непосредственной опорой на атлас и другие источники информации, заполнять легенду карты/схемы;
− выделять по предложенному образцу существенные признаки исторических событий, явлений, процессов истории Древнего мира;
− с опорой на зрительную наглядность, с помощью педагога устанавливать по предложенному образцу причинно-следственные, пространственные, временны́е связи исторических событий, явлений, процессов истории Древнего мира;
− с помощью педагога сравнивать по предложенным критериям/плану исторические события, явления, процессы истории Древнего мира, представленные в учебном тексте, оформлять результаты сравнения в виде сравнительной таблицы, на основе сравнения делать вывод;
− осуществлять смысловое чтение адаптированного исторического источника по истории Древнего мира;
− определять с помощью педагога на основе информации, представленной в письменном историческом источнике, его авторство, период истории Древнего мира, к которому он относится, страну, где он был создан, события, явления, процессы, исторических деятелей, о которых идет речь;
− с помощью педагога осуществлять поиск информации и использовать текстовые, графические и визуальные источники исторической информации по истории Древнего мира при изучении событий, явлений, процессов, ориентироваться в визуальных источниках исторической информации (с событиями, процессами, явлениями); составлять таблицы, схемы;
− называть наиболее известные изученные исторические события, непосредственно связанные с историей родного края, наиболее известных исторических деятелей, жизнь которых связана с историей родного края, наиболее известные памятники культуры своего региона. Описывать события с опорой на зрительную наглядность и/или вербальную опору (ключевые слова, план, вопросы).
«География»