Легенды российских тамплиеров 33 страница

Безропотно несет часть Аранид свою службу новую, а другие в свои обители воротились зная, что Элора недоволен ими. Говорят они Элора: «Спросим Эонов Воли, Любви, Мудрости и Красоты, мы ли правы, или ты прав?» Отвечает Элора: «Как хотите, для меня нет сомнений». Встали в круг могучие, положили мечи к ногам своим и подняли руки в верха. Засияли перед ними четыре Эона светом тихим. Разорвали круг свой Араны и стали по правую сторону перед Эонами, а Элора с двенадцатью - по левую сторону. Заговорили все Араны, едва подняли на Эонов очи свои: «Не нужно нам указаний ваших. Мы знаем, что не надо было нам уничтожать несчастных, хотя бы для того, чтобы они были очищены Ничто тяжелым. Мы знаем теперь, что неправы были мы. Напрасно мы судили, напрасно мы в жизнь, нам чуждую, в жизнь тех, кто не нападал на других, вмешались». Говорит Элора: «Неправ был и я, покинув Аранов. Я ни в коем случае не должен был оставлять их». Говорят двенадцать, Элора сопровождавших: «Неправы были и мы, отойдя от наших братьев».

Исчезли Эоны, и все почувствовали, что они благословили их. Шумят в кругу своем Араны: «В поход! В поход! На Ничто зловещее! Извлечем из него в нем утонувших!». Вот Араны около страны своей, и Элора могучий впереди них. Бьют они мечами своими Ничто тяжелое, и вспыхивают в нем звезды сияющие. Бросаются в Ничто Араны, как в омут глубокий, и извлекают оттуда в Ничто растворившихся. Отрывают могучие от себя часть одежд своих светлых, из них земли сверкающие образуют и на них помещают души квази-людей, из Ничто извлеченных. Видят они, что просветлели души эти, и слышат Араны шелест крыльев мистических. Поднимают вверх очи свои: мирна мирн Элоимов раскинула стан свой над мирами бесконечности воскресшей, и радостно перекликаются с ними Араны, прося создать в верхах места и для других ступеней лестницы, в верха идущей. А в высотах засверкали обители Эонов, и приветствовали их громкими криками Араны.

Постоянно ходят Араны по новым землям просветленным и стараются высоко поднять живущих на них. И никогда не забывают, что временно павшие когда-то в отрядах равных с ними были.

99. ТРИ РЫЦАРЯ БЕЛОГО КРЕСТА

По плохой проселочной дороге, с обеих сторон которой росли громадные оливы, ехал всадник в белом плаще. Когда распахивался плащ, на камзоле посреди груди виднелся белый четырехконечный большой крест. Медленно ехал всадник, зорко вглядываясь вперед, иногда останавливая коня и к чему-то прислушиваясь. Подъехав к тому месту, где оливы образовали большую рощу, всадник остановил коня и к нему тотчас же подъехал так же рыцарь, над шлемом которого развевались белые перья. Подъехавший рыцарь придерживал рукой небольшое копье. Он был высокого роста и очень широк в плечах. Боевой конь рыцаря казался уставшим и медленно подвигался вперед. Не успели рыцари обменяться приветствиями, как к ним подъехал третий рыцарь с белым плащом за плечами, в блестящих белых латах и тоже с белым крестом на груди.

Все три рыцаря разговорились, как старые товарищи по оружию, и выяснилось, что все они едут в замок рыцаря Мануэля Мондольфи, чтобы переговорить с ним о событиях во Франции. Не успели рыцари проскакать несколько шагов, как услышали пение псалмов и увидели четырех королевских рыцарей и священника, тоже выехавших на дорогу из рощи, которая была, как казалось, пересечена многими дорогами. Рыцари приветствовали друг друга и узнали от священника, что до замка Мон- дольфи еще далеко, в то время как до замка одного из подъехавших рыцарей не более получаса пути, почему он просит рыцарей Белого Креста сделать ему честь и отдохнуть в его замке, на что рыцари согласились.

Рыцари Белого Креста просили хозяина замка отвести им после ужина одну комнату, сославшись на свой устав, требовавший от них совместных молитв. Хозяин замка не мог отказать им в этой просьбе. Когда рыцари остались одни, между ними произошел следующий разговор:

1- й:   «Я узнал священника. Это Диего, один из тупейших, а потому, подлейших инквизиторов. Он будет настаивать, чтобы нас схватили или просто убили во славу сатаны, которого он богом называет».

2- й:    «Да. Но это неважно. Мы легко пробьемся, если они захотят помешать нам уехать».

3- й:   «Служитель сатаны посоветует хозяину замка подмешать в вине, которое подадут нам, отраву, и потом они постараются взять нас. Но мы возьмем вино и не будем его пить, а когда ночью придут за нами, наденем латы и легко справимся со всеми».

Раздался тихий стук в дверь и в нее вошли три пажа, которые принесли рыцарям кубки с вином с просьбой выпить за здоровье хозяина замка. Рыцари взяли кубки, и пажам показалось, что они выпили их до дна, после чего рыцари наполнили кубки золотыми монетами и передали пажам, прося их взять золото, как награду за труд. Пажи поклонились щедрым рыцарям и вышли, унося кубки.

Неподвижно сидят рыцари.

1- й:    «Скоро они попытаются схватить нас».

2-й:    «Не встретить ли нам тех, кто войдут, ударами мечей?»

3-й:    «Мы не в сражении. Если надо, будем защищаться, но не нападать».

1- й:   «Не надо убивать их. Не надо звать смерть на помощь. Они не повинуются доброму началу, а мы не хотим зла».

2- й:   «Если они придут, то застанут нас вооруженными, а если нападут - будем защищаться!»

3-й:    «Так будет!»

Молча сидят рыцари, слушая шум шагов по лестнице. Неподвижны рыцари. Кто- то пытается открыть дверь снаружи, а затем дверь начинают ломать. Неподвижны рыцари. Дверь падает под ударами. В комнату быстро входит священник и за ним четыре королевских рыцаря.

1- й     Рыцарь Белого Креста: «В чем дело, рыцари?»

2- й     Рыцарь Белого Креста: «Что вам здесь надо ночью?»

Священник: «Мы пришли арестовать вас по приказу короля!»

1- й     Рыцарь Белого Креста: «Покажите приказ».

Священник: «Приказ был устный».

2- й     Рыцарь Белого Креста: «Почему молчат королевские рыцари?»

Три рыцаря Белого Креста делают шаг вперед, королевские рыцари молча отходят назад.

Священник: «Бейте еретиков, во имя Бога!»

Королевские рыцари обнажают мечи, но от ударов о латы рыцарей Белого Креста ломаются. Один из рыцарей выбрасывает королевских рыцарей на лестницу. Священник с ужасом смотрит на него и падает на колени.

Три рыцаря Белого Креста выходят из комнаты, не обращая внимания на священника, но один из них возвращается и, показав священнику рукоятку своего меча, уходит. Священник лежит на полу неподвижно. Через некоторое время в комнату входят королевские рыцари и, подняв священника, кладут его на лавку.

Хозяин замка: «Что нам делать? Если мы отправимся за ними в погоню, они перебьют нас, да и замок Мондольфи не так далек, как говорил святой отец».

Входит паж: «Рыцари Белого Креста взяли всех наших коней, оставив за них плату, господин».

Хозяин замка: «Они смотрят на нас, как на мещан!»

Вокруг круглого стола в замке Мондольфи сидят двенадцать рыцарей Белого Креста, в том числе хозяин замка и три рыцаря, только что прибывшие из соседнего замка, в котором они провели вечер и куда приказали отправить, взятых там лошадей.

1- й     приехавший: «Настала наша очередь сказать, какого мы герба. Мой герб - несущийся в атаку всадник на коне».

2- й     приехавший: «Мой герб - рука, держащая блюдо с двенадцатью замками».

3- й     приехавший: «Мой герб - сломанная черная молния на голубом фоне».

Девять рыцарей встают: «Привет вам и почет наш, рыцари, мы узнали, кто вы по

гербам вашим».

Три рыцаря: «Привет всем вам. Откроем собрание. Слово за хозяином замка».

Мондольфи: «Мы все имеем право носить Белый Крест. Все должны поэтому хранить без малейшего ущерба основные качества рыцарей и к ним прибавить новое - бескорыстие. Ошибкой было наше стремление к богатству. Правда, мы собирали его для большей силы Ордена и давали взаймы папам и коронованным особым для того, чтобы держать их в руках, но они уничтожили Орден, чтобы украсть его богатства. Мы пробудили демона зависти, а французский король и папа делали все, чтобы уничтожить нас. Отныне мы непримиримые враги духовной и светской власти, и как прежде мы боролись за освобождение христиан из под ига мусульман, так отныне будем бороться за освобождение людей от власти пап и королей».

1- й     из 9-ти: «И за освобождение людей от всякой власти, кто бы ни был ее носителем».

2- й     из 9-ти: «Властители были и будут до скончания веков преступниками. Все они слуги темных, но Бог Великий безусловно свободу дал людям жить так, как они считают нужным».

3- й     из 9-ти: «Свято сохраним те свойства рыцарей, которыми мы так гордились. Да будут рыцари смелы, горды, великодушны, щедры, верны, милостивы, вольны, как силы небесные».

Все рыцари: «Да будут!»

4- й     из 9-ти: «Всегда и везде, в веках и мирах! Будем единодушны и солидарны. А тот, кто деяниями своими отречется от нас и наших правил здесь на земле, от того отречемся мы в обителях ангелов».

Все рыцари: «Да будет!»

5- й     из 9-ти: «Рыцари! Всегда и везде будем бороться ad majorem Ordinis gloriam! Всегда и везде, в бою и в мирное время, на воле и в тюрьме будем помнить, что мы идем ad Magnum Deum. Выше сердца!»

Все рыцари: «Эксцельсиор! Эксцельсиор! Эксцельсиор!»

6- й     из 9-ти: «Будем милостивы к слабым. Всегда подадим руку помощи падающим. Поможем нуждающимся».

Все рыцари: «Так будет!»

7- й     из 9-ти: «Рыцари! Все, что сказано - хорошо, но сказанного - недостаточно. Дадим рыцарское слово, что, отозванные в верха, мы возвратимся в низы, как только позовут нас оставшиеся на земле рыцари».

Все рыцари: «Так будет! Так будет!»

8- й     из 9-ти: «Рыцари! Дадим слово, что никогда в мирах и веках, как бы красива ни была власть и слава, мы не будем думать о ней, не будем стремиться к ней, не пойдем в рядах сторонников Темного, которому дана вся власть над земными царствами, вся слава их!»

Все рыцари: «Да будет! Да будет!»

9- й     из 9-ти: «Рыцари! Я вижу час, когда Эон Великий снова пойдет по земле. Все мы пойдем за Ним, как верные ученики Его».

Все рыцари: «Не отдадим Его на смерть крестную! Да не увидят очи наши земной смерти Его! Все мы умрем за учение Его, если нужна будет смерть наша!»

9- й из 9-ти: «А теперь, рыцари, наполните бокалы ваши: За вечную славу Эонов, на земли сходивших и глубины посетивших!»

Все рыцари: «Ордену слава в веках! Аминь!»

В пространствах высоких стоит Рыцарь и гремит труба в руках его. На зов его появляются Те, кто были на земле Рыцарями Белого Креста.

100. НИРВАНИДЫ

За круглым столом собрались шесть Нирванид. «Надо выяснить кто Он, Великий, а то - что же это? Обыкновенные люди и те поняли кое-что, и их слова, хотя в другом смысле повторить можно...»

Говорят нирваниды одна за другой.

«Он везде сущий».

«Да, это значит - во всем проявляется. Но это не значит, что Он и я - одно, что Он всецело в инфузории земли, что Он - инфузория».

«Не значит, что Он хотя бы частью Своей малейшей в этой инфузории. В ней нет Его. Ergo - Он не вездесущ. Нет Его в ужасных чудовищах, глупых, злобных, нелепых порождениях той слепой силы, которая природой называется».

«Если бы Он был везде - все Им было бы. В Нем было бы и плохое и хорошее. Тогда верны дикие представления о Нем тех людей, для которых Он - добро и зло одновременно, доброе и злое начало вместе; Он был бы подобен человеку, этой маленькой бактерии».

«Не проще ли признать, что Он не вездесущ, а есть лишь там, где хочет быть?»

«По-моему Он - комар... Как? Да так: у Него маленькое туловище, шесть ножек, два прозрачных крылышка, хоботок... Да ведь вы знаете комара земли... Бог - комар».

«Какая неудачная шутка: при чем тут Бог? Бог всемогущ».

«Однако Он никогда не обращал нас в бактерий земли!»

«Мог бы, но не захотел... Ах, я не знаю, быть может, Он не мог бы захотеть обратить нас в бактерии... Значит, в каком-то нам неведомом смысле, Он не всемогущ!»

«Мне кажется, Он не всемогущ, так как ясно - Он не может уничтожить сам себя, кем бы и, вместе с тем, чем бы Он ни был. Ведь Он - вечен, иначе Он не был бы Богом».

«Одно из двух: или Он может исчезнуть, или нет. Если может исчезнуть, то Он не Бог, ибо только тварь, хотя бы нашим мозгом, нашей фантазией созданная, не вечна. Если не может исчезнуть, то какой же Он всемогущий?»

«По-моему, Он - комар. У Него маленькое туловище, шесть ножек, два прозрачных крылышка, хоботок..».

«К чему продолжать неудавшуюся шутку? Он всезнающий!»

«Как это - «всезнающий» и не вмешивается в борьбу со злом? Мыслимо ли это для всезнающего? Ведь мы, несовершенные, и то бросаемся в эту борьбу, редко отдыхая от нее. Если допускается зло грязное, если Он не сжег его Своим дуновением, значит, Он не знает зла так, как его сотворенные знают. Значит, Он не всезнающий».

«Вообще, Ему нельзя приписывать какое-либо свойство абсолютное, в том числе и всезнание. У Него непостижимое, свое знание, которое мы напрасно называем этим словом и которое резко от нашего знания не только качественно, но и количественно отличается».

«Наше знание для Него - нелепость, ноль, как и для нас нелепость и ноль знание бактерии земли».

«Как бы ни было безгранично велико у Него то, что мы Его знанием называем, все-таки надо определить, что нам называть «знанием Бога».

«Вы уклонились от темы... А что такое Бог?.. Я скажу: Он - комар. У Него маленькое туловище, шесть ножек, два прозрачных крылышка, хоботок. Да ведь вы знаете комара земли. Бог - комар!»

«Ах! Зачем ты повторяешь все то же! Он - Великий. А как ни мало понятны нам Его свойства, во всяком случае - Он всеблаг. Взгляни как всюду живут и радуются жизни и в верхах и в низах».

«Да, конечно. Но не ошибаешься ли ты, давая Ему такое определение? Попробуем прислушаться к голосам, хотя бы из низов несущимся. Слышите? Что за ужасные вопли! Что за страдальческие крики! Что за отчаяние в мире, хотя бы на землях сущем - в мире, который миром грязных лярв называется. Да и в других мирах меня оглушают крики, ужасают те страдания, которые исторгают их. Можно ли сказать «всеблаг» о том, который одним словом мог бы все страдания уничтожить?»

«Правда! Если даже допустить, что страдания нужны для того, чтобы одумались согрешившие существа, то Он, Всемогущий, мог бы без страданий заставить одуматься и вовремя остановиться тех, кого толкают на грех обстоятельства жизни».

«Если Он - «всеблаг», то почему неравенство в условиях существования духов? Ведь то неравенство, которое мы всюду наблюдаем - зло; как же мог его создать «всеблагой»?

«Но зло могло быть нужным для того, чтобы добро явилось. Правда, можно бы было ограничиться наличностью разных степеней добра. Быть может зло нужно для всеблагих целей, потому что люди, не познав зла, сравнялись бы со стихиями и делали бы ненужное... В пустяках их жизнь растворилась бы, ибо отсутствие зла, того зла, с которым борются лучшие из них, всех бы их приглушило, сделав постоянно пассивными».

«Неужели вы не видите, что ваш Бог ничего не стоит, что Он просто комар - у Него маленькое туловище, шесть ножек, два прозрачных крылышка, хоботок... Да ведь вы знаете комара земли. Бог - комар!

«Сестра, я, как мне кажется, понимаю тебя. Все определения, которые мы прилагаем к Великому Богу, не имеют к Нему ни малейшего отношения. Он непостижим и совсем другого порядка. Не существо Он».

«Да. Не о Великом Боге говорили мы, стараясь дать Ему определение. Мы только свои свойства перечисляли, прибавив к ним те слова, которые придавали этим понятиям превосходную степень».

«О чем-то невыразимо низшем, чем Великий Бог, говорили мы, и это тем глупее, что в какой степени ни бери человеческие чувства - они человеческими и останутся или совсем исчезнут, то есть, останутся не в превосходной степени».

«Нет у Него, Бога Великого, ни одного нашего или схожего с нашим чувства и качества. Вообще, нелепо духоморфизировать Его и, тем более, антропоморфизиро- вать. У нас нет слов, корни которых не были бы тесно связаны с нами. Значит, нет слов, которые были бы связаны с Ним!»

«О Нем нельзя дать понятие. И все понятия, будь это понятия Индии, Египта, Крита, Персии, Атлантиды и прочие, говорят не о Нем, а о какой-либо твари Его в бесконечностях сущей».

«А все же есть для Него определение, но исключительно отрицательное. Он, прежде всего, - не-сущий, а потому не мощен для нас. Мы отделены от Него, как будто мы не Его творение. Но когда-нибудь, в результате подъемов почти бесконечных, частью Его станем, и это для того, чтобы, оторвавшись от Него, снова идти в верха...»

«Скажи, не пожелал ли Он в тварях разлиться, создав себе мирну оболочек и подъем с нею? И разлившись - Он целым остался, ибо что бы ни взять от Бесконечности, хотя бы всю Бесконечность, она Бесконечностью останется. А потому все эти страдания - не наши, а Его. Это Он страдает!»

101. НИРВАНИДЫ О ДИМИУРГАХ

Нам, с наших высот несказанных, видно то и так, как не видно в низах сущим. Совсем не тем, чем кажутся людям, являются в своей сущности и в своем целом звездные миры. Я должна оговориться в самом начале: разные бывают Димы, и разно к ним относятся силы высокие. Я же буду говорить о Димах высоких.

Смотрите на миры людей, разноцветными солнцами озаряемые. Земли, на которых живут люди и другие существа, вращаются вокруг солнц. Солнца, разными огнями горящие, и земли, около них вращающиеся, несутся потоками разными, как кровяные шарики в телах людей носятся по путям предопределенным. Планеты-земли как бы в плену у солнц находятся и стремятся куда-то вместе с солнцами. Но не вечен плен этот... Не вечен потому, что солнца с планетами - это атомы тела громадного, и солнце каждое - центральное тело этого атома, а планеты вокруг солнца, центрального ядра, вращающиеся - это ионы, электроны атома. Атомы образуют своими соединениями те молекулы и клеточки, которые созвездиями называются и являются все вместе кровеносной системой Дима. Ионы-электроны Дима, то есть, планеты или земли, в свою очередь распадаются на клеточки, атомы, ионы, а последние переходят в икс-истрал. Отмирают клеточки-созвездия Дима, и напрасно думают люди, что они не видят потухших солнц и их планет. Нет солнц этих. Эти солнца в икс-истрал рассеялись, как рассыпались и земли, около них существовавшие.

Мне понятен вопрос твой, хотя далеко не всегда я понимаю тебя. Да, конечно, земли, эти ионы тела громадного, - живые существа. Я не скажу наверное, является ли огонь, в них сущий, - их кровью, воздух, их облегающий, - их мозгом, кора - их кожей, леса и травы - их волосами и так далее. Но что можешь понять ты о строении по преимуществу сущей мистической земли? Долго придется тебе подниматься, прежде чем простыми будут казаться тебе наши истины, прежде чем вполне поймешь нашу речь и наши понятия. А человек, на землях пребывающий? Он тоже Дим, и в нем, как в Диме- гиганте, носятся солнца и планеты - атомы тела его, и на ионах тела его, как на своеобразных землях, живут существа, микролюди, и строят свои микролюдные скопления.

Далеко не все здесь сказано мною. Если можешь и понимаешь, слушай дальше. Когда гаснут солнца, когда потухает огонь земель, тогда умирают солнца и земли - отмирают частицы тела Дима. Тогда распадаются солнца и земли на мирны икс-ист- ралов, а эти икс-истралы переходят в икс-истралы отрицательные, а икс-истралы отрицательные образуют своим объединением отрицательные ионы, а ионы отрицательные, выделив центральное ядро, образуют атом отрицательный, а атом вместе с другими атомами - молекулу отрицательную, клеточку отрицательную, земли отрицательные и солнца отрицательные и, наконец, тело отрицательное минус-Дима. Где обитает минус-Дим? Да там же, где все Димы - в тех пространствах, которые для обитателей земель являются заполненными солнцами желтыми, красными, оранжевыми, синими, зелеными, голубыми, фиолетовыми. И в тех, которые ультра и ультра, инфра и инфра, ультра-инфра и инфра-ультра желтыми, красными, оранжевыми и так далее блестящими солнцами заполненными кажутся.

В этих же пространствах, где и первые Димы, минус-Димы находятся, но вы, малосовершенные, не видите и не ощущаете их. Они как бы душою Димов положительных являются. Как души в телах людей невидимо пребывают, так и Димы отрицательные в телах Димов положительных пребывают. Понятно, ничего недостойного и меньшего не представляют из себя эти Димы, хотя они «отрицательными» мною названы. Надо как-то отличить их от Димов - наших старых знакомых. Итак, вторые Димы - суть души первых Димов, и они так же связаны друг с другом, как тела и души людей. Разница только в том, что не исчезает, не распадается, не умирает Дим положительный, когда уходит от него Дим отрицательный, но в него входит новый Дим отрицательный. Ты не вполне понимаешь оттого, что ты мыслишь Дима в форме человека, но он отличается от человека больше, чем человек отличается от дерева или травки. Если ты хочешь, чтобы я описала тебе сверх-Димов, перед которыми Димы, о которых ты слышал, в мирны раз меньше тебе известных и относятся к ним по размеру, как инфузория мира людей к Диму положительному по величине относится, то я отвечу: не поймешь ты слов моих. Ты и теперь недоумеваешь, спрашивая, не атрибуты ли Великого приписаны мною Диму высокому.

Ничего ты не понимаешь о Великом. Поговори когда-нибудь с духом Познания. Сейчас ты прав: бездна вверху, бездна внизу. То, что вверху, то и внизу. Но пока что ты далеко не понял смысл этого изречения. А так как ты не понял, то и поверить не можешь сказанному. Но это и не нужно: сказанное будет жить в тебе. Но все-таки не мысли Дима в формах животного, растения или в форме духов. Не мысли Димов в форме стихий, иначе никогда не поймешь, кем являются эти мысли Великого.

102. ТАНСЕБЫ

Нед рассказывал.

Меня позвал «всех, кроме себя, жалеющий» в страну Нирванид сострадательных и, усталый, я прибыл туда. Они, как будто, не замечали меня, быть может, показывали вид, что не замечают. Предо мной расстилалась бесконечная равнина, сверкающая каким-то белым цветом: цвет это напоминал цвет снега тех земель, которые золотыми солнцами озаряются, но был много ярче и светлее его. Я увидел большие здания, стены которых сверкали, как снежинки на солнце, и напоминали собой ровный слой снеговых кристаллов разнообразных форм. Блестками разноцветных холодных огней сверкали стены удивительных по красоте, как бы в высоты рвущихся зданий и, когда раскрывали двери их, я видел ряды высоких стройных колонн, видел перелетающие с места на место разноцветные огни, видел ряды лампад, горящих к верху рвущимся пламенем ослепительно белого цвета. Я не мог ранее представить себе, что существует свет такой белизны, но только секунду я мог смотреть на него, тотчас же отводя сразу устающие глаза. Что-то наполняло пространство около стен внутри здания.

Мне казалось, что я вижу неясные, непонятные призраки странных предметов, постоянно меняющих свои формы, все более и более прекрасных, полупризрачных, как бы мерцающих и дрожащих. Мне казалось, что все эти мерцающие предметы издают по временам музыкальные звуки, сливающиеся в странные, хватающие за сердце мелодии. Когда распахивались двери зданий этих, я видел входящих и уходящих духов, не напоминающих существ, мною ранее виданных. Как опишу я их? Они были более, чем прекрасны, и сияли какой-то трогательной, тихой, невыразимо грустной и, вместе с тем, совершенной красотой. Как будто бы мечта поэта, времен близкой гибели миров прекрасных, осуществилась и воплотилась в этих существах, и только изредка загорались взоры их больших очей страшной силы и энергии. Я прислушивался к их речам и иногда понимал их. Они говорили о своем путешествии в страну чарн, о своих выступлениях в далеких бесконечностях, и поразительны были рассказы их, хотя не все понимал я рассказы эти.

Тот, кто «всех, кроме себя, жалел», отошел от меня, сказав, что явится по первому моему зову, а я пошел за одной из Нирванид. К ней присоединились две ее подруги, и я увидел, что они охвачены были чувством, которое я далеко не вполне понял. Я, наверное, очень приблизительно и условно назову это чувство так: «пробил в нас час неизбежности встречи близкой». Как мощное воспринимал я это чувство. Они не могли бороться с ним и, грозные, как-то странно напряженные, шли они к одному из громадных зданий, которые, в отличие от домов, к верхам рвущихся, с окнами, напоминающими стрелы, вверх летящие, казались невысокими, как бы к низам прижавшимися, но все же очень высокими, хотя и не очень стройными.

Вошел я, нед, за духами в один из домов этих. В нем господствовала фиолетовая полутьма. Присмотревшись, я увидел невысокие кресла, в которых сидел какие-то исполины, образы которых едва выделялись в фиолетовом полусумраке. Я видел, как встали эти исполины навстречу Нирванидам, и трое из них уступили им свои места, сев напротив. Нирваниды просили исполинов отказаться от бездействия странного, бездействия полного. Понял я из разговоров существ странных, что исполины полны мощи невероятной, что они могли бы совершить великие дела и подвиги, но не хотят что-либо сделать. Глубокое разочарование, нет, глубокое безразличие звучало в их ответах. Немногое понял я: часто слова, мне понятные, сменял свет колеблющийся, свет зеленоватый, от Нирванид исходящий, и с каким-то, напоминающим красный, цветом, от исполинов исходящим, сливающийся. Какие-то странные иероглифы рисовались при столкновении этих цветовых волн, и мне казалось, прекрасно понимали исполины и Нирваниды значение и смысл иероглифов этих. Кое-что я услышал и понял из разговора странного, так как все время присутствовал при нем, причем один из исполинов уступил мне свое место рядом с местами, Нирванидами занятыми.

Исполины говорили, что они ничем не интересуются, что они вовсе не хотят подняться в миры более высокие, что они не хотят иметь больше чувств, чем у них имеется, больше знаний, чем ими приобретены. Они утверждали, что все ощущения, все знания в высших и низших мирах имеющиеся, не стоят того, чтобы стремиться к ним. Очень высоко или очень мелко знание какое-либо, оно только приближение к истине, и как приближение, а не истина, не стоит того, чтобы исполины интересовались им. В мирах, численность которых неисчислима, столько зла, что не хочется думать о нем; и если Бог Великий не считает нужным преодолеть и уничтожить это зло, не хотят бороться с ним и исполины. Мрачной, но спокойной насмешкой над Богом звучали слова эти, и я не вмешивался в разговор, как потому, что не все понимал, так и потому, что Нирваниды умели ответить на слова исполинов.

«Мы расскажем вам одно из наших последних посещений бесконечности далекой, - говорили Нирваниды, - быть может вы поймете, что нельзя праздными оставаться, когда столько злодейства и ужасов в мирах существует. Быть может, вы войдете в ряды воинов, услышав крики призыва о помощи, которых вы слышать не хотите, отгородившись от них стеной фиолетовой».

«Мы всегда готовы выслушать вас, что бы ни хотели вы сообщить нам», - говорят Нирваны, и глубокое безразличие против их воли звучит в словах этих.

«Я, - начала свой рассказ одна из Нирванид, - превратила себя в существо, столь малое, что побывала на одной из земель, вокруг солнца вращающейся, одного из тех солнц, миллионы которых в телах людей носятся, и, увидев людей на планетах этих мельчайших, я спустилась на те планеты, которые вращаются вокруг солнц, внутри этих людей сущих. И, слушайте, Нирваны, везде я видела людей, в верха рвущихся и во имя цели высокой активные группы борцов бесстрашных организующих...»

Переглянулись Нирваны и какая-то тень пробежала по лицам их. Говорит та же Нирванида: «Покинула я обители эти. Прошла через миры разные, прошла и через наш мир, и высоко, высоко поднялась я. Вот увидела я светлые существа и поняла, что в светлый мир попала я. Вижу: черная, громадная молния несется по миру светлому, и бессильны против нее существа бесконечности, в которую так недавно переселились мы. Схватила я молнию черную и препоясалась ею, и под ликующие клики обитателей светлых спустилась, черной молнией опоясанная, в миры наши и заперла ее в одной из хижин наших».

Опять переглянулись Нирваны, снова на мгновенье оживились лица их, но молчат они, замолчала и Нирванида.

Говорит тогда вторая Нирванида: «Я была в далекой, далекой бесконечности. Там на громадном диске плоском живут существа, поразительно на людей похожие, но люди эти очень умны, справедливы, вежливы, образованны, блестящи. Много среди них мудрецов, серьезных ученых. Прекрасны и изящны их женщины, великолепно они все одеваются. Часто звучит на их собраниях прекрасная музыка, читаются интересные лекции. Красиво и шумно катятся в этой стране волны жизни. Только в низах общества я увидела обделенных, обиженных существ, выполняющих в мире этом работу, которую не хотели делать прекрасные обитатели земли той. Увидела я, как по земле этой ходили три суровых мужа, настойчиво твердя, чтобы уравнены были обиженные с теми, на кого они работали. Но не слушали проповедников жители этой земли плоской и заставляли работать обездоленных, устраивая празднества свои.

Со странным чувством смотрела я на миры эти и боялась, что не пройдет для них даром несправедливость, ими допущенная. Я хотела позвать своих подруг и сойти в миры эти, проповедуя светлое равенство, но вдруг увидела, как тансебы безобразные спустились громадной толпой на землю эту. Высокие, тощие, как бы из высохших костей составленные, почти без лбов, с узкими, злыми, кровавым огнем горевшими глазами они окружили страну существ, с людьми схожих. Я увидела, как нагнулись они и схватили своими лапами обитателей страны, в которой была я. Вижу я, что одно из чудовищ и меня лапой схватить хочет, и я схватила его за лапу когтистую и, пригнув к земле, смотрела, что дальше будет. Увидела я, что чудовища, схватив людей в лапы свои, начали их перекидывать друг к другу. Как мячи летали люди и странно беспомощно вертелись во время полета. От страха и смущения громко кричали люди, как мячи перекидываемые, и от невыразимого испуга теряли сознание женщины. А тансебы, поиграв с людьми, тихонько поставили их на землю и со злобным хохотом исчезли. А я вспыхнула негодованием и, свернув в комок хотевшего меня схватить тансеба, бросила его в дальние бесконечности. Я видела, как смущены были люди земли плоской, с каким ужасом говорили они о происшедшем, и бросилась я в свои обители звать Нирванид на помощь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: