«Двух станов не боец, но только гость случайный…», «Средь шумного бала…», «Василий Шибанов»
Жизненный путь и своеобразие художественного мироощущения А. Толстого.
Любовная лирика Толстого.
Исторические взгляды Толстого и его сатирические стихотворения.
М. Е. Салтыков-Щедрин (4 час)
«История одного города»
Формирование сатирического дарования Салтыкова-Щедрина.
«История одного города» - итог жизненного опыта и сатирического творчества Салтыкова-Щедрина 1860-х годов. Глупов с его обывателями и градоначальниками как город-гротеск- собирательный сатирический образ всей России.
Сатира Салтыкова-Щедрина на любую безбожную власть. Градоначальники города Глупова как земные идолы.
Связь глуповцев и их градоначальников. Сатирическая картина наиболее слабых сторон народного миросозерцания.
Угрюм-Бурчеев и его царствование – наказание глуповцев за их идолопоклоннические грехи. Пророческий смысл финала сатиры.
Ф. М. Достоевский (11 часов)
Роман «Преступление и наказание».
Биография и литературная деятельность Ф.М. Достоевского. Эволюция мировоззрения писателя. Формирование почвеннического миросозерцания.
Творческая история романа «Преступление и наказание». Своеобразие взаимоотношений Раскольникова с его идеей о суверенных правах сильной личности. Богоборческий смысл этой идеи.
Связь теории Раскольникова с драматическими условиями жизни.
Идея и натура Раскольникова: сознательное и подсознательное в поступках и душевных переживаниях героя.
Раскольников и Порфирий Петрович, Раскольников и Сонечка Мармеладова. Источник духовной силы Сонечки.
Религиозно-философский смысл романа. Символический сон Раскольникова на каторге. Полемический подтекст «Преступления и наказания» Пророческий смысл романа.
«Преступление и наказание» в русской критике конца 1860-х годов.
Отечественное литературоведение о жанровом своеобразии романов Достоевского. Христианский гуманизм Достоевского. Мировое признание творчества Достоевского
Л. Н. Толстой (17 час)
Роман-эпопея «Война и мир».
Детские, отроческие и юношеские годы писателя. Начало творческого пути. Трилогия Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность».
Место «Севастопольских рассказов» на пути к «Войне и миру».
Творческая история «Войны и мира» Эволюция замысла и её связь с раздумьями Толстого о судьбах России в кризисную эпоху 1860-х годов.
«Война и мир» как роман-эпопея, жанровое и композиционное своеобразие книги. Толстовская философия истории.
Наполеон и Кутузов, «толпа» и «народ».
Два универсальных состояния общей жизни людей в художественном произведении. Народный характер войны 1812 года «Мысль народная» и её христианский смысл. Духовный путь Андрея Болконского и Пьера Безухова.
Наташа Ростова и Платон Каратаев. «Драматический узел» романа.
Роль эпилога в художественном единстве романа-эпопеи. Эволюция художественного метода Толстого. Мировое значение Толстого –художника и мировая известность его как религиозного мыслителя.
Н. С. Лесков (2 часа)
Повесть «Очарованный странник»
Место Лескова в ряду писателей-классиков второй половины XIX в. Своеобразие общественной позиции Лескова.
Повесть-хроника Лескова «Очарованный странник». Судьба «очарованного странника» Ивана Флягина. Общенациональный смысл его характера. Флягин как русский национальный характер в процессе его незавершенного становления и развития. Выявление русскости Флягина в эпизоде татарского плена.
Художественная и сердечная одаренность Флягина. Духовная любовь к цыганке Маше. Самоотверженность героя.
Особенность языка хроники.
А. П. Чехов (13 час)
Комедия «Вишневый сад». Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой».
Связь мироощущения Чехова с эпохой 1860-х годов. Существенные особенности реализма Чехова. Детские, отроческие и юношеские годы Чехова. Труд самовоспитания.
Ранние рассказы Чехова и юмористическая беллетристика 1880-х годов. Своеобразие чеховского юмора.
Перемены в творчестве Чехова второй половины 1880-1890-х годов. («Горе», «Тоска»). Духовное прозрение героя в рассказе «Студент». Проблема веры и сомнения в творчестве позднего Чехова.
Нарастание масштабов художественного обобщения в «маленькой трилогии» Учитель провинциальной гимназии Беликов как олицетворение русской государственности с её ненавистью к живой жизни и страхом перед нею («Человек в футляре».
Процесс омертвения человеческой души от Старцева к Ионычу в повести «Ионыч». Умение Чехова вместить содержание классического русского романа в пределы краткой, но емкой по своему художественному смыслу повести («Дама с собачкой»). Своеобразие драматургии Чехова, её исторические истоки.
Жанровое своеобразие комедии «Вишневый сад». Три поколения героев в пьесе: уходящее дворянство, поднимающаяся буржуазия, радикально настроенная молодежь.
Двойственное освещение всех действующих лиц. Средства выражения авторской оценки в комедии.
Особенности центрального конфликта и характер его разрешения. Смысл финала комедии.
Итоговая контрольная работа (2 часа)
Резервные уроки (4 часа)
11 класс (102 часа)
Введение. Судьбы русской литературы на новом историческом этапе 1 ч
Реализм в литературе рубежа веков. Основные модернистские течения в русской литературе конца XIX начала XX века.
И.А. Бунин (6ч)
«В лесу, в горе родник, живой и звонкий…», «Первый соловей», «Еще и холоден и сыр…», «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Легкое дыхание», «Темные аллеи», «Роман горбуна».
Развитие традиций русской классической литературы
Жизнь и творчество И.А. Бунина. Поэзия и лирическая проза Бунина – наследница традиций русской классики.
Образ надвигающейся катастрофы в рассказе «Господин из Сан-Франциско». «Чистый понедельник». Искания героев рассказа и выбор героини. Тургеневские и пушкинские мотивы в финале рассказа.
«Легкое дыхание». Трагическая судьба Оли Мещерской и ее неумирающая красота
Художественное совершенство рассказа «Темные аллеи».
«Роман горбуна». Что такое любовь?
А.И. Куприн (5 ч)
«Гранатовый браслет».
Жизнь и творчество А.И. Куприна
Продолжение традиций русской прозы в творчестве Куприна.
История любви чиновника Желткова к княгине Вере в рассказе «Гранатовый браслет».
Мастерство Куприна-художника: многоцветье и полнозвучие изображенного мира в рассказе..
М. Горький (5 ч)
«На дне», «Макар Чудра»
Творческий путь М. Горького в ХХ веке.
Пьеса «На дне»: система образов. Ночлежка и ее обитатели. Лука среди ночлежников. Жизненная философия Луки, суть его правды. Попытка героев пьесы осмыслить и высказать правду о человеке.
Авторская позиция, ее неоднозначность.
Неоромантические мотивы рассказа «Макар Чудра», воспевание свободы, силы красоты героев.