Приобщение человека к ЗОЖ следует начинать с формирования у него мотивации здоровья. Забота о здоровье, его укреплений должна стать ценностным мотивом, формирующим, регулирующим и контролирующим образ жизни человека.
Мотивация здоровья формируется на базе двух важных принципов — возрастного, согласно которому воспитание мотивации здоровья необходимо, начинать с раннего детства, и деятельностного, по которому мотив здоровья следует создавать через оздоровительную деятельность по отношению к себе, т.е. формировать новые качества путем упражнений. Опыт оздоровительной деятельности и упражнения в ней создают соответствующую мотивацию (целенаправленную потребность) и установку (готовность к деятельности) на здоровье подобно тому, как «аппетит приходит во время еды». На основе этой осознанной мотивации формируется собственный стиль здорового поведения. Стиль здоровой жизни определяется разными мотивами. Назовем главные из них:
Мотив сохранения -Особой активности здесь не требуется. Цель – сохранить то, что уже есть. Вы просто не совершаете тех действий, которые могут причинить вред вашему здоровью.
Предотвращение болезни -Мы страдаем, когда болеем. Мы вынуждены ходить в поликлинику, принимать лекарства, смириться с некоторыми физическими ограничениями, тратить время на физиопроцедуры и т.д. Все эти занятия не из приятных и желание их избежать часто является мощным стимулом для здорового образа жизни.
Работоспособность -Болезнь является серьезным препятствием в учебе и карьере. Работодатель скорее примет на работу здорового человека, чем того, кто имеет проблемы со здоровьем, т.к. его частые болезни будут препятствовать получению прибыли предприятия, создавать проблемы с графиком работы и необходимость выплачивать пособия по временной нетрудоспособности.
Удовольствие от хорошего самочувствия -Имеет место тогда, когда человеку приносит удовольствие его здоровое состояние, его способность физически совершенствоваться, заниматься спортом, танцами.
Подчинение общественным требованиям -Заключается в соблюдении требований и традиций, которые передавались из поколения в поколение народом, с целью оградить себя от неблагоприятных факторов. Пользование туалетом для отправления своих физиологических потребностей есть пример такого подчинения.
Возможность сексуальной реализации -Сексуальные возможности как мужчин, так и женщин напрямую зависят от их здоровья. Быть сексуально привлекательным очень важно для человека и поэтому является серьезным мотиватором поддержания своего здоровья.
Чтобы заинтересовать человека в здоровом образе жизни необходимо выполнение следующих требований:
1. Цель должна быть по настоящему стоящей: человек должен видеть, что он выигрывает от этого
2. Желание быть благополучным
3. Желание быть хозяином своей жизни
4. Смотреть на мир положительно
5. Уважение к себе, разрешить себе наслаждаться всеми благами жизни
Тема 5: «Потребности человека в разные возрастные периоды»
1.Составьте развернутый план лекции:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Дайте определение, заполните таблицу «Универсальные потребности»:
Потребности – это__________________________________________________________ __________________________________________________________________________
| ||||||
I. | 1.Биологические | 2. | 3. | 4. | ||
|
| |||||
|
|
| ||||
II. | 1. Разумные потребности
| Критерии: 1_______________________ 2_______________________ 3_______________________ 4_______________________
| 2.Неразумные потребности | |||
Заполните Пирамиду А.Маслоу
(для заметок) ______________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ | Название уровней | |
7 | 2 | |
6 | ||
5 | ||
4 | ||
3 | ||
2 | 1 | |
1 |
4. Запишите суть «Теория возвышения потребности»
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________