Коррекционно-развивающая работа

В 6 классах совместно с учащимися, не имеющими нарушений в развитии, обучаются дети с задержкой психического развития (VII вида) – ЗПР, главная задача сохранить основное содержание образования русского языка, но дополнить своеобразием, предусматривающим коррекционную направленность обучения.

ЗПР проявляется, прежде всего, в замедлении темпа психического развития. У детей с ЗПР обнаруживается недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость мыслительных процессов, недостаточная целенаправленность интеллектуальной деятельности, быстрая ее пресыщаемость, преобладание игровых интересов. В одних случаях (различные виды инфантилизма) у детей преобладает задержка развития эмоционально-волевой сферы. В других случаях ЗПР преимущественно проявляется в замедлении развития познавательной деятельности.

Они овладевают материалом на низком уровне, поэтому нуждаются в разнообразной помощи, как со стороны учителя, так и со стороны одноклассников. Низкий уровень самостоятельности и средний темп усвоения знаний. Могут работать и самостоятельно, но только до нового затруднения. Требуется контроль и помощь со стороны учителя. Нуждаются в постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать выводы самостоятельно они не смогут. Ученикам требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Они не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Знания усваиваются механически, быстро забывают.

Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала, испытывающими трудности в обучении, причиной которых являются различного характера задержки психического развития.

Для учащихся с ЗПР, дополнительно организованы групповые коррекционно-развивающие занятия, которые не входят в учебную нагрузку учащихся.

Важнейшими коррекционными задачами курса русского языка являются развитие логического мышления и речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда — планирование работы, поиск рациональных путей ее выполнения, осуществление самоконтроля. Школьники должны научиться грамотно и аккуратно делать записи, уметь объяснить их.

Дети с ЗПР из-за особенностей своего психического развития трудно усваивают программу. В связи с этим в программу общеобразовательной школы надо вносить некоторые изменения: усилить разделы, связанные с повторением пройденного материала, увеличивать количество упражнений и заданий, связанных с практической деятельностью учащихся; некоторые темы давать как ознакомительные; исключать отдельные трудные доказательства; теоретический материал рекомендуется преподносить в процессе выполнения заданий наглядно-практического характера.

Учитывая психологические особенности и возможности этих детей, целесообразно давать материал небольшими дозами, с постепенным его усложнением, увеличивая количество тренировочных упражнений, включая ежедневно материал для повторения и самостоятельных работ. Следует избегать механического письма, формального заучивания правил, списывания и т.д. Учащиеся должны уметь показать и объяснить все, что они делают. При выполнении заданий дети должны учиться анализировать, формулировать ответ, т.е. овладевать общими приемами работы, что помогает коррекции их мышления и речи. Органическое единство практической и мыслительной деятельности учащихся на уроках способствуют прочному и сознательному усвоению базисных знаний и умений.

Коррекционно-развивающая работа с детьми, испытывающими трудности в усвоении русского языка, должна строиться в соответствии со следующими основными положениями:

  • Восполнение пробелов начального школьного языкового развития детей путем обогащения чувственного опыта, организации предметно-практической деятельности
  • Пропедевтический характер обучения: подбор заданий, подготавливающих учащихся к восприятию новых тем
  • Дифференцированный подход к детям – с учетом сформированности знаний, умений и навыков, осуществляемый при выделении следующих этапов работы: в речевом плане без наглядной опоры, в умственном плане
  • Развитие обще интеллектуальных умений и навыков – активизация познавательной деятельности: развитие зрительного и слухового восприятия, формирование мыслительных операций
  • Активизация речи детей в единстве с их мышлением
  • Выработка положительной учебной мотивации, формирование интереса к предмету
  • Формирование навыков учебной деятельности, развитие навыков самоконтроля

Любой учебный материал нужно использовать для формирования у детей различных приемов мыслительной деятельности, для коррекции недостатков их развития.

 

Учебно-тематический план

 

№ п.п.

Наименование разделов

Всего часов

В том числе

Уроки Контрольные работы Развитие речи
1. О языке 1 1 - -
2. Повторение изученного в 5 классе 30 22 2 6

3.

Морфология: 148 102 8 43
- имя существительное 8 7 - 1
- имя прилагательное 11 7 - 4
- глагол 10 8 - 2
- причастие 47 30 3 14
- деепричастие 19 13 1 5
- имя числительное 20 13 1 6
- местоимение 33 24 2 7
4. Повторение изученного за год 25 20 1 4
  ВСЕГО: 204 145 10 49

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: