Элементы IА-группы (щелочные элементы)
Окрашивание пламени
Оп. Внесите каплю раствора
· хлорида лития
· хлорида натрия
· хлорида калия
на кольце из нихромовой проволоки в конус пламени сухого горючего, газовой горелки или спиртовки. Отметьте изменение окраски пламени.
Малорастворимые соли лития
П1. В пробирку добавьте 3 капли раствора хлорида лития и 4 капли раствора фторида натрия. Наблюдайте образование осадка.
П2. В пробирку добавьте 3 капли раствора хлорида лития и 4 капли раствора карбоната натрия. Наблюдается ли образование осадка? Немного подогрейте содержимое пробирки. Наблюдайте образование осадка.
П3. В пробирку добавьте 3 капли раствора хлорида лития и 3 капли раствора ортофосфата натрия. Наблюдайте образование осадка.
П4. В пробирку добавьте 3 капли раствора хлорида лития и 3 капли раствора гидроортофосфата натрия. Наблюдайте помутнение раствора.
Далее в пробирку добавьте разбавленный раствор гидроксида натрия. Наблюдайте образование осадка.
|
|
Вопросы и задания. Как изменится значение концентрации катионов лития в растворе над осадком в П1 при дополнительном введении избытка фторид ионов? Рассмотрите гетерогенное равновесие насыщенный раствор – осадок и укажите направление смещения равновесия.
Как меняется растворимость вещества осадка в П2 с ростом температуры? Подтверждают ли Ваши выводы справочные данные?
Почему на первом этапе опыта П4 количество продукта меньше, чем в П3, если концентрации реагентов одинаковы? Объясните роль гидроксид-ионов на втором этапе опыта в П4.
Элемент IIA-группы (магний)
Простые вещества
П1. В пробирку добавьте небольшое количество порошка магния и 10 капель разбавленной серной кислоты. Наблюдайте выделение газа.
П2. В пробирку добавьте небольшое количество порошка магния и 10 капель дистиллированной воды. Наблюдаются ли изменения? Нагрейте содержимое пробирки до кипения. Отметьте цвет осадка и газа. К полученной суспензии добавьте 3 капли раствора фенолфталеина. Наблюдайте изменение окраски.
Вопросы и задания.. Концентрированный раствор какой кислоты из числа имеющихся в лаборатории можно взять для получения того же газа в П1? Объясните тип среды в П2. Выполняется ли критерий протекания окислительно-восстановительной реакции в П1 и в П2?
Оксиды, бинарные соединения
Оп. (Внимание, тяга! Темные очки!) Сожгите на воздухе небольшое количество магния (тв., стружка) на асбестовой сетке, дайте остыть спёку, измельчите его в порошок и используйте в опытах П1, П2, П3.
П1. Добавьте в пробирку 8 капель воды и небольшое количество спёка. Отметьте окраску осадка. К полученной суспензии добавьте 3 капли раствора фенолфталеина. Наблюдайте изменение окраски, сделайте вывод о рН.
|
|
П2. Добавьте в пробирку 5 капель разбавленной серной кислоты и небольшое количество спёка. Наблюдайте образование раствора.
П3. Добавьте в пробирку 10 капель концентрированного раствора гидроксида натрия и небольшое количество спёка. Нагрейте содержимое пробирки. Наблюдайте образование осадка и выделение газа. В поток выделяющегося газа поместите полоску фильтровальной бумаги, смоченной раствором фенолфталеина. Наблюдайте изменение цвета полоски, сделайте вывод об изменении рН.
Вопросы и задания.. Какие вещества присутствуют в спёке – продукте сгорания магния на воздухе? Почему рН раствора П1 не равен 7? К какому типу оксидов относится оксид магния, судя по результатам опытов П1 и П2?
Гидроксиды
П1. В пробирку добавьте 3 капли раствора сульфата магния и 5 капель раствора гидроксида натрия. Наблюдайте образование осадка. Добавьте к нему по каплям разбавленную серную кислоту. Наблюдайте образование раствора.
П2. В пробирку добавьте 3 капли раствора сульфата магния и 5 капель раствора гидроксида натрия. Отметьте окраску осадка. Добавьте к нему 3 капли концентрированного раствора гидроксида натрия. Растворяется ли осадок?
П3. В пробирку добавьте 3 капли раствора сульфата магния и 5 капель раствора гидроксида натрия. Наблюдайте образование осадка. Добавьте к нему кристаллический хлорид аммония. Растворяется ли осадок?
Вопросы и задания. Укажите условия выпадения и растворения осадков с учетом ПР. Отметьте названия и состав продуктов реакций в конечных растворах. К какому типу гидроксидов, судя по результатам опытов П1, П2 относится гидроксид магния? В чем причина растворения осадка в П3?
Лабораторная работа 5. Химия элементов IA- и IIA-групп (часть 2)
Ход выполнения работы
Элементы IIA-группы – щелочноземельные элементы.
Окрашивание пламени
Оп. Внесите каплю раствора
· хлорида кальция
· хлорида стронция
· хлорида бария
на кольце из нихромовой проволоки в конус пламени сухого горючего, газовой горелки или спиртовки. Наблюдайте изменение окраски пламени.
Гидроксиды
П1. В пробирку добавьте 3 капли раствора хлорида кальция и 5–10 капель раствора гидроксида натрия. Наблюдайте образование осадка. Отметьте его цвет.
П2. В пробирку добавьте 3 капли раствора хлорида стронция и 5 капель раствора гидроксида натрия. Наблюдается ли образование осадка?
П3. В пробирку добавьте 3 капли раствора хлорида стронция и 5 капель концентрированного раствора гидроксида натрия. Наблюдайте образование осадка. Отметьте его внешний вид и окраску.
П4. В пробирку добавьте 3 капли раствора хлорида бария и 5 капель концентрированного раствора гидроксида натрия. Наблюдается ли образование осадка?
Вопросы и задания. Сравните растворимость в воде гидроксидов кальция, стронция и бария по результатам опытов П1, П2, П3 и П4. Подтверждаются ли Ваши выводы справочными данными?
Укажите, какие примеси могут содержаться в реагенте – растворе щелочи, если все-таки наблюдалось выпадение осадка в П2 и П4. Как объяснить их присутствие?
Малорастворимые соли
П1. В пробирку добавьте 4 капли раствора хлорида кальция и 6 капель раствора сульфата натрия, немного подогрейте. Наблюдайте образование осадка. Отметьте его цвет. Раствор слейте и используйте для опыта П4. К осадку добавьте 5 капель разбавленной соляной кислоты. Наблюдаются ли его растворение и выделение газа?
П2. В пробирку добавьте 4 капли раствора хлорида стронция и 6 капель раствора сульфата натрия. Наблюдайте образование осадка. Отметьте его цвет.
П3. В пробирку добавьте 4 капли раствора хлорида бария и 6 капель раствора сульфата натрия. Наблюдайте образование осадка. Отметьте его цвет и внешний вид.
|
|
П4. К раствору, содержащему катион кальция (см. П1: раствор после декантации) добавьте по каплям карбонат натрия. Наблюдайте выпадение осадка. Добавьте к нему по каплям разбавленную соляную кислоту. Наблюдайте растворение осадка и выделение газа.
П5. В пробирку добавьте 4 капли раствора хлорида стронция и 6 капель раствора карбоната натрия. Наблюдайте образование осадка. Отметьте его цвет.
П6. В пробирку добавьте 4 капли раствора хлорида бария и 6 капель раствора карбоната натрия, немного подогрейте. Наблюдайте образование осадка. Отметьте его цвет.
П7. В пробирку добавьте 3 капли раствора хлорида кальция и 3 капли хромата калия. Наблюдается ли выпадение осадка?
П8. В пробирку добавьте 3 капли раствора хлорида стронция и 3 капли хромата калия, немного подогрейте на пламени спиртовки. Наблюдайте выпадение осадка, отметьте его цвет. Раствор декантируйте; к осадку добавьте по каплям разбавленную уксусную кислоту. Наблюдайте растворение осадка, отметьте цвет полученного раствора.
П9. В пробирку добавьте 3 капли раствора хлорида бария и 3 капли хромата калия. Наблюдайте выпадение осадка, отметьте его цвет.
Раствор декантируйте; осадок разделите на две части. К первой части осадка добавьте по каплям разбавленную уксусную кислоту, а ко второй – разбавленную соляную кислоту. Наблюдается ли растворение осадка?
Вопросы и задания. Напишите условие выпадения осадка в опытах П1–П9, пользуясь значениями ПР.
Сравните растворимость осаждаемых веществ в П1 и П4. Можно ли изменить порядок добавления анионов, вводя в П1 карбонат-ион, а в П4 – сульфат-ион, и добиться аналогичного эффекта?
Как изменяется растворимость сульфатов и карбонатов щелочноземельных элементов при возрастании их порядкового номера?
Сравните растворимость хроматов кальция, стронция и бария. Почему хромат стронция реагирует с уксусной кислотой, а хромат бария – нет? Объясните различие в отношении осадка хромата бария к слабой и сильной кислотам.
|
|
Как разделить катионы стронция и бария при их совместном присутствии в растворе? Составьте алгоритм опыта.
Лабораторная работа 5. Химия элементов IA- и IIA-групп (часть 3)
Ход выполнения работы
Контрольное задание. Обнаружение катионов элементов IA- и IIA-групп
По результатам опытов и литературным данным заполните таблицу:
Катион | Реагенты | ||||
OH–(разб.) | OH–(конц.) | SO42– | CO32– | CrO42– | |
Li+ | |||||
Mg2+ | |||||
Ca2+ | |||||
Sr2+ | |||||
Ba2+ |
В ячейках таблицы укажите формулы продуктов реакций, их агрегатное состояние, цвет.
Получите нумерованный контрольный раствор и, пользуясь таблицей, установите опытным путем присутствие в нем одного из указанных ионов. Тестирование проводите по таблице слева направо.
П1. В пробирку добавьте 3 капли контрольного раствора и 3 капли гидроксид-ионов. Что наблюдается?
П2. В пробирку добавьте 3 капли контрольного раствора и 3 капли гидроксид-ионов. Что наблюдается?
Вопросы и задания. По результатам проведенных опытов определите, какой ион находится в контрольном растворе.
Напишите уравнения проведенных реакций.
Для подтверждения выводов проведите определение окраски пламени.