ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА ЧЕРКАСОВА
«Структурно-семантические особенности
Современной региональной поэзии»
Магистерская диссертация
Выпускницы II курса
Татьяны Николаевны Черкасовой
Научный руководитель:
д. филол. н., профессор
Клинг Олег Алексеевич
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Историческое и культурное наследие Удмуртской Республики, отражающееся в литературе региона. 7
1.1. Ключевые события истории Ижевска и Удмуртской Республики. 7
1.2. Роль удмуртского народа в становлении
удмуртской государственности. 10
Глава 2. Литературоведческие и культурологические предпосылки
изучения современной региональной поэзии. 14
2.1. Актуализация проблемы изучения современной
региональной поэзии. 14
2.2. Становление литературы Удмуртии. Развитие проблемы
национальной идентичности в первой половине XX века. 18
2.3. Развитие проблемы территориальной идентичности
в поэзии Удмуртии в 1970–2000 гг. 25
2.4. Проблематика современного литературного процесса в Удмуртии. 30
Глава 3. Общее и частное в современной региональной поэзии: анализ произведений первого тома Альманаха современной поэзии Удмуртии. 38
3.1 Трансформация образа города в современной поэзии Удмуртии. 38
3.2. Преобразование природно-пейзажного кода в лирике
поэтов XXI века. 50
3.3. Проблема национальной идентичности и функции
поэтического слова в произведениях удмуртскоязычных авторов. 54
3.4. Поиски национальной и территориальной идентичности
в поэзии русскоязычных авторов. 61
Заключение. 75
Список литературы.. 78
Введение
Актуальность выбранного материала для исследования (поэзия Удмуртии) обусловлена интересом к региональной поэзии со стороны научного сообщества, что выражается в количестве исследований на схожие темы: «Актуальные тенденции в современной региональной поэзии (на материале творчества поэтов Челябинска)» (2019), «Евразийская поэтика казахстанского культурного текста (на материале современной поэзии)» (2019), «О молодежных литобъединениях Магнитогорска 1930-2010-х гг.» (2019) и др. Проблема осмысления особенностей региональной поэзии встала перед исследователями после распада СССР, также интерес начала представлять русскоязычная словесность в многонациональных регионах («Региональные особенности современной татарской поэзии Башкортостана» (2008), «Поэзия в региональной газете 1920-х гг.: по материалам пермских газет» (2018)). Также для анализируемого исследования оказывается важна именно современная региональная поэзия, что также актуально с точки зрения подбора материала: как можно заметить по научным публикациям, в последнее время обострился интерес к современной поэзии Удмуртии («Проблемы «Нерусской России» и их отражение в современной поэзии Удмуртии» (2016), «Кризис территориальной идентичности в отражении Т. Репиной» (2017), «Зачем тревожить внешнюю структуру. Мифологизация региона в современной русской поэзии Удмуртии» (2018)). Учитывая, что в основном исследователи интересуются отличительными чертами региональной современной поэзии в тех или иных аспектах, выбранная проблема также представляется нам актуальной.
Проблема осмысления особенностей современной региональной поэзии остро встала перед исследователями около 20-30 лет назад после распада СССР, в то время, когда на первый план вышла именно региональная, а не всероссийская литература. Особое внимание стало уделяться русскоязычной словесности в многонациональных регионах. Однако до сих пор в ряде республик и областей современная литература остается за границами научных интересов исследователей.
Научная новизна исследования обусловлена комплексным изучением современной поэзии региона, а также вниманием к отдельным деталям структурно-семантическим элементам в творчестве изучаемых авторов, их сопоставлением и выявлением общих тенденций, которые бы описывали современную региональную поэзию. Прочие исследования обычно фокусируются на значимости удмуртского языка для русскоязычной поэзии («Удмуртские лексемы в танкетках Александра Корамыслова», 2018), отражении региона в современной поэзии («Зачем тревожить внешнюю структуру…», 2018), творчестве отдельных современных авторов («Кризис территориальной идентичности в отражении Т. Репиной», 2017) или сопоставлении современных авторов с поэтами ХХ века с акцентом на последних («Проблема художественной индивидуальности в литературе Удмуртии», 2016). В основу данного исследования ложатся произведения тех авторов, чье творчество еще не было отрефлексировано научным миром, причем анализируется как русскоязычный корпус текстов, так и произведения, написанные на удмуртском языке. Предметом исследования является современный региональный литературный процесс.
Целью работы является описание тем и приемов, характерных для большинства современных поэтов Удмуртии. Она реализуется в следующих задачах:
· найти и описать теоретические аспекты изучения региональной литературы ХХ века;
· выявить предпосылки, повлиявшие на формирование современной региональной поэзии;
· обозначить темы и приемы, ставшие ключевыми для литературы Удмуртии XX века;
· рассмотреть и проанализировать трансформацию данных проблем, тем и приемов в творчестве современных русскоязычных и удмуртскоязычных авторов;
· выявить часто повторяющиеся приемы и определить их роль для современной поэзии Удмуртии.
Теоретическую основу работы составляют такие литературоведческие термины и понятия, как поэт и поэзия, стиль, образ, хронотоп, тема, конфликт. Методологически исследование опирается на культурно-исторический и сравнительный методы, а также отчасти на биографический.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что исследователь предлагает трактовку содержания и формы современной региональной поэзии, которую ранее никто не анализировал в научной работе. Также исследователь выделяет особенности этой поэзии, выделяет круг тем, которые объединяют творчество современных писателей Удмуртии, обозначает проблему национальной и территориальной идентичности и ее репрезентацию и специфику в стихотворениях молодых авторов.
Практическая значимость работы заключается в возможности ее использования при анализе произведений современных поэтов Удмуртии, чье творчество еще не было осмыслено в других научных работах, а также при сопоставлении особенностей современной поэзии Удмуртии с особенностями современной поэзии других регионов, в особенности тех, где также наблюдается проблема многоязычия (например, Татарстан, Марий Эл, Башкортостан и др.) Также исследование может пригодится при создании уроков о поэзии родного края для школьников и студентов в Удмуртии.
Результаты исследования:
· Найдены и описаны теоретические аспекты изучения региональной литературы ХХ века.
· Выявлены предпосылки, повлиявшие на формирование современной региональной поэзии.
· Обозначены темы и приемы, ставшие ключевыми для ключевыми для литературы Удмуртии XX века, в частности, эксперименты с формой и проблемы национальной и территориальной идентичности.
· Описана трансформация данных проблем в поэзии современных авторов, выявлены схожие черты, проявляющиеся вне зависимости от языковой принадлежности автора.
· Выявлены часто повторяющиеся темы и приемы современных авторов: образ города, тема национальной и территориальной идентичности, наследование экспериментов со структурой текста от авторов XX века и современных представителей сетевой литературы.
Глава 1. Историческое и культурное наследие Удмуртской Республики, отражающееся в литературе региона
Прежде чем перейти к теоретическим выкладкам и самому анализу, нам бы хотелось дать небольшую культурно-историческую справку, которая позволит осознать важность некоторых тем, образов и приемов в современной региональной поэзии. К сожалению, положения эти достаточно значимы для региональной поэзии, чтобы обойти их стороной, но также достаточно велики, чтобы их можно было лаконично вписать в прочие главы без потери логики повествования и сохранения его цельности. Так как в качестве материала для анализа была выбрана поэзия современных авторов Удмуртии, мы позволили себе начать работу с краткого рассказа об истории Ижевска, столицы Удмуртской Республики, и информации о менталитете удмуртского народа.