Цель: Исследовать индивидуальные особенности лабильности нервной системы по показателям критической частоте световых мельканий.
Основные теоретические положения: Методика направлена на определение граничной частоты вспышек возбуждения, что соответствует частоте светового раздражения. Чем большую частоту раздражения способна воспроизвести нервная система, тем выше ее лабильность.
Лабильность – свойство живой ткани, которое определяет ее функциональное состояние. М.Е.Введенский предложил в качестве показателя лабильности максимальное количество потенциалов действия, которое возбужденная ткань или функциональная структура способна генерировать за одну секунду соответственно ритму раздражения.
В дифференциальной психофизиологии лабильность – одно из основных свойств нервной системы, которое характеризует скорость возникновения и прекращения нервных процессов. Показатель лабильности нервной системы тесно связан с эффективностью деятельности человека.
Методические материалы и оборудование. Электростимулятор лабораторный.
Методика. Исследование проводится студентами по двое. Каждый из пары по очереди выполняет роль исследуемого и исследователя. Исследуемый размещается в стандартных условиях сидя на стуле. Один глаз закрыт либо прикрыт вспомогательным средством. Исследуемый глаз размещается на стандартном расстоянии от источник света. Исследователь с помощью ручки настройки «Частота» постепенно изменяет частоту подачи световых вспышек, начиная от минимальной до того момента, пока отдельные мелькания будут восприниматься исследуемым как сплошной свет. Первые 3-5 попыток определения лабильности считаются пробными и не заносятся в таблицу результатов исследования.
Диагностическое значение имеют 5 последующих результатов, которые вносятся в таблицу первичных результатов исследования.
На следующем этапе проводится исследование критической частоты распознавания мелькания (КЧРМ), условия которого совпадают с предыдущим этапом за исключением направления изменения частоты сигнала. Исследователь постепенно изменяет частоту световых вспышек, начиная от максимального значения (приблизительно 60 Гц) до того момента, когда исследуемый распознает отдельные мелькания, а не сплошной свет.
Диагностическое значение имеют результаты измерений с шестого по десятый. Исследование проводится отдельно для правого и левого глаза.
Полученные результаты заносятся в таблицу.
Показателем лабильности считается средне арифметическое между КЧСМ и КЧРМ.
Результаты исследования критической частоты слития мельканий (КЧСМ) и критической частоты распознавания мельканий (КЧРМ).
Таблица 1. Результаты исследования КЧСМ
№ п/п | № измерения | Правый глаз | Левый глаз | ||
КЧСМ | КЧРМ | КЧСМ | КЧРМ | ||
Среднее значение |
Обработка и интерпретация данных проводится с использованием оценочной шкалы, предложенной Т.В.Буднич. Оценочная шкала для лиц до 30 лет: более 46,8 Гц – высокая лабильность, 43,5-46,8 Гц – уровень лабильности выше среднего, 36,3-43,4 Гц – средний уровень лабильности, 31,8-36,2Гц – уровень лабильности ниже среднего, мене 31,8 Гц – низкая лабильность.
Проанализируйте результаты критической частоты слития и распознавания мельканий для правого и левого глаза. Проведите сравнительный анализ полученных данных среди студентов группы. По результатам экспериментальных исследований и данными оценочной шкалы.
Результаты анализируют, делают выводы.
Лабораторная работа № 13
Тема: Определение порога различения прикосновений
Цель: выявить пороги различения прикосновений на различных участках кожи. Объяснить физиологическую природу этого явления.
Методика. Последовательно к участкам спины, плеча, предплечья, тыльной и ладонной поверхности руки, фаланге большого и указательного пальцев, слизистой кончика языка прикладывают одновременно кончики игл чертежного измерителя и определяют пороги различения прикосновений. Для этого находят наименьшее расстояние между иглами измерителя, при котором исследуемый ощущает раздельно прикосновение.
Таблица 1 – Результаты исследования порогов различения прикосновений
Пороги различения прикосновений (м) | |||||||
Ф.И.О | Спина | плечо | Предплечье | Тыльная пов. руки | Ладонная пов. руки | Фаланги пальцев | Слизистая кон. языка |
Результаты заносят в таблицу, сравнивают пороги, делают выводы.
Лабораторная работа №14
Тема: Опыт Аристотеля
Цель: выяснить значение рецептивного поля рефлекса в объективном восприятии действительности.
Методика. Исследуемый помещает между указательным и средним пальцами руки маленький шарик и катает его по столу. Затем меняет положение пальцев, перекрещивая их, с расчетом, чтобы шарик находился между медиальной (локтевой) поверхностью среднего пальца. В этом положении повторяют процедуру катания шарика.
Анализируют ощущения, делают выводы.
Лабораторная работа № 15
Тема: Определение слуховой чувствительности у человека
Цель: освоить методику определения слуховой чувствительности у человека.
Методика. Для работы используют звуковой генератор, который путем поворота специальной рукоятки на средней панели прибора, позволяет регулировать частотную характеристику звука от 15-16 до 20000 Гц.
Включают звуковой генератор в электрическую сеть, постепенно увеличивая частоту звуковых колебаний, находят верхнюю и нижнюю границы слуховой чувствительности у каждого студента.
Результаты анализируют, делают выводы.
Лабораторная работа № 16