Реформирование бухгалтерского учета и финансовой отчетности - это процесс сложных, многоступенчатых преобразований в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности, обусловленных общим процессом экономических реформ в России и заключается он в разработке основных правил, норм ведения бухгалтерского учета и составления отчетности организациями, в соответствии с требованиями современной рыночной экономики. До перехода на рыночную экономику была создана система бухгалтерского учета, отвечающая требованиям плановой экономики. Для каждого из исторически значимых формаций был характерен свой учет и методика его ведения, составление финансовой отчетности. В России реформа бухгалтерского учета и отчетности имеет достаточно продолжительную историю. К созданию суверенного самодостаточного государства нового типа привела октябрьская революция 1917 года. Отличительными особенностями государства можно выделить общественную собственность, светский человек – новая ступень эволюции. В 20-80 годах пути развития учета и отчетности в России и в либерально-капиталистическом содружестве разошлись: на одном полюсе – методические указания, защита отчетов, различных смет, на другом – простор для творчества, оценки, математические модели.
|
|
На этапе перестройки, рынка, новых целей и идей в России внедрили более 20-ти бухгалтерских стандартов, а также подошли к процессу утверждения международных стандартов финансовой отчетности (далее-МСФО). В 1998 году Правительство России поставило задачу, привести систему бухгалтерского учета в течение двух лет в соответствие с требованиями рыночной экономики и МСФО, что и является основной целью реформирования учета и отчетности. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- формирование систем национальных стандартов учета и отчетности;
- оказание методической помощи организациям в понимании и внедрении управленческого учета;
- обеспечение взаимосвязи реформ бухгалтерского учета и финансовой отчетности в России с основными тенденциями гармонизации международных стандартов.
Стандартизация процедур учета проводится Комитетом по МСФО, (International Accounting Standards Committee или сокращенно - IASC), унификация - посредством разработки и публикации МСФО (International Accounting Standards или IAS). Для реализации реформ приведения российской системы учета и отчетности в соответствие с требованиями современной экономики, а также международными стандартами, можно выделить три направления: совершенствование правового регулирования, формирование нормативной базы, международное сотрудничество – и это все дает приведение роста системы. Одним из важных аспектов в процессе реформирования является обеспечение стабильности в развитии национальной системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
|
|
Основная задача заключается в том, что необходимо создать условия последовательного, успешного и полезного выполнения учетной системой присущих ей функций. С этой целью необходимо сформировать:
- модель взаимодействия системы бухгалтерского учета и налогообложения;
- пересмотр способов оценки активов и обязательств;
- обеспечение открытости бухгалтерской отчетности;
- обеспечение отсутствия противоречий между российской системой бухгалтерского учета и мировым подходам к ведению бухгалтерского учета.
Основным этапом реформирования учета и отчетности в соответствии с МСФО стало создание системы нормативного регулирования с разработкой новых и уточнением старых стандартов, внедрением их в практику. И значительную роль в реформировании российского учета играет Федеральный закон «О бухгалтерском учете», который имеет большое значение для развития бухгалтерского учета в России и:
- устанавливает общие правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности;
- повышает юридический статус норм бухгалтерского учета для всех организаций;
- обязывает юридические лица вести бухгалтерский учет;
- приравнивает статус норм бухгалтерского учета к статусу норм прочего законодательства.
Таким образом, переход на МСФО предполагал способствовать наделению отчетности важными характеристиками, такими как понятность, надежность, а также то, что организациям больше не надо согласовывать внутренний и внешний учёт. Учитывая современную российскую специфику, часть информационного учетного пространства, консолидирующего финансовый и управленческий учет в одну систему, есть стратегический учет, который позволяет обеспечить комплексный подход к распознаванию и решению проблем. Основным же преимуществом перехода на МСФО становится увеличение притока в страну инвестиций. Но, несмотря на проделанную работу государственными органами, реформирование бухгалтерского учета и отчетности шло достаточно медленно, что можно объяснить рядом причин, такими как: инфляция, кризис неплатежей, отставание в разработке нормативно-правовых актов, нестабильность налогового законодательства. Не менее важной причиной являлось непонимание бухгалтерами необходимости перехода к применению МСФО.
В конце 1990-х - в начале 2000-х гг. произошли значительные изменения, во многом предопределенные Программой реформирования бухгалтерского учета. В целях установления приоритетных направлений развития учета и финансовой отчетности была одобрена Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу (Приказ Министерства финансов от 01.07.2004 г. №180). Данная концепция определяла, что развитие бухгалтерского учета и отчетности необходимо осуществлять по следующим основным направлениям: повышение качества информации, формируемой в учете и отчетности; усиление контроля качества бухгалтерской отчетности и иные направления. Нужно отметить, что начиная с 2010 г. процесс реформирования бухгалтерского учета в России в соответствии с МСФО значительно активизировался. В целом можно сказать, что переход на МСФО способствует превращению экономики России в эффективно составляющую мировой хозяйственной системы, участие в международной экономической интеграции и вовлечение России в комплекс мирохозяйственных связей. Однако существуют и серьёзные барьеры на пути распространения МСФО, одним из которых, остаётся необходимость обучения учётных работников, что требует значительных затрат, как материальных, так и временных. Но также не следует забывать, что МФСО — это сложный, процесс, который должен происходить в соответствии с темпами развития экономической реальности в России. В заключении хотелось бы отметить, что переход на МСФО может повлечь за собой как положительные, так и отрицательные последствия для организаций. Среди положительных аспектов можно выделить повышение прозрачности финансовой отчетности, увеличение возможностей для анализа деятельности организаций и облегчение доступа к международным рынкам капитала. К отрицательным факторам можно отнести сложность перехода, рост управленческих затрат, трудности трансформации бухгалтерской отчетности и другие факторы. Таким образом, следует отметить, что процесс реформирования российского бухгалтерского учета и финансовой отчетности характеризуется своей собственной историей, этапами реформирования. А проблемы, связанные с реформированием, требуют своего разрешения не только со стороны государственных органов, но и со стороны профессионального сообщества бухгалтеров, что и будет являться успешной реализацией реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
|
|
В приказе Минфина России от 07.06.2017 № 85н отмечается, что за 2019-2021 гг. должны быть приняты 14 новых национальных стандартов - федеральные стандарты бухгалтерского учета (ФСБУ), в 4 действующие в настоящее время ПБУ будут внесены существенные изменения. Если действующие в настоящее время ПБУ разрабатывались и вводились в действие в течение последних 20 лет, то в соответствии с вышеперечисленным приказом в ближайшие два-три года половина новых ФСБУ должна заменить существующие ПБУ, остальные стандарты для национальной системы учета будут совершенно новыми.
Необходимо отметить принципиальные изменения в подходах к обсуждению проектов ФСБУ, которые предполагают значительную степень вовлеченности в эти процессы профессионального сообщества и всех заинтересованных лиц. Для разработки новых ФСБУ привлечены такие негосударственные организации, заинтересованные в регулировании системы бухгалтерского учета, как Фонд развития бухгалтерского учета «Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр» (Фонд «НРБУ «БМЦ»), Институт профессиональных бухгалтеров России (ИПБР), Фонд «Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности» (Фонд «НСФО»), Российский союз аудиторов (РСА) и другие. Вместе с тем в процессе разработки ФСБУ предусматриваются общественные обсуждения всех проектов стандартов с последующим учетом поступивших замечаний и предложений. Предложения и замечания может также направлять любое физическое или юридическое лицо.
|
|
Однако, не только подсистема финансового учета требует неотложных мер по ее реформированию, в профессиональном сообществе активно обсуждаются вопросы, связанные с совершенствованием такой подсистемы бухгалтерского учета, как управленческий учет, который предназначен исключительно для внутренних пользователей и обеспечивает информацией управленческий персонал на разных уровнях управления финансово-хозяйственной деятельностью организации.
Разработка и внедрение подсистемы управленческого учета обусловлено требованиями современного состояния экономики, определяется ее динамичностью и высокими скоростями протекающих изменений. К сожалению, в нормативных документах, регламентирующих процессы в системе бухгалтерского учета, отсутствует признание подсистемы управленческого учета. Однако, для того чтобы эффективно управлять организацией управленческий персонал должен получать всю необходимую и достоверную информацию о текущей деятельности организации в оперативном режиме.
Перечень контрольных вопросов по теме лекции:
1. Каким образом формулируется определение бухгалтерского учета?
2. В чем состоят основные задачи бухгалтерского учета?
3. Кто является основными пользователями бухгалтерской информации?
4. Какие существуют принципы и допущения ведения бухгалтерского учета?
5. Что является нормативной основой организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации?
6. Какие существуют уровни нормативного регулирования?
7. Какие нормативные документы по бухгалтерскому учету являются обязательными, какие – рекомендательными?
8. Какие особенности современного этапа развития системы бухгалтерского учета?