Основные особенности литературного процесса в ПМР

Юрий Бень

При анализе литературного процесса литературоведение оперирует математическими терминами – горизонталь, вертикаль. Под горизонталью понимается конкретно-исторический отрезок времени на определенном географическом пространстве национально-государственного образования. Поэтому представляется, что надо говорить именно о литературе ПМР. В качестве примера можно привести «Пражско-немецкую школу», давшую мировой литературе Ф. Кафку и Г.Майринка, по национальности евреев, писавших на немецком языке, живших в Чехии, входившей тогда в состав Австро-Венгерской империи. Отсюда и изучение их творчества в курсе австрийской литературы. Это, разумеется, не отменяет изучение истоков литературы ПМР – произведений словесно-художественного творчества, так или иначе связанных с историей приднестровской земли. Маркировка учебного курса «Литература Приднестровья» выглядит научно неточной. Под вертикалью понимается жанровое наполнение литературы этого периода.

Безусловно, говоря о горизонтали, надо выделить самый трагический момент в истории нашей республики, связанный с распадом СССР и войной на ее территории. Это тот травматический момент в истории народа, мимо которого не может пройти ни одна литература. Он и обеспечил присутствие сильного публицистического элемента в литературе ПМР. Связь с литературным процессом в России здесь очевидна, но с одним существенным отличием. Писатели России больше пытались осмыслить прошлое, и в новой литературе, нецензурированной, присутствовал сильный элемент так называемой «чернухи». Писатели Приднестровья пытались осмыслить настоящее и будущее своего народа, живущего в непростых условиях непризнанности государства, поэтому в литературе был столь значителен гражданственный элемент.

Наличие сильного публицистического эле­мента обусловлено и тем фактом, что многие ведущие приднестровские писатели являются профессиональными журналистами с много­летним опытом. Говоря о персоналиях, нель­зя не упомянуть такую уникальную фигуру, как Б. Челышев, и известного поэта советского периода, жившего в Приднестровье, А. Дрожжина. Здесь же следует говорить о функционировании в Тирасполе в конце 80-х годов объединения писателей-фантастов под руко­водством В. Пищенко.

Связь с литературным процессом в Рос­сии очевидна и в полиязычности литературы ПМР. Достаточно много авторов, пишущих на молдавском языке, к сожалению, практи­чески нет авторов, пишущих на украинском языке. Естественно, что большинство прид­нестровских авторов работает на русском языке. Это обусловлено и величием русской литературы и языковой ситуацией в респуб­лике. Очевидно, что литературным языком литературы ПМР должен являться русский. Касательно молдавского языка, здесь воз­растает роль авторизованных переводов, что в свое время понималось в советской лите­ратуре. Можно привести такие примеры, как творчество Ч. Айтматова и И. Друцэ.

Взаимодействие двух литератур (россий­ской и приднестровской) мы видим и в нали­чии активного феминистского пласта: чуть ли не половина писателей ПМР – женщины, с их, по выражению В.Ходасевича, «фор­мальным дилетантизмом». «Женская поэзия» ПМР явно ориентирована на опыт великих – А. Ахматовой и М. Цветаевой.

Действительно, в России публикуются приднестровские авторы, совсем недавно вышла «Антология современной литературы Приднестровья». Но если в России существует большое количество периодических изданий, представляющих различные писа­тельские организации, то Союз писателей Приднестровья, за более чем 15 лет своего существования, такого издания до сих пор не имеет, что не способствует активизации ли­тературного процесса. Кроме того, это влия­ет и на развитие литературной критики, как научной, так и эссеистической, которая при­звана быть посредником между писателем и читателем, обеспечивая более глубокое ос­мысление литературного процесса.

Соответственно, на уровне вертикали мы наблюдаем превалирование в приднестров­ской поэзии стихотворений гражданствен­ного содержания – А. Вырвич, О. Юзифович и др. К сожалению, гражданская лирика приднестровских поэтов очень редко при­ближается к ее высоким пушкинским об­разцам, чаще всего напоминая рифмован­ные политические воззвания. Значителен и пласт любовной лирики – О. Молчанова, В. Пилецкая и др. Хотелось бы выделить по­следнюю. Поэтесса, несмотря на свой эле­гантный возраст, пробует себя в различных стихотворных формах, в частности в триоле­те, что выглядит интересно.

К сожалению, ушла из жизни О. Сизова, в «женских стихах» которой было наиболее очевидно присутствие истории души, что является традиционным со времени Сереб­ряного века. Самый многообразный поэт в жанровом отношении – В. Ахмеров. В его творчестве присутствуют самые различные стихотворные формы – триолет, сонет и даже рондель. Есть достаточно интересные моло­дые поэты – Е. Триморук и Е. Чудная. Еще в советские времена в Приднестровье был известен поэт Л. Литвиненко, который рабо­тает в самых разных направлениях. Особен­но следует выделить его опыты в лиро-эпи­ческом жанре (поэма), который практически отсутствует в приднестровской литературе. Стихи и прозу для детей создают такие ав­торы, как Н. Божко и И. Ткаченко. Жанровую палитру поэзии Приднестровья дополняют духовные стихи С. Багнюка, В. Скоробогатого, интимная лири­ка и пародии П. Оверина, авторская песня Г. Барабаша, метафизическая лирика Ю. Зай­ца. Этот же уклон метафизического характе­ра присущ и верлибрам (свободный стих) С. Ратмирова.

В приднестровской прозе наиболее активно развивается такая межродовая форма, как очерк, с его документалистской основой, уклоном в бытовизм – Н. Корытник, Г. Воловой. Но, пожалуй, только Ю. Анников и В. Кожушнян в своих очерковых рассказах стремятся показать, что быт есть оборотная сторона бытия. Последний – наиболее разнообразен в жанровом отношении: стихи, пародии, сказки.

Б. Челышев представляет такой уникальный жанр, как литературные изыскания. Начинал он вместе с И. Андрониковым, и на сегодняшний день является автором более 30 книг этой редкой формы. Для развития жанра сатирического рассказа многое сделал безвременно ушедший Ю. Баранов. Но его книги задержались с выходом из печати почти на 10 лет, а значит, сатира утратила свой главный козырь – злободневность. Сегодня, вероятно, есть, что освещать в подобного рода ключе, но – увы!    

Больших прозаических форм в литературе Приднестровья практически нет. И литература молода, и романный дар – дар особенный, связанный с умением видеть мир в его цельности. Можно выделить попытки Ю. Самуся и Р. Кожухарова, А. Белозерова.

Это касается и такого рода литература, как драма, вроде бы самого мобильного жанра. Одноактные пьесы В. Кожушняна и О. Юзифовича из-за рыхлости конфликта вряд ли можно считать удачным опытом в этой области.

Журнал «Дружба народов», который практически раз в год выпускает номера, полностью посвященные какой-либо региональной литературе (башкирской, мордовской и т.д.), дает нам возможность сравнения этих периферийных литератур и литературы ПМР. Здесь весьма приятно отметить, что наша литература развивается абсолютно нормально, как в контексте времени, так и в контексте жанровых форм. Приднестровская литература, как в целом и вся российская литература, находится в неком режиме ожидания. Ожидания нарождения выдающихся литературных дарований, способных обеспечить литературе, творимой на великом русском языке, новый виток развития.

Валентина Юзифович

                  

Анатолий Сергеевич Дрожжин, поверенный Истории…

    Много лот прошло с времени победы советского народа в Великой Отечественной войне, но не может уйти из памяти та великая эпоха, тот великий подвиг.

Не зря говорят, что писателей по праву можно назвать поверенными Истории, хранителями памяти человеческой. В своих произведениях каждый по-своему сумел передать «мгновения» войны, глубинные процессы, происходящие в сознании людей.

Многие поэты Приднестровья посвящали этому подвигу свои произведения. Среди них Орест Высотский, Евгения Гусарова, Николай Фридман.

Анатолмй Дрожжин, российский поэт, живший на приднестровской земле почти 20 лет, также много писал о военном лихолетье, изображая войну то глазами мальчишки - безотцовшины, который видит и физически чувствует мучения голодной кормилицы-коровы и ничем не может ей помочь:

Память детства цепко ухватила,

вспоминаю - за душу берет -

как ревет голодная скотина,

как она - и плачет и ревет!..,

то глазами сельских вдов, которые пиджаки погибших мужчин на хлеб не променяли, хозяев новых к ним не примеряли.

Давно детьми подарены обновы,

какие и не снились старикам.

А в пиджаках

поныне ходят вдовы,

и нет износа

этим пиджакам!

В этих последних строках стихотворения - и возрожденная жизнь, и верность женщин, продолжающих хранить память о погибших мужьях.

Или глазами ребёнка-беженца, который вместе с семьёй вынужден был скитаться в поисках крыши над головой и куска хлеба:

Слёзы женщин,

страшный вой металла-

я в душе навеки сохраню…

…но не помню,

словно бы отшибло,

детства, что осталось за войной.

Так может писать только человек, пропустивший через сердце, через душу описываемые события.

В жизни поэта было много испытаний, горьких впечатлений, переживаний. Видя ужасы войны ребенком, поэт говорил в своих стихах о самом главном, что волновало человека в горькие и тяжёлые минуты испытаний.       Избегая пустой риторики, простыми словами рассказывает А.Дрожжин о том страшном военном времени.

     В одном из поэтических сборников «Линия жизни» есть цикл стихотворений «Ожоги памяти». Семь стихотворений и поэма, посвящённая другу Николаю Поснову, «Один на дороге». Тематика произведений данного цикла - Великая Отечественная война и след, который она оставила в душах людей.

Небольшое по объёму стихотворение- «Фронтовик». на пляже в Гагре. Лирический герой этого сюжетного стихотворения стихотворения слушает рассказы лучайног знакомргр на пляже в Гагра:

Вот этот ожог - за Москву.

А этот осколок - за Киев.

Он не кичится своими ранениями,

а стыдливо, с оттенком вины

средь юности греется робко.

В глазах его - тени войны,

на теле-

вся карта Европы.

       Размышления автора остаются во внетекстовом пространстве, читатель получает возможность самостоятельно осмыслить проблематику стихотворения. Но идея автором формулируется прямо, однозначно и жёстко:

не хватит любых орденов

прикрыть

неизбывные раны.

А. Дрожжин для выражения своего отношения к излагаемому материалу широко использует самые разнообразные средства: фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические.

Построение текста нацелено на логическое и чёткое выражение авторской позиции. В нём четыре строфы. Содержательно строфы представляют собой последовательное развёртывание микротем: «курортники и фронтовик», «фронтовик и лирический герой», «многочисленные раны войны», авторское заключение». Две последние строфы связаны между собой параллельной связью, первые три- цепной. Внутри этих строф преобладает цепная связь между предложениями, что отражает последовательность и логичность развития авторской мысли, а также соотношение событий в тексте. Во многом цепная связь реализуется через синонимический ряд, связанный с центральным персонажем: фронтовик - речи мужские; тени войны - вся карта Европы – неизбывные раны. Благодаря такому необычному ряду синонимов образ главного героя как бы становится объёмнее, воспринимается читателем с разных точек зрения, ненавязчиво свидетельствует о героическом прошлом фронтовика, о его тяжелейшем военном труде.

Стихотворение, как об этом уже говорилось, состоит из четырёх строф, написано анапестом. Данный способ стихосложения создаёт ритм медленный, тяжёлый, в котором и воплощается авторский замысел стихотворения, скрыты глубокие и тяжёлые переживания.

А..Дрожжин отдельные строки каждой строфы (и первые, и последние) оформляет в виде «лесенки»,что позволяет выделить смысловым ударением наиболее значимые для автора строки:.

-весь в пятнах,

лишённых загара;

  на теле-

  вся карта Европы;

  не хватит любых орденов  

прикрыть

  неизбывные раны.

        В стихотворении рифмуются 1,3 строки, 2,4 строки, открытые слоги во 2,4 строках произносятся долго, за счёт этого создаётся картина необозримого, необъятного (Гагра - загара), в 1,3 строках закрытый гласный произносится кратко, что способствует выражению определённого эмоционального настроя, восприятия (велик - фронтовик). Рифмующиеся закрытые гласные придают слову, строфе силу, мощь. Кстати, только в первой строфе стихотворения гласные закрытые (велик - фронтовик), все остальные рифмующиеся строки стихотворения открытые. Особое настроение создаётся при закрытых слогах.

     В стихотворении для понятия идеи большое значение имеют фонетические средства - аллитерация, ассонанс. Обилие взрывного р, сочетания рд, гр (курорты, Гагра, фронтовик,раны, орденов, карта),повторение слов с в-ве, ва, ви, ву, во- создаёт ощущение широты, мощи:

Стыдливо, с оттенком вины

Средь юности греется робко.

В глазах его - тени войны,

На теле-

вся карта Европы.

Сочетание глухих и звонких согласных с сонорным л: пл, л,
сл создаёт ощущение покоя(наплыв, расползается, пляже).

Обилие о способствует осязанию бездонности, а - ощущению воздуха, простора (расползается, фронтовик, ожог, осколок, робко, давно, странно, орденов и т.д.)

В стихотворении «Фронтовик» для выражения авторской позиции служит и подбор морфологических средств языка. В произведении много глаголов, обозначающих действие (расползается, лежит, склоняю, слушаю, греется, откатилась, думалось, не хватит прикрыть). Глаголы часто употребляются в настоящем времени, что делает временной «зазор» между происходящим и читателем минимальным.

В небольшом по объёму стихотворении есть причастный оборот, который обычно используется в книжной речи:

На пляже лежит фронтовик-

Весь в пятнах,

лишённых загара.

Достоинство причастного оборота - краткость, лаконичность. Причастие с зависимым словом передаёт признак предмета как действия, придаёт тексту выразительную краткость, так как обладает «энергией» глагола и живописной силой прилагательного.

Имена существительные называют предметы, о которых идёт речь: наплыв, на курорты, по швам, Гагра, на пляже, фронтовик, в пятнах, загара, главу, речи, ожог, осколок и т.д. В стихотворении «Фронтовик» имена существительные являются опорными, ключевыми словами, «костяком» произведения.

Мало прилагательных, причём имена прилагательные в данном стихотворении употребляются для обозначения признаков тех предметов, которые обозначают силу фронтовика (речи мужские),показывают, что никакие награды не будут достойны, чтобы отобразить величие подвига(любых орденов) и прикрыть «неизбывные раны.

Наречия, обозначающие признак действия, также способствуют выражению авторской оценки происходящего:

Стыдливо, с оттенком вины

Средь юности греется робко.

Беда откатилась давно…

Мне думалось,

Может быть, странно.

Синтаксический строй стихотворения достаточно прост. Преобладают в тексте простые предложения, что также служит выражению авторской позиции, а если встречаются сложные предложения, то они бессоюзные. В рассказе о событиях напряжённых, быстро развивающихся бессоюзные сложные предложения уместнее союзных: они делают речь облегчённой, ускоренной и, следовательно, более выразительной, поскольку динамике

Упрощённостью синтаксиса диктуется и малое использование всевозможных обособленных конструкций. Так, единственный причастный оборот присутствует в авторской речи, что вполне закономерно (с учётом характера последнего предложения первой строфы). В речи фронтовика подобных структурных элементов нет, так как они вообще несвойственны разговорной речи.

Знаки препинания у А.Дрожжина значимы, они в соединении с иными изобразительно выразительными средствами и создают тот неповторимый колорит, то неповторимое звучание, которое и притягивает читателей к стихотворению. В конце предложения в данном произведении автор использует точки, что указывает на завершённость повествования, глубокую паузу в речи, и первое предложение по эмоциональному оттенку- восклицательное, что свидетельствует об эмоциональности речи.

В стихотворении А.Дрожжина «Фронтовик» много тире, которые указывают и на результативность действия, и используются для выражения жёстских пауз, чеканности слога, для создания антитезы, выполняют и ритмико-мелодическую функцию:

Наплыв на курорты велик-

По швам расползается Гагра!

Вот этот ожог - за Москву.

А этот осколок - за Киев…

Запятые в предложениях указывают на паузу в изложении, употребляются для выделения причастного оборота, вводного словосочетания, при однородных членах, в бессоюзных сложных предложениях.

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении- знак препинания, помогающий определить, что второе предложение поясняет содержание первого

В небольшом по объёму стихотворении дважды употребляется многоточие:

А этот осколок - за Киев…

Беда откатилась давно…

Многоточия замедляют течение рассказа. В них недоговорённость, незавершённость, грусть, ностальгия. Многоточия выполняют не только синтаксическую функцию незавершённости, длительности, отрывочности, но и подчёркивают смену картин воспоминаний, подсказывают спокойную, задумчивую, неторопливую интонацию, создают грустное, ностальгическое настроение, наталкивают на размышления. Многоточия изображают пласт воспоминаний, кусок жизни, часть её бесконечного потока, обозначают условные границы изображаемого.

Понять содержание, почувствовать и пережить происходящее помогают и стилистические фигуры и тропы.

А.Дрожжиным применяются точные эпитеты: неизбывные раны, греется робко, греется стыдливо и т.д.

Присутствуют в тексте и отдельные элементы гиперболизации: по швам расползается Гагра, в глазах его - тени войны, на теле - вся карта Европы. Гиперболизация, как и метафоры (беда откатилась, по швам расползается Гагра) способствует реализации авторского отношения к фронтовику.

Таким образом, мастерство автора, индивидуальность в восприятии и передаче звучания и смысла стихотворения, блестящее умение соединять смысл и звук, определить и подсказать тональность произведения - вот что характерно для поэта. И потому лирика А Анатолия Дрожжина привлекает не только образной точностью, мастерством слова, но и широтой тематики, важностью и непреходящей актуальностью поднимаемых вопросов.

 


Ольга Сизова


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: