И объяснять учащимся сущность общественной жизни, способствовать

формированию их гражданско-патриотической позиции. Требование научности и гражданско-патриотической направленности школьного образования имеет ряд аспектов.

 

Первое. В содержание образования должны включаться только твердо

устоявшиеся в науке факты и теоретические положения.

Второе. Содержание материала по каждому предмету должно

соответствовать современному состоянию науки и включать в себя новейшие ее достижения. Именно исходя из этого, в последние десятилетия в программы школьного обучения включен материал о полупроводниках, электронике, реактивных двигателях, атомной энергетике, информатике и значительно обновлен курс биологии.

Третье. Содержание образования должно характеризоваться четкостью

выводов по вопросам развития природы и общества. Это значит, что в каждой изучаемой теме должны быть выделены подлежащие усвоению

соответствующие мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи.

Например, в учебном материале, показывающем значение биологии, физики и химии в изучении живой и неживой природы, должна подчеркиваться идея о познаваемости мира, могуществе человеческого разума, причинности всех

процессов, которые происходят в природе и обществе.

в) Содержание образования по каждому учебному предмету должно

соответствовать логике и системе, свойственных той или иной науке.

Отработка такой логической системы – дело гораздо более трудное, чем это

кажется на первый взгляд. Например, материал по истории располагается в

хронологической последовательности, но было время, когда, исходя из

принципа учить детей от близкого к далекому, сначала изучались современные события, а потом в обратном порядке те, которые происходили раньше. В хронологическом порядке раскрывается материал по литературе, а вот ознакомление учащихся с различными ее жанрами требует иной логики, иной системы. Еще больше подобных проблем возникает при структурировании учебного материала по математике, физике, химии, языкам и другим предметам. Все это требует большой научно-методической работы.

г) Содержание школьного образования должно строиться на основе

взаимосвязи между отдельными учебными предметами. Это требование

обусловлено двумя основными факторами. Первый из них заключается в том,

что изучение некоторых предметов немыслимо без предварительной

подготовки по другим предметам. Изучение физики в VII классе, например,

начинается только на базе алгебраической подготовки учащихся по математике.

Изучение химии в VIII классе требует соответствующей подготовки учащихся по математике и физике. Это означает, что при определении содержания учебного материала по математике в VII классе необходимо исходить из того, чтобы дать учащимся соответствующую подготовку для последующего изучения физики и химии.

Второй фактор, обусловливающий это требование, заключается в том,

чтобы дать учащимся представление о взаимосвязи наук, о том, что каждая из них занимается изучением лишь каких-то отдельных сторон развития природы и общества, и потому они находятся в тесной связи между собой, а идеи одной науки используются в других науках. Вот почему установление и раскрытие межпредметных связей является важнейшим требованием при определении содержания школьного образования.

д) В содержании образования должна находить отражение связь теории с

Практикой, необходимость соединения обучения с производительным трудом.

В чем же конкретно выражается эта связь? Она предполагает необходимость

практической подготовки учащихся по применению усваиваемых

теоретических знаний на практике, выполнение практических работ и трудовых заданий, проведение учебных экскурсий и определение системы умений и навыков по каждому учебному предмету.

е) Содержание образования должно соответствовать возрастным

возможностям учащихся. Осуществление этого требования связано с

правильным решением вопроса об объеме и степени теоретической сложности учебного материала, отбираемого для изучения различными возрастными группами учащихся. Зачастую качество обучения снижается, если школьникам приходится усваивать перегруженный по объему или слишком усложненный в теоретическом отношении материал

Но как же в таком случае школа может не отставать от развития науки и

техники и отражать ее современное состояние, особенно если иметь в виду, что каждые 10–15 лет объем научных знаний удваивается? Педагогика подходит к решению этой сложной проблемы следующим образом.

 

Поскольку всего изучить в школе невозможно, в содержание школьного образования включается только наиболее важный научный материал с вычленением в нем ведущих научных идей (ядра знаний). Отбор такого материала, освобождение содержания образования от всего второстепенного, менее существенного для овладения основами наук – проблема чрезвычайно трудная и пока еще до конца не решенная. Учителя не перестают жаловаться на несовершенство и перегрузку учебных программ и, вспоминая миф о прокрустовом ложе, иронично говорят, что прокрустово ложе – это «прибор», изобретенный Прокрустом, который мог бы быть полезным при определении содержания школьного образования.

 

ж) Общее образование в школе должно сочетаться и осуществляться в


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: