Социальная защита детства в субъектах Российской Федерации

Российские регионы активно используют предоставленное им право законотворческой деятельности в области социальной защиты несовершеннолетних, обеспечения их выживания и развития. Федеральный закон № 122ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”» возложил существенную часть бремени в области законодательной, финансово-экономической деятельности по вопросам социальной защиты детей на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

Структура и законодательное регламентирование региональной политики социальной защиты детства

В субъектах Российской Федерации нет единого исполнительного органа, комплексно занимающегося вопросами социальной зашиты детства. Государственную политику в этой области реализуют министерства труда и социального развития, здравоохранения, образования и науки, органы опеки и попечительства и др. Например, в Ростовской области при соответствующих министерствах созданы Департамент социальной защиты населения и Отдел специального образования и социально-правовой защиты детства, в Республике Адыгея — Отдел по делам детей, женщин и семьи, в Карачаево-Черкесской Республике — Отдел по проблемам семьи, материнства и детства, в Республике Северная Осетия-Алания — Отдел по проблемам семьи, материнства, отцовства и детства, в Удмуртской Республике — Отдел по делам семьи и детей и т. п.

По общему правилу такие органы выполняют следующие функции:

· участвуют в разработке и осуществлении государственной политики по социальной защите семьи и детей, в реализации соответствующих межведомственных программ, определении научно обоснованной стратегии развития политики социальной защиты детей с учетом особенностей региона;

· проводят организационную работу по созданию сети учреждений социальной помощи семье и детям, по осуществлению организационно-методического руководства и контроля за их работой; оказывают непосредственную социальную помощь и поддержку нуждающимся в социальной защите;

· разрабатывают и осуществляют меры по созданию условий социальной адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями;

· разрабатывают и реализуют государственные целевые региональные программы по охране и защите семьи и детей, координируют участие в федеральных целевых программах, Президентской программе «Дети России»;

· вместе с общественными и благотворительными организациями реализуют социально значимые программы;

· организуют профилактику детского сиротства, безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних;

· координируют деятельность, связанную с оздоровлением, отдыхом и занятостью детей.

Порядок распределения функциональных обязанностей между государственными органами в регионах определяется законодательством субъектов Российской Федерации.

Существенную роль в области социальной защиты несовершеннолетних играют органы местного самоуправления.

Во многих субъектах Российской Федерации приняты специальные законы: «Об основных гарантиях прав ребенка в Республике Башкортостан», «О защите прав ребенка в Республике Дагестан», «О гарантиях прав ребенка в Кабардино-Балкарской Республике», «О правах ребенка в Республике Саха (Якутия)», «Об обеспечении основных гарантий прав ребенка в Краснодарском крае», «О защите прав ребенка» — в Красноярском и Приморском краях, а также в Белгородской, Орловской, Свердловской и других областях. В ряде субъектов приняты законы, регулирующие вопросы защиты семьи и детей. Например, Закон «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства» принят в Республиках Адыгея, Башкортостан, Ингушетия, Воронежской, Пермской областях, Коми-Пермяцком автономном округе и других регионах.

В целом формирующаяся нормативно-правовая база субъектов Российской Федерации закрепляет принципиальные положения федерального законодательства по социальной защите детей, определяет категории нуждающихся в социальной поддержке, объемы и порядок предоставления адресной помощи, дополнительные меры социальной защиты детей и семей с детьми, осуществляемые за счет местных бюджетов. Так, во многих регионах приняты законы, направленные на социальную поддержку многодетных семей: «О государственной поддержке многодетных семей в Республике Башкортостан», «О статусе многодетных семей в Республике Бурятия», «О социальной поддержке многодетных семей в Краснодарском крае», «О мерах государственной поддержки многодетных семей во Владимирской области», «О государственной поддержке многодетных семей в Омской области» и т. п.

Органы местного государственного управления и самоуправления субъектов Российской Федерации могут определять льготы и устанавливать виды помощи семье. В ряде регионов власти принимают решения о выплате дополнительного единовременного пособия в связи с рождением ребенка за счет средств местных бюджетов. Так, Республика Адыгея устанавливает дополнительные виды пособий при рождении ребенка (первого — 1 000 рублей, второго — 1 600 рублей, третьего — 2 200 рублей, при рождении каждого последующего сумма доплаты возрастает на 600 рублей), дополнительное ежемесячное пособие по уходу за ребенком-инвалидом. Постановлением Правительства Москвы № 199ПП при рождении первого ребенка выплачивается пятикратная величина прожиточного минимума, установленного в расчете на душу населения, второго — семикратная величина, третьего и последующих — до десятикратной величины прожиточного минимума.

В ряде регионов предоставляется социальная и материальная помощь из собственных бюджетов и фондов социальной поддержки населения семьям, нуждающимся в социальной защите: неполным семьям, состоящим из одного родителя (или заменяющего его лица) и детей; опекунским семьям; многодетным семьям; семьям, в которых оба супруга являются студентами и др.

Инновационные подходы в области социальной защиты детства в регионах

Во многих регионах России используются инновационные подходы к решению проблемы социального сиротства. В Москве, республиках: Адыгея, Карачаево-Черкесской, Коми, Марий Эл, Чувашской, краях: Алтайском, Красноярском, Приморском, областях: Владимирской, Вологодской, Калининградской, Камчатской, Кировской, Костромской, Курганской, Ленинградской, Липецкой, Мурманской, Нижегородской, Новгородской, Оренбургской, Пензенской, Пермской, Псковской, Ростовской, Самарской, Свердловской, Тамбовской, Ярославской, Чукотском автономном округе приняты законы, касающиеся организации деятельности органов местного самоуправления по опеке и попечительству над несовершеннолетними, а также нормативные акты, регулирующие правила устройства таких детей на воспитание в семьи. Практически повсеместно приняты законы, постановления администраций, направленные на социальную защиту этой категории детей. Вопросы трудоустройства несовершеннолетних нашли отражение в законодательных актах Красноярского края, Ивановской области, Таймырского автономного округа, постановлениях Председателя Правительства Республики Марий Эл, глав администраций Белгородской и Воронежской областей. Меры по соблюдению жилищных прав выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрены законом Мурманской области, постановлениями правительств Республики Марий Эл и Москвы, постановлениями глав администраций Белгородской, Калужской и Ростовской областей. В Ростовской области и других регионах в рамках программ занятости несовершеннолетних создаются молодежные биржи труда.

Существенное нормативно-правовое регулирование получила такая форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, как институт приемной семьи, — в Республиках Адыгея, Коми, Белгородской, Волгоградской, Ивановской, Камчатской, Калужской, Кемеровской, Курской, Московской, Мурманской, Пермской, Ростовской, Свердловской, Тюменской, Челябинской, Ярославской областях, Корякском и Ямало-Ненецком автономных округах. В этих регионах приняты местные законы о приемных семьях. Например, Закон № 11ЗС «Об установлении льгот и социальных гарантий приемной семье в Ростовской области» определяет оплату труда приемного родителя в размере тарифной ставки воспитателя детского дома не ниже 11го разряда ЕТС из расчета 5 детей, принятых на воспитание. За каждого последующего ребенка производится дополнительная оплата в размере 20% от установленной тарифной ставки. Родителям-воспитателям, проживающим в сельской местности, заработная плата повышается на 25 %. В Челябинской области действует закон «Об оплате труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье», согласно которому в счет оплаты труда на одного ребенка выплачивается сумма из расчета 13го разряда ЕТС с начислением районного коэффициента, а при рождении каждого следующего ребенка сумма увеличивается на 15 %. В постановлениях глав администраций Хабаровского края, Калининградской, Нижегородской, Пензенской, Ростовской областей и других субъектов Российской Федерации уделяется внимание регулированию процесса усыновления, передачи детей под опеку (попечительство).

Руководство Самарской области пересмотрело социальную политику в отношении сирот и отдало предпочтение их семейному устройству. За 4 года свыше 4 тыс. детей были переданы на усыновление и в замещающие семьи. В учреждениях содержалось 13,5 % детей при среднем показателе по России SOBS %. Под опекой находятся 51 % детей, в приемных семьях — 20 %, в домах ребенка — 2,4 % от общего числа сирот. В Самарской области создан Комитет по вопросам семьи, материнства и детства, который аккумулирует и распределяет бюджетные средства на решение проблем детства, координирует работу других ведомств. В Самарской области, единственной в стране, в Закон «О государственных минимальных социальных стандартах» включены разделы, касающиеся семьи, материнства и детства. Примером целенаправленной работы по раннему выявлению социально опасного положения ребенка, развитию семейных форм устройства детей является Новгородская область. Здесь соответствующее обучение прошли медицинские работники роддомов, педагоги и другие специалисты. В области интенсивно развивается патронат, что приводит к закрытию интернатных учреждений. В Тюменской области создано Агентство развития семейных форм устройства несовершеннолетних.

В некоторых субъектах РФ продолжается оснащение экспериментальных центров содействия помещению ребенка в семью организационными и информационными технологиями подбора потенциальных родителей; укрепляется материальная база центров по работе с выпускниками детских домов и школ-интернатов, направленной на предоставление им первичных рабочих мест. В целях развития семейных форм воспитания детей-сирот и совершенствования деятельности органов опеки и попечительства в 20 регионах России (Москве, Республике Башкортостан, Псковской, Пермской, Владимирской, Курганской, Оренбургской областях и др.) проводится опытно-экспериментальная работа по организации патронатного воспитания на базе перепрофилированных детских домов или непосредственно в органах опеки и попечительства. В этих регионах создаются специальные программы, технологии обследования семьи, помогающие готовить будущих патронатных воспитателей. В ряде регионов России, в частности в Московской, Орловской, Ленинградской, Мурманской областях, успешно функционируют «детские деревни», получившие краткое, но емкое название «SOS». В Москве, в подмосковных Люберцах и Пушкине, в Орле действует система Домов молодежи, где подростки из этих «детских деревень» получают профессию, готовятся к самостоятельной жизни. В большинстве субъектов РФ создаются региональные банки данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Успешно осуществляются целевые программы «Здоровый ребенок» в Республике Алтай, Республике Марий Эл, Амурской, Тамбовской и других областях. В Калужской, Кемеровской, Магаданской, Омской, Ростовской областях действуют целевые программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В каждом регионе РФ созданы межведомственные комиссии и рабочие группы по вопросам организации отдыха, оздоровления и занятости детей. Эффективной формой разностороннего развития школьников в свободное от учебы время становятся профильные лагеря, которые действуют практически во всех регионах страны. В приоритетном порядке развивается сеть профильных лагерей для детей из группы «социального риска». В Краснодарском крае, Свердловской, Калужской, Курской, Пензенской и многих других областях эта работа является частью долгосрочных целевых программ. В рамках реализации Федеральной целевой программы «Преодоление последствий радиационных аварий» осуществляются диспансеризация, клинико-диагностическое консультирование, восстановительное лечение детей, проживающих на территориях Челябинской, Свердловской, Курганской областей, Алтайского края и Республики Алтай.

Жилищные проблемы молодых семей решаются в рамках таких целевых программ, как «Жилье для молодежи» (Ленинградская область), «Дом для молодой семьи» (Пензенская область), «Молодой семье — доступное жилье» (Рязанская область) и др.

В каждом регионе страны имеются центры помощи детям и семье, реабилитационные центры, социальные приюты, социальные гостиницы для детей из неблагополучных семей.

Большую работу в области социальной защиты детства проводят общественные и благотворительные организации. Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения совместно с Американским советом по международным исследованиям и обменам реализуют в Томской, Новгородской, Магаданской, Иркутской, Тверской областях, Приморском крае, Хабаровске и Санкт-Петербурге Программу «Помощь детям-сиротам в России». В Республике Саха (Якутия) с целью расширения взаимодействия с международным сообществом по решению проблем детей активно работает Международный детский фонд «Дети Саха-Азия». В Москве, Твери, Екатеринбурге, Курской, Черниговской, Нижегородской областях, Республике Татарстан реализуются программы Международного благотворительного фонда «Дети мира» (Children of World), основная задача которых — забота о подрастающем поколении, защита социальных и правовых интересов семьи и подростков. В Ростовской области всестороннюю помощь детям-инвалидам и детям-сиротам оказывает Благотворительный детский фонд «Анастасия». В Южном федеральном округе, Хабаровском крае, Московской, Нижегородской, Белгородской, Новосибирской, Ивановской областях и ряде других регионов России успешно функционирует программа помощи детям военнослужащих, погибших в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе, ее осуществляет Благотворительный фонд социальной поддержки «Линия жизни». В регионах России работают 73 отделения Российского детского фонда по 9 постоянно действующим программам и многочисленным благотворительным акциям. Повсеместно активную помощь нуждающимся детям оказывает общероссийская общественная благотворительная организация «Российский Красный Крест», имеющая свои региональные отделения в каждом субъекте РФ.

Новым направлением социальной зашиты детства для российских регионов стало создание в ряде субъектов РФ института Уполномоченного по правам ребенка и его законодательное закрепление. Эта должность учреждена в Республике Северная Осетия-Алания, Чеченской Республике, Самарской, Волгоградской, Ивановской, Калужской, Кемеровской, Московской, Новгородской областях. Краснодарском и Красноярском краях, Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Арзамасском районе Нижегородской области (на уровне городов и муниципалитетов). Уполномоченный по правам ребенка призван обеспечивать гарантии и законные интересы, права и свободы детей и подростков, а также подготовить предложения по совершенствованию законодательства в области защиты их прав.

В Московской области впервые в стране разработано Положение о Совете по защите прав несовершеннолетних. Совету переданы функции контроля за соблюдением прав и интересов детей, их защиты. В районах Московской области проводится эксперимент по внедрению системы защиты прав детей. Работают специализированные составы судей по делам несовершеннолетних, создаются советы, которые отрабатывают систему защиты прав детей в России, адаптируют зарубежный опыт к условиям нашей страны.

Важнейшим направлением социальной защиты детей практически в каждом регионе является профессиональная подготовка соответствующих специалистов. С 90-х гг. XX в. в России стала формироваться сеть учебных заведений по подготовке и переподготовке социальных педагогов и социальных работников. Уже создано более 140 таких учебных заведений (государственных, муниципальных и частных), в них сформировалась многоступенчатая, многоуровневая система подготовки и переподготовки квалифицированных кадров.

К числу инновационных подходов в области региональной политики защиты несовершеннолетних следует отнести практику внедрения при суде института специалиста — социального работника. Примечателен опыт Ростовской области. Там был успешно реализован проект «Поддержка осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних», разработанный в соответствии с Соглашением о сотрудничестве, заключенным между Ростовским областным судом, областным управлением Судебного департамента и представительством Программы развития ООН в России. Проектом предусматривалось ознакомление работников судебной системы, правоохранительных органов и социальных служб с механизмом осуществления правосудия по делам несовершеннолетних в соответствии с международно-правовыми стандартами в этой области и имеющимся зарубежным опытом ювенальной юстиции.

Кроме того в 6 районных судах г. Ростова-на-Дону в соответствии со специализацией судей по делам несовершеннолетних введена должность помощника федерального судьи — социального работника и при суде. Задача социального работника в суде — от начала предварительного расследования до рассмотрения дела в суде оказывать судье и следователю содействие при исследовании уголовного дела в отношении несовершеннолетнего на предмет изучения психологических особенностей личности, социальной и воспитательной среды подростка, взаимодействия с соответствующими органами и учреждениями, входящими в государственную систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, готовить предложения по программам их реабилитации. Социальные работники заполняют по каждому несовершеннолетнему карту социально-психологического сопровождения, которая приобщается к материалам уголовного дела, на ее основе суд составляет справку-характеристику на несовершеннолетнего для органов и учреждений, ведающих исполнением наказаний. В необходимых случаях при рассмотрении дела несовершеннолетнего судья допрашивает социального работника. Его показания фиксируются в протоколе судебного заседания. В своей работе они руководствуются Координационным советом по проекту Программы развития ООН при Ростовском областном суде. Разработано примерное положение о социальном работнике при суде.

Аналогичные проекты реализуются в Южном федеральном округе — в Кабардино-Балкарии, Северной Осетии-Алании, Ингушетии. Проявили интерес к опыту Ростовской области специалисты Волгоградской, Курской, Пермской, Кемеровской, Воронежской, Иркутской и ряда других областей.

Подведем итог. В субъектах Российской Федерации предпринимаются активные попытки оказания помощи и поддержки семьям с детьми и отдельным категориям детей. В регионах России социальная защита детства осуществляется по следующим направлениям: создание соответствующих структур детской социальной политики; законодательное регламентирование поддержки семьи и детства (охрана семьи, материнства, отцовства и детства, социальная поддержка детей групп риска, защита прав детей); открытие социальных учреждений для детей и семьи; введение института Уполномоченного по правам ребенка; профессиональная подготовка социальных педагогов и социальных работников. Организационная структура социальной защиты детства представлена государственными и негосударственными органами, учреждениями и организациями — соответствующими министерствами и ведомствами, органами местного самоуправления, социальными службами и другими структурами. Социальная защита детства в субъектах РФ регламентируется федеральным законодательством, законодательством субъекта, а также правовыми актами органов местного самоуправления. Региональное законодательство в области социальной защиты детства основано на федеральном законодательстве и имеет свои специфические отличия. Это позволяет оперативно и полно реагировать на возникшие потребности в каждом конкретном регионе.

К основным элементам современной российской модели социальной защиты детства можно отнести следующие:

· интегрирование российской системы социальной защиты детства в международную систему путем приведения внутреннего законодательства в соответствие с международными стандартами защиты детей и его реализации;

· совершенствование нормативно-правовой базы по проблемам социальной защиты детства, в том числе на уровне субъектов Федерации;

· внедрение в практику отдельных компонентов зарубежного опыта социальной защиты несовершеннолетних (например, введение института социальных педагогов и социальных работников, детского омбудсмена (о мбудсмен — гражданское или в некоторых государствах должностное лицо, на которое возлагаются функции контроля соблюдения справедливости и интересов определённых граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц. Официальные названия должности в разных странах различаются)и т.д.);

· повышение роли государства и создаваемых им структур, а также неправительственного сектора в теории и практике социальной защиты детства;

· детализация социальной защиты детства в региональном законодательстве.

В целом современная российская модель социальной зашиты детства отражает предусмотренные Конституцией РФ меры по защите материнства и детства. Конституция выступает правовой основой защиты детства в законодательстве Российской Федерации, которое состоит из соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов субъектов Российской Федерации.

Приоритетными направлениями развития государственной политики в интересах детей являются:

· охрана здоровья и содействие здоровому образу жизни;

· обеспечение качественного образования, воспитания и развития детей;

· улучшение экономических условий их жизнедеятельности.

Государственная политика защиты детства базируется на следующих принципах: законодательное обеспечение прав ребенка; поддержка семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда; поддержка общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.

Организационную основу государственной политики по социальной защите детства составляют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие деятельность по защите прав и законных интересов детей, а также общественные объединения (организации) и иные некоммерческие организации граждан.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: