Министерства и ведомства

В создании условий для защиты предпринимательской деятельности особую роль играют: Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития РФ, Министерство юстиции РФ, Федеральная антимонопольная служба, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и другие.

Более или менее значительное место защита предприниматель­ства занимает в деятельности некоторых других министерств и ве­домств, прежде всего Министерства внутренних дел РФ, Федеральная таможенная служба, Федеральная налоговая служба, Федеральной службы безопасности; Федеральная миграционная служба РФ; Федеральной служба по финансово­му мониторингу; Служба внешней разведки РФ; Федеральное агентство по науке и инновациям.

Министерство экономического развития осуществляет следующие функции, имеющие значение для защиты предпринима­тельства:

· разрабатывает государственную структурную и инновацион­ную политику, определяет приоритеты в развитии отраслей народ­ного хозяйства в целом по стране и ее регионам;

· разрабатывает региональные аспекты развития экономики, подготавливает предложения по размещению производительных сил;

· разрабатывает с участием заинтересованных ведомств основ­ные направления инвестиционной политики по привлечению и ре­гулированию иностранных инвестиций, формирует перечень круп­ных инвестиционных проектов;

· подготавливает совместно с Минфином предложения по об­щим направлениям финансовой, налоговой, кредитно-денежной и валютно-кредитной политики;

· разрабатывает с участием министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов РФ направления использования централизованных капитальных вложений, инвестиционных фон­дов, кредитов и других централизованных источников финансиро­вания инвестиций;

· подготавливает с участием заинтересованных министерств и ведомств предложения по механизму регулирования внешнеэконо­мической деятельности.

С точки зрения государственного регулирования в сфере защиты предпринимательства наиболее значимыми представляются следую­щие функции Министерства финансов:

· разработка необходимых мер по финансовому и налоговому стимулированию предпринимательской и другой хозяйственной деятельности;

· осуществление контроля за целевым использованием средств,

· выделяемых из федерального бюджета предприятиям, учреждениям и организациям.

Федеральное казначейство как структурное подразделение Мин­фина наделено значительными правами контрольного характера, в числе которых:

· осуществление проверки денежных документов в органах исполнительной власти, банках, на предприятиях, в организациях и учреждениях любых форм собственности, включая совместные пред­приятия;

· получение от банков и других финансово-кредитных учреж­дений справки о состоянии счетов;

· приостановка операций по счетам предприятий и организа­ций, включая банки, в случае непредставления или отказа предъя­вить органам казначейства бухгалтерские и финансовые документы;

· изъятие у предприятий и организаций документов, свидетель­ствующих о нарушениях порядка использования федерального бюджета;

· выдача обязательных предписаний о взыскании с них в бес­спорном порядке средств, выделяемых из федерального бюджета и используемых не по целевому назначению, с наложением на них штрафа.

На Центральный банк России в числе прочих возложены следу­ющие функции:

· выдача и отзыв лицензии за совершение банковских операций;

· регистрация уставов и ведение Книги регистрации банков;

· установление экономических нормативов для банков;

· осуществление надзора за соблюдением коммерческими бан­ками законо­дательства о банках;

· взыскание денежных штрафов, назначение временной адми­нистрации по управлению банком, предъявление учредителям бан­ков требования о проведении мер по финансовому оздоровлению
банка, о его реорганизации, о замене руководителей банка, о лик­видации банка в случае неисполнения его предписаний.

Федеральная антимонопольная служба  обладает следующими правами:

· выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполне­ния предписания о прекращении нарушений ими антимонопольного законодательства, о прекращении нарушений прав потребителей, о восстановлении первоначального положения, об их принудительном разделении, о расторжении или изменении договоров в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством РФ;

· выдает органам управления обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении принятых ими неправомер­ных актов, о прекращении ими нарушений, а также о расторжении или изменении заключенных ими соглашений в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством;

· осуществляет предварительный государственный контроль за созданием, слиянием, присоединением союзов, ассоциаций, концер­нов, холдинговых компаний, межотраслевых, региональных и дру­гих объединений предприятий, преобразованием органов управле­ния и хозяйствующих субъектов в указанные объединения, а также за созданием, слиянием, присоединением и ликвидацией акционер­ных обществ, товариществ с ограниченной ответственностью и других хозяйствующих субъектов, в том числе при преобразовании государственных и муниципальных предприятий в акционерные общества в процессе приватизации;

· принимает решения о принудительном разделении хозяйству­ющих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке и осуществляющих монополистическую деятельность;

· вносит в соответствующие органы власти и управления пред­ложения о введении обязательного лицензирования, запрещении или приостановлении экспортно-импортных операций хозяйствующих субъектов в случаях нарушения ими антимонопольного законода­тельства.

В рамках регулирования сферы правового обслуживания Мин­юст, органы и учреждения юстиции занимаются лицензированием деятельности по предоставлению платных юридических услуг; конт­ролем за деятельностью юридических и физических лиц, осуществ­ляющих правовое обслуживание; реализацией государственной политики в области защиты интеллектуальной собственности.

С целью защиты предпринимательства Федеральное агентство по науки и инновациям РФ выполняет следующие функции:

· выступает в установленном порядке государственным заказ­чиком федеральных и других научно-технических программ и про­ектов, выдает с согласия организаций независимо от их отраслевой принадлежности, организационно-правовых форм и форм собствен­ности заказы на реализацию научно-технических разработок, за­ключает с ними контракты (договоры) на выполнение этих работ;

· осуществляет меры по развитию инновационного предприни­мательства и привлечению инвестиций в научно-техническую сферу;

· разрабатывает меры по совершенствованию механизма эко­номического регулирования научно-технической деятельности и производственного освоения научно-технических достижений, раз­витию контрактной системы организации научных исследований и разработок;

· разрабатывает методологию и систему показателей эффектив­ности результатов научных исследований и разработок;

· определяет состав исполнителей и объектов финансирования по приоритетным направлениям развития науки и техники, осуще­ствляет в установленном порядке их текущее финансирование из средств федерального бюджета и других источников независимо от организационно-правовых форм и форм собственности органи­заций-исполнителей;

· проводит конкурсы на лучшее решение важнейших научно-технических проблем, проектов федеральных научно-технических программ, разработок технологий и новой техники;

· разрабатывает методологию и критерии оценки деятельности научных организаций, проводит их аккредитацию;

· определяет порядок государственной регистрации и учета обязательных экземпляров открытых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых всеми организация­ми РФ независимо от их организационно-пра­вовых форм и форм собственности.

Министерство иностранных дел РФ обладает некоторыми пол­номочиями, имеющими значение для защиты предпринимательства. В частности, на него возложены:

· защита прав и интересов граждан и юридических лиц Россий­ской Федерации за рубежом;

· участие в разработке политики и конкретных мероприятий по расширению торгово-экономических и финансовых связей, научно-технических, культурных и других обменов Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями;

· принятие в пределах своей компетенции решений норматив­ного характера, обязательных для исполнения другими федеральны­ми органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также предприятиями и организациями, независимо от их организацион­но-правовых форм и ведомственной подчиненности, при осуществ­лении ими международных контактов.

Государственная таможенная служба РФ самостоятельно или во взаимодействии с другими органами разрабатывает и принимает меры по предупреждению и пресечению контрабанды, нарушений таможенных правил и законодательства о налогах; осуществляет контроль за соблюдением должностными лицами таможенных ор­ганов РФ законности при производстве по делам о контрабанде, нарушениях таможенных правил и законодательства о налогах, рассматривает жалобы и протесты на постановления таможенных органов РФ по делам о таких нарушениях; принимает меры к уст­ранению причин, порождающих нарушения прав предприятий, учреждений, организаций и граждан.

Борьбу с организованной преступностью в сфере экономики ведут органы безопасности и органы внутренних дел, а также иные правоохранительные органы в соответствующей части. Защиту эко­номики России от разведывательных и иного рода подрывных устремлений спецслужб иностранных государств осуществляют федеральные органы безопасности.

К компетенции органов Министерства внутренних дел РФ, его подразделений по борьбе с организованной преступностью на ме­стах относятся:

· разработка преступных сообществ, занимающихся наркобиз­несом, незаконной торговлей оружием на территории России;

· выявление и пресечение противоправной деятельности орга­низованных преступных групп, занимающихся разбоем, грабежами и квалифицированным вымогательством;

· оперативная разработка и контроль за деятельностью автори­тетов уголовной среды и «воров в законе»;

· борьба с организованными видами преступного предприни­мательства, производства и распространения наркотиков на терри­тории России;

· выявление, предупреждение и пресечение противоправной деятельности устойчивых групп, действующих на стыке общеуго­ловной и экономической преступности в кооперативах, малых пред­приятиях, частных экономических и других структурах.

В функции Федеральной службы безопасности входит, в частности:

· обеспечение оперативными средствами безопасности оборон­ного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, объектов жизнеобеспечения городов и промышленных центров, других стра­тегических объектов, приоритетных научных разработок, которые могут стать объектом как разведывательной, так и диверсионной деятельности;

· выявление предпосылок и предупреждение чрезвычайных происшествий, чреватых крупным материальным ущербом, тяжелы­ми человеческими жертвами и крайне неблагоприятным воздействи­ем на окружающую среду, которые могут быть результатом диверсионно-террористической деятельности либо возникать на иной скрытой основе;

· участие в охране государственных секретов России;

· оказание негосударственным структурам помощи при реали­зации жизненно важных для страны экономических, финансовых и других программ;

· осуществление на договорной основе обучения кадров для служб безопасности предприятий, учреждений и организаций, неза­висимо от форм собственности;

· оказание на договорной основе содействия предприятиям, учреждениям и организациям, независимо от форм собственности, в разработке мер по защите коммерческой тайны;

· осуществление лицензирования деятельности не уполномочен­ных на осуществление оперативно-розыскной деятельности физиче­ских и юридических лиц, связанной с разработкой, производством, реализацией, приобретением в целях продажи, ввозом в Российскую Федерацию и вывозом за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, а также сертификация, регистрация и учет таких специальных тех­нических средств.

Служба внешней разведки в рамках защиты предпринимательства занимается решением следующих задач:

· добывает упреждающую информацию об экономическом ущербе, который может быть нанесен России теми или иными ино­странными организациями и лицами (по заданию правительства с этой целью может осуществляться проверка надежности потенци­альных партнеров);

· собирает информацию об истинной позиции иностранных делегаций, прибывающих в Россию для переговоров по экономиче­ским вопросам;

· содействует расширению экономических связей России с зару­бежными странами.

 


Судебные органы

Защита прав предпринимателей в судебном порядке возложена на арбитражные и общие суды. Разграничение подведомственности дел между арбитражными и общими судами осуществляется глав­ным образом по составу участников и характеру действующих правоотношений.

Арбитражные суды специально созданы для рассмотрения и разрешения споров с участием предпринимателей. Арбитражным судам подведомственны, в частности, следующие категории дел:

· по искам о нарушении прав юридических лиц, либо граждан занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью; по искам в связи с заключением договоров, изменением условий договоров
неисполнением обязательств;

· об обжаловании отказа в государственной регистрации; о при­знании недействительными учредительных документов организации;

· по спорам о признании недействительными актов государ­ственных и иных органов, не соответствующих законодательству и нарушающих охраняемые законом права и интересы организаций и предпринимателей, и возмещении убытков, причиненных такого рода актами;

· по спорам с участием организаций с иностранным капиталом, организаций и предпринимателей, находящихся на территории дру­гого государства, если это предусмотрено соглашением сторон.

Общим судам подведомствены, в частности, следующие катего­рии дел:

· по искам граждан, занимающихся индивидуальной предпри­нимательской деятельностью, либо организаций о защите чести и достоинства, деловой репутации;

· по делам, возникшим не в связи с предпринимательской дея­тельностью гражданина;

· по спорам иностранных инвесторов и предприятий с иност­ранным капиталом в случаях, когда отсутствует соглашение о пере­даче спора арбитражному суду;

· если хотя бы одной из сторон является гражданин, не имею­щий статуса предпринимателя.

Конституционный суд РФ рассматривает вопросы о защите прав предпринимателей по их индивидуальным жалобам в порядке проверки конституционности правопримени­тельной практики судов (как арбитражных, так и общих), иных государственных органов и должностных лиц.

 


Нотариат

Нотариат осуществляет удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выполнение иных действий, на­правленных на юридическое подтверждение гражданских прав в целях предупреждения их возможного нарушения в будущем, а так­же производит действия, направленные на восстановление уже нарушенного права.

Предметом нотариальной деятельности являются бесспорные дела. Нотариусы совершают нотариальные функции единолично, устанавливают юридические факты на основании письменных дока­зательств, при этом не используются состязательная форма судебно­го процесса и принцип публичности. Во многих случаях, например при удостоверении сделок, при наложении и снятии запрещения на отчуждение имущества, нотариальные действия направлены на за­щиту предпринимательства.

С позиций защиты предпринимательства важным обстоятель­ством является также то, что нотариус не вправе разглашать сведе­ния, которые стали ему известны в связи с совершением нотариаль­ных действий, в том числе после прекращения нотариальной практики (в частности, увольнения).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: