В создании условий для защиты предпринимательской деятельности особую роль играют: Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития РФ, Министерство юстиции РФ, Федеральная антимонопольная служба, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и другие.
Более или менее значительное место защита предпринимательства занимает в деятельности некоторых других министерств и ведомств, прежде всего Министерства внутренних дел РФ, Федеральная таможенная служба, Федеральная налоговая служба, Федеральной службы безопасности; Федеральная миграционная служба РФ; Федеральной служба по финансовому мониторингу; Служба внешней разведки РФ; Федеральное агентство по науке и инновациям.
Министерство экономического развития осуществляет следующие функции, имеющие значение для защиты предпринимательства:
· разрабатывает государственную структурную и инновационную политику, определяет приоритеты в развитии отраслей народного хозяйства в целом по стране и ее регионам;
|
|
· разрабатывает региональные аспекты развития экономики, подготавливает предложения по размещению производительных сил;
· разрабатывает с участием заинтересованных ведомств основные направления инвестиционной политики по привлечению и регулированию иностранных инвестиций, формирует перечень крупных инвестиционных проектов;
· подготавливает совместно с Минфином предложения по общим направлениям финансовой, налоговой, кредитно-денежной и валютно-кредитной политики;
· разрабатывает с участием министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов РФ направления использования централизованных капитальных вложений, инвестиционных фондов, кредитов и других централизованных источников финансирования инвестиций;
· подготавливает с участием заинтересованных министерств и ведомств предложения по механизму регулирования внешнеэкономической деятельности.
С точки зрения государственного регулирования в сфере защиты предпринимательства наиболее значимыми представляются следующие функции Министерства финансов:
· разработка необходимых мер по финансовому и налоговому стимулированию предпринимательской и другой хозяйственной деятельности;
· осуществление контроля за целевым использованием средств,
· выделяемых из федерального бюджета предприятиям, учреждениям и организациям.
Федеральное казначейство как структурное подразделение Минфина наделено значительными правами контрольного характера, в числе которых:
· осуществление проверки денежных документов в органах исполнительной власти, банках, на предприятиях, в организациях и учреждениях любых форм собственности, включая совместные предприятия;
|
|
· получение от банков и других финансово-кредитных учреждений справки о состоянии счетов;
· приостановка операций по счетам предприятий и организаций, включая банки, в случае непредставления или отказа предъявить органам казначейства бухгалтерские и финансовые документы;
· изъятие у предприятий и организаций документов, свидетельствующих о нарушениях порядка использования федерального бюджета;
· выдача обязательных предписаний о взыскании с них в бесспорном порядке средств, выделяемых из федерального бюджета и используемых не по целевому назначению, с наложением на них штрафа.
На Центральный банк России в числе прочих возложены следующие функции:
· выдача и отзыв лицензии за совершение банковских операций;
· регистрация уставов и ведение Книги регистрации банков;
· установление экономических нормативов для банков;
· осуществление надзора за соблюдением коммерческими банками законодательства о банках;
· взыскание денежных штрафов, назначение временной администрации по управлению банком, предъявление учредителям банков требования о проведении мер по финансовому оздоровлению
банка, о его реорганизации, о замене руководителей банка, о ликвидации банка в случае неисполнения его предписаний.
Федеральная антимонопольная служба обладает следующими правами:
· выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений ими антимонопольного законодательства, о прекращении нарушений прав потребителей, о восстановлении первоначального положения, об их принудительном разделении, о расторжении или изменении договоров в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством РФ;
· выдает органам управления обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении принятых ими неправомерных актов, о прекращении ими нарушений, а также о расторжении или изменении заключенных ими соглашений в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством;
· осуществляет предварительный государственный контроль за созданием, слиянием, присоединением союзов, ассоциаций, концернов, холдинговых компаний, межотраслевых, региональных и других объединений предприятий, преобразованием органов управления и хозяйствующих субъектов в указанные объединения, а также за созданием, слиянием, присоединением и ликвидацией акционерных обществ, товариществ с ограниченной ответственностью и других хозяйствующих субъектов, в том числе при преобразовании государственных и муниципальных предприятий в акционерные общества в процессе приватизации;
· принимает решения о принудительном разделении хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке и осуществляющих монополистическую деятельность;
· вносит в соответствующие органы власти и управления предложения о введении обязательного лицензирования, запрещении или приостановлении экспортно-импортных операций хозяйствующих субъектов в случаях нарушения ими антимонопольного законодательства.
В рамках регулирования сферы правового обслуживания Минюст, органы и учреждения юстиции занимаются лицензированием деятельности по предоставлению платных юридических услуг; контролем за деятельностью юридических и физических лиц, осуществляющих правовое обслуживание; реализацией государственной политики в области защиты интеллектуальной собственности.
С целью защиты предпринимательства Федеральное агентство по науки и инновациям РФ выполняет следующие функции:
· выступает в установленном порядке государственным заказчиком федеральных и других научно-технических программ и проектов, выдает с согласия организаций независимо от их отраслевой принадлежности, организационно-правовых форм и форм собственности заказы на реализацию научно-технических разработок, заключает с ними контракты (договоры) на выполнение этих работ;
|
|
· осуществляет меры по развитию инновационного предпринимательства и привлечению инвестиций в научно-техническую сферу;
· разрабатывает меры по совершенствованию механизма экономического регулирования научно-технической деятельности и производственного освоения научно-технических достижений, развитию контрактной системы организации научных исследований и разработок;
· разрабатывает методологию и систему показателей эффективности результатов научных исследований и разработок;
· определяет состав исполнителей и объектов финансирования по приоритетным направлениям развития науки и техники, осуществляет в установленном порядке их текущее финансирование из средств федерального бюджета и других источников независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций-исполнителей;
· проводит конкурсы на лучшее решение важнейших научно-технических проблем, проектов федеральных научно-технических программ, разработок технологий и новой техники;
· разрабатывает методологию и критерии оценки деятельности научных организаций, проводит их аккредитацию;
· определяет порядок государственной регистрации и учета обязательных экземпляров открытых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых всеми организациями РФ независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Министерство иностранных дел РФ обладает некоторыми полномочиями, имеющими значение для защиты предпринимательства. В частности, на него возложены:
· защита прав и интересов граждан и юридических лиц Российской Федерации за рубежом;
· участие в разработке политики и конкретных мероприятий по расширению торгово-экономических и финансовых связей, научно-технических, культурных и других обменов Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями;
|
|
· принятие в пределах своей компетенции решений нормативного характера, обязательных для исполнения другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также предприятиями и организациями, независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной подчиненности, при осуществлении ими международных контактов.
Государственная таможенная служба РФ самостоятельно или во взаимодействии с другими органами разрабатывает и принимает меры по предупреждению и пресечению контрабанды, нарушений таможенных правил и законодательства о налогах; осуществляет контроль за соблюдением должностными лицами таможенных органов РФ законности при производстве по делам о контрабанде, нарушениях таможенных правил и законодательства о налогах, рассматривает жалобы и протесты на постановления таможенных органов РФ по делам о таких нарушениях; принимает меры к устранению причин, порождающих нарушения прав предприятий, учреждений, организаций и граждан.
Борьбу с организованной преступностью в сфере экономики ведут органы безопасности и органы внутренних дел, а также иные правоохранительные органы в соответствующей части. Защиту экономики России от разведывательных и иного рода подрывных устремлений спецслужб иностранных государств осуществляют федеральные органы безопасности.
К компетенции органов Министерства внутренних дел РФ, его подразделений по борьбе с организованной преступностью на местах относятся:
· разработка преступных сообществ, занимающихся наркобизнесом, незаконной торговлей оружием на территории России;
· выявление и пресечение противоправной деятельности организованных преступных групп, занимающихся разбоем, грабежами и квалифицированным вымогательством;
· оперативная разработка и контроль за деятельностью авторитетов уголовной среды и «воров в законе»;
· борьба с организованными видами преступного предпринимательства, производства и распространения наркотиков на территории России;
· выявление, предупреждение и пресечение противоправной деятельности устойчивых групп, действующих на стыке общеуголовной и экономической преступности в кооперативах, малых предприятиях, частных экономических и других структурах.
В функции Федеральной службы безопасности входит, в частности:
· обеспечение оперативными средствами безопасности оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, объектов жизнеобеспечения городов и промышленных центров, других стратегических объектов, приоритетных научных разработок, которые могут стать объектом как разведывательной, так и диверсионной деятельности;
· выявление предпосылок и предупреждение чрезвычайных происшествий, чреватых крупным материальным ущербом, тяжелыми человеческими жертвами и крайне неблагоприятным воздействием на окружающую среду, которые могут быть результатом диверсионно-террористической деятельности либо возникать на иной скрытой основе;
· участие в охране государственных секретов России;
· оказание негосударственным структурам помощи при реализации жизненно важных для страны экономических, финансовых и других программ;
· осуществление на договорной основе обучения кадров для служб безопасности предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности;
· оказание на договорной основе содействия предприятиям, учреждениям и организациям, независимо от форм собственности, в разработке мер по защите коммерческой тайны;
· осуществление лицензирования деятельности не уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности физических и юридических лиц, связанной с разработкой, производством, реализацией, приобретением в целях продажи, ввозом в Российскую Федерацию и вывозом за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, а также сертификация, регистрация и учет таких специальных технических средств.
Служба внешней разведки в рамках защиты предпринимательства занимается решением следующих задач:
· добывает упреждающую информацию об экономическом ущербе, который может быть нанесен России теми или иными иностранными организациями и лицами (по заданию правительства с этой целью может осуществляться проверка надежности потенциальных партнеров);
· собирает информацию об истинной позиции иностранных делегаций, прибывающих в Россию для переговоров по экономическим вопросам;
· содействует расширению экономических связей России с зарубежными странами.
Судебные органы
Защита прав предпринимателей в судебном порядке возложена на арбитражные и общие суды. Разграничение подведомственности дел между арбитражными и общими судами осуществляется главным образом по составу участников и характеру действующих правоотношений.
Арбитражные суды специально созданы для рассмотрения и разрешения споров с участием предпринимателей. Арбитражным судам подведомственны, в частности, следующие категории дел:
· по искам о нарушении прав юридических лиц, либо граждан занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью; по искам в связи с заключением договоров, изменением условий договоров
неисполнением обязательств;
· об обжаловании отказа в государственной регистрации; о признании недействительными учредительных документов организации;
· по спорам о признании недействительными актов государственных и иных органов, не соответствующих законодательству и нарушающих охраняемые законом права и интересы организаций и предпринимателей, и возмещении убытков, причиненных такого рода актами;
· по спорам с участием организаций с иностранным капиталом, организаций и предпринимателей, находящихся на территории другого государства, если это предусмотрено соглашением сторон.
Общим судам подведомствены, в частности, следующие категории дел:
· по искам граждан, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью, либо организаций о защите чести и достоинства, деловой репутации;
· по делам, возникшим не в связи с предпринимательской деятельностью гражданина;
· по спорам иностранных инвесторов и предприятий с иностранным капиталом в случаях, когда отсутствует соглашение о передаче спора арбитражному суду;
· если хотя бы одной из сторон является гражданин, не имеющий статуса предпринимателя.
Конституционный суд РФ рассматривает вопросы о защите прав предпринимателей по их индивидуальным жалобам в порядке проверки конституционности правоприменительной практики судов (как арбитражных, так и общих), иных государственных органов и должностных лиц.
Нотариат
Нотариат осуществляет удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выполнение иных действий, направленных на юридическое подтверждение гражданских прав в целях предупреждения их возможного нарушения в будущем, а также производит действия, направленные на восстановление уже нарушенного права.
Предметом нотариальной деятельности являются бесспорные дела. Нотариусы совершают нотариальные функции единолично, устанавливают юридические факты на основании письменных доказательств, при этом не используются состязательная форма судебного процесса и принцип публичности. Во многих случаях, например при удостоверении сделок, при наложении и снятии запрещения на отчуждение имущества, нотариальные действия направлены на защиту предпринимательства.
С позиций защиты предпринимательства важным обстоятельством является также то, что нотариус не вправе разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе после прекращения нотариальной практики (в частности, увольнения).