Объем реферата должен составлять не более 1 п.л. (40 тыс. знаков с пробелами, шрифт Times New Roman 14 кегль, 1,5 интервала, поле со всех сторон 20 мм, текст должен быть отформатирован по ширине, без переносов, с абзацным отступом 1,25 см).
Иллюстративные материалы (рисунки, чертежи, графики, диаграммы, схемы) выполняются с помощью графических электронных редакторов. Все рисунки должны иметь последовательную нумерацию. Объем представляемых иллюстративных материалов не должен превышать формата А4.
Цифровые данные оформляются в таблицу. Таблицы не должны быть громоздкими (не более формата А4). Каждая таблица должна иметь порядковый номер и название. Нумерация таблиц - сквозная. Сокращения слов в таблицах не допускаются за исключением единиц измерения. Электронный вариант каждой таблицы и рисунка предоставляется в отдельном файле. Оформление таблиц – шрифт Times New Roman 12 кегль через одинарный интервал.
Сноски оформляются в квадратных скобках по тексту статьи, с указанием номера источника по библиографическому списку и страницы либо статьи нормативного акта, на которые ссылается автор (например: [9, с. 36], [18, с. 4]). Как правило, список литературы должен содержать не менее 8-10 источников.
|
|
Библиографический список – обязательный элемент статьи, он входит в общее количество страниц. Библиографический список формируется в конце реферата по мере упоминания источников в тексте (не по алфавиту и не по иерархии источников). Не допускается дублирование наименований, а также указание под одним номером нескольких наименований источников или используемой литературы. Оформление библиографического списка должно соответствовать требованиям библиографического описания ISBD (International Standard Bibliographic Description).
Контрольные работы и задания на межсессионный период для магистров.
1. Тестовые задания:
1. Правоведение – это:
а) одна из юридических наук;
б) часть обществоведения, состоящая из совокупности юридических наук;
в) часть юриспруденции, состоящая из совокупности юридических и гуманитарных наук.
2. Правоведение – это совокупность знаний о:
а) праве и государстве как социальных явлениях во взаимосвязи с иными социальными явлениями;
б) праве и государстве как важнейших социальных институтах независимо от иных социальных институтов;
в) праве и государстве, а также сущности и содержании других социальных явлений.
3. Правоведение включает в себя следующие группы юридических наук:
а) историко-правовые, политико-правовые и специальные;
б) историко-правовые, международно-правовые и специальные;
в) историко-правовые, отраслевые, специальные, международно-правовые.
|
|
4. Отраслевые юридические науки изучают:
а) отрасли современного российского права;
б) отрасли современного права и историю этих отраслей;
в) деятельность органов государства по формированию и применению норм соответствующих отраслей права.
5. Историко-правовые юридические науки изучают:
а) историю возникновения и развития государственно-правовых явлений;
б) закономерности возникновения и развития государства и права;
в) все ответы верны.
6. Международное частное право относится к группе юридических наук:
а) отраслевым;
б) специальным;
в) правильных ответов нет.
7. К какой группе юридических наук относится криминалистика?
а) специальным;
б) отраслевым;
в) правильных ответов нет.
8. К какой группе юридических наук относится история правовых учений?
а) историко-правовым;
б) отраслевым;
в) специальным.
9. Банковское право относится к юридическим наукам:
а) финансовым;
б) специальным;
в) отраслевым.
10. Судебная медицина относится к наукам:
а) судебным;
б) криминалистическим;
в) специальным.
11. К какой группе юридических наук относится экологическое право?
а) специальных;
б) отраслевых;
в) межотраслевых.
12. Какая из указанных наук не относится к юриспруденции?
а) судебная медицина;
б) история политических учений;
в) история государства и права зарубежных стран.
13. Предметом изучения теории государства и права являются:
а) общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как социальных явлений;
б) свойства государственно-правовой системы общества, имеющие общий и относительно устойчивый характер;
в) все ответы верны.
14. В предмет изучения теории государства и права не входят:
а) система юридических понятий и категорий;
б) принципы права;
в) система политических явлений.
15. Что из указанного не входит в предмет теории государства и права?
а) регулируемые правом экономические отношения;
б) принципы, аксиомы, презумпции права;
в) система юридических категорий и понятий.
16. Теория государства и права изучает:
а) наиболее общие закономерности возникновения отечественного государства и права;
б) наиболее общие закономерности возникновения и развития государства и права;
в) наиболее общие закономерности возникновения учений о праве и государстве.
17. Функции теории государства и права:
а) методологическая, гносеологическая, прогностическая;
б) интеграционная, онтологическая, эвристическая;
в) все ответы верны.
18. Теория государства и права вырабатывает систему юридических понятий и категорий, используемых другими юридическими науками. Какая функция?
а) методологическая;
б) интеграционная;
в) онтологическая.
19. Теория государства и права выступает связующим звеном между юриспруденцией и другими гуманитарными науками. Какая функция?
а) методологическая;
б) интеграционная;
в) эвристическая.
20. Теория государства и права познает суть государственно-правовых явлений. Какая функция?
а) онтологическая;
б) гносеологическая;
в) эвристическая.
21. Теория государства и права вырабатывает новые научные концепции и категории способствующие научному познанию государства и права. Какая функция?
а) онтологическая;
б) гносеологическая;
в) эвристическая.
22. Теория государства и права открывает новые закономерности в развитии государственно-правовых институтов. Какая функция?
а) онтологическая;
б) гносеологическая;
в) эвристическая.
23. Теория государства и права делает прогнозы изменения и развития государственно-правовых явлений. Какая функция?
а) эвристическая;
б) прогностическая;
|
|
в) идеологическая.
24. Теория государства и права систематизирует идеи и представления о государстве и праве воздействуя на сознание субъектов социальной жизни. Какая функция?
а) эвристическая;
б) прогностическая;
в) идеологическая.
25. Теория государства и права делает теоретические предложения по преобразованию и реформированию государственно-правовой системы. Какая функция?
а) идеологическая;
б) организационно-прикладная;
в) политико-правовая.
26. Методология теории государства и права представляет собой:
а) совокупность знаний о праве и государстве;
б) часть предметного знания, в котором вырабатываются знания о принципах и подходах к исследованию предмета теории государства и права;
в) совокупность приемов и способов познания предмета теории государства и права.
27. Метод изучения теории государства и права представляет собой:
а) совокупность знаний о праве и государстве;
б) часть предметного знания, в котором вырабатываются знания о принципах и подходах к исследованию предмета теории государства и права;
в) совокупность приемов и способов познания предмета теории государства и права.
28. К всеобщим (философским) методам теории государства и права относятся:
а) диалектика и метафизика;
б) анализ и синтез;
в) исторический и логический.
29. Общенаучными методами теории государства и права являются:
а) анализ, синтез, системный, функциональный и др.
б) социологический, кибернетический, математический и др.
в) формально-юридический, историко-правовой, правовой эксперимент.
30. Частнонаучными методами теории государства и права являются:
а) анализ, синтез, системный, функциональный и др.
б) социологический, кибернетический, математический и др.
в) формально-юридический, историко-правовой, правовой эксперимент.
31. Частноправовыми методами теории государства и права являются:
а) анализ, синтез, системный, функциональный и др.
б) социологический, кибернетический, математический и др.
в) формально-юридический, историко-правовой, правовой эксперимент.
|
|
32. Методы, применяемые на отдельных этапах научного познания:
а) общенаучные;
б) частнонаучные;
в) частноправовые.
33. Методы, основанные на достижениях конкретных (частных) наук и используемые теорией государства и права:
а) общенаучные;
б) частнонаучные;
в) частноправовые.
34. Методы, характеризующие специфику познания государственно-правовых явлений:
а) общенаучные;
б) частнонаучные;
в) частноправовые.
35. Метод, при котором используется методологическая функция специальных юридических понятий и конструкций:
а) специально-юридический;
б) сравнительно-правовой;
в) диалектический.
36. Метод, при котором схожие государственно-правовые явления сравниваются между собой?
а) специально-юридический;
б) сравнительно-правовой;
в) диалектический.
37. Апробация законодательных нововведений в локальных, ограниченных масштабах с целью выяснения их эффективности и возможности использования в более широких масштабах. Какой частно-правовой метод исследования?
а) сравнительного правоведения;
б) правовой эксперимент;
в) правовое прогнозирование.
38. Сопоставление правового положения Президентов России и США. Какой метод исследования используется?
а) сравнительно-правовой;
б) системно-структурный;
в) правовой эксперимент.
39. Предметная, преобразующая деятельность субъектов социальной жизни, направленная на создание и преобразование государственных и правовых институтов:
а) социальная практика;
б) юридическая практика;
в) правореализующая деятельность.
40. Юридическая практика представляет собой:
а) деятельность по созданию и применению правовых норм;
б) деятельность по обеспечению правопорядка;
в) все ответы верны.
Темы рефератов:
1. Понятие и предмет изучения юриспруденции. Соотношение объекта и предмета познания.
2. Функции юридической науки: методологическая, интеграционная, онтологическая, гносеологическая, эвристическая, прогностическая, идеологическая и др.
3. Философская основа методологии юриспруденции.
4. Система методов научного познания: всеобщие, общенаучные (анализ, синтез, обобщение и др.), частнонаучные (социологический, статистический, кибернетический и др.), частноправовые (формально-юридический, сравнительно-правовой, историко-правовой и др.).
5. Место юриспруденции в системе общественных наук. Взаимосвязь с политологией, философией, социологией, экономикой.
6. Система юридических наук.
7. Значение изучения юриспруденции в формировании правовой культуры.
8. Актуальные проблемы предмета и методов государства и права
9. Проблемы предмета и методов государства и права
10. Актуальные проблемы теории государства
11. Юридическая наука как вид рациональности.
12. Рациональность права: юридический и метаюридический уровень.
13. Классический рационализм и истоки социальной инженерии, юридического позитивизма и естественноправовой доктрины.
14. Естественноправовая доктрина между рационально-бюрократической инженерией и индивидуальной свободой.
15. Позитивистско-сциентистская рациональность в теории права.
16. Коммуникативная рациональность: релятивистская и европоцентристская модели.
17. Идеи социального государства и кризис либерально-индивидуалистического правопонимания.
18. Этатистский и социологический позитивизм в правоведении.
19. Функции государства в управлении развитием науки.
20. Политика и современная научная картина мира.
21. Взаимоотношение науки и религии в современной культуре.
22. Общество знания: понятие и смысл.
23. Научные исследования как условие предотвращения социальных кризисов.
24. Компьютеризация науки и ее социальные последствия.
25. Роль науки в современном образовании и формировании личности.
26. Наука, человек, повседневность.
27. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности.
28. Внутринаучные и социокультурные факторы в развитии научного знания.
29. Традиции и новации в науке.
30. Роль истории науки в оценке методологических стратегий и программ
6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
6.1. Основная литература.
1. Рузавин Г.И. Методология научного познания [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Рузавин Г.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 287 c. http://www.iprbookshop.ru/15399.html
2. Тарановский Ф.В. История русского права [Электронный ресурс]/ Тарановский Ф.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Зерцало, 2014.— 268 c. http://www.iprbookshop.ru/4047.html
6.2. Дополнительная литература.
- Кожевина М.А. Становление и развитие отечественной юридической науки в XVIII-XIX вв [Электронный ресурс]: монография/ Кожевина М.А.— Электрон. текстовые данные.— Омск: Омская академия МВД России, 2013.— 198 c. http://www.iprbookshop.ru/36090.html
- Томсинов В.А. Юридическое образование и юриспруденция в России в первой трети XIX века [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Томсинов В.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Зерцало-М, 2011.— 280 c. http://www.iprbookshop.ru/4105.html
- Томсинов В.А. Юридическое образование и юриспруденция в России во второй трети XIX века [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Томсинов В.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Зерцало-М, 2015.— 352 c. http://www.iprbookshop.ru/4107.html
- Тутов Л.А. История и философия науки. Книга 4. История и философия экономической науки. История и философия права. История и философия исторической науки: учебное пособие / Тутов Л.А., Сажина М.А., Белов Г.А., Логунова Л.Б., Семенникова Л.И., Сидоров А.В.— М.: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2010. — 272 c. http://www.iprbookshop.ru/13084
6.3. Интернет-ресурсы.
1. Информационно-правовой сервер «Кодекс» http://www.kodeks.net/
2. Правовая система «Референт» http://www.referent.ru/
3. Президент РФ http://www.president.kremlin.ru/
4. Администрация Президента РФ http://www.gov.ru/
5. Федеральное Собрание Российской Федерации http://www.duma.ru/
6. Совет Федерации Федерального Собрания РФ http://www.council.gov.ru/
7. Государственная Дума Федерального Собрания РФ http://www.duma.gov.ru/
8. Правительство РФ http://www.government.gov.ru/
9. Конституционный Суд РФ http://ks.rfnet.ru/
10. Европейский Суд по правам человека http://www.echr.ru
- Материально-техническая база, информационные технологии, программное обеспечение и информационные справочные системы
Реализация данной учебной дисциплины осуществляется с использованием материально-технической базы, обеспечивающей проведение всех видов учебных занятий и научно- исследовательской работы обучающихся, предусмотренных программой учебной дисциплины и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам:
1. Библиотека института с техническими возможностями перевода основных библиотечных фондов в электронную форму (Электронный каталог книг и статей).
2. Читальный зал открытого доступа на 60 посадочных мест, электронный читальный зал на 10 мест. Студенты имеют возможность работать с электронными энциклопедиями и учебниками на CD-ROM, 30 справочно-правовыми системами («Консультант Плюс», «Гарант»), со Сводным электронным каталогом библиотек Урала, получать консультации по электронной библиотечной информации. Имеется сегмент сети, построенный на беспроводной технологии Wi-Fi.
3. В процессе обучения все студенты Института обеспечены свободным доступом к учебно-методической документации и интернет-ресурсам, а именно:
- к вузовской ЭБС «Ирбис» через электронный каталог http://libr.uapa.ru,
- ЭБС «Университетская библиотека онлайн» http://www.biblioclub.ru,
- полнотекстовой базе журналов научной электронной библиотеки eLibrary http://elibrary.ru
4. Компьютерные классы (ауд. Аквариум) с выходом в Интернет для самостоятельной работы студентов.
5. Для организации самостоятельной работы студентов и дистанционного обучения используются:
- электронный каталог учебно-методических материалов Института http://www.uapa.ru/student/manual/, где размещаются все рабочие учебные программы, учебные пособия, словари, и др.
- хранилище файлов первоисточников «Пакгауз» http://de.uapa.ru/webstore/ - размещаются как организационно-методические материалы (технологические карты, текущие баллы оценки учебной активности студентов), так и учебники, учебно-методические пособия, статьи, необходимые для обеспечения самостоятельной работы студентов
- сервер дистанционного обучения http://de.uapa.ru/
6. Для проведения:
- лекционных занятий - имеются аудитории, оснащенные современным оборудованием (мультипроекторы, NV, DVD, интерактивные доски, компьютером и т.п.);
- практических занятий – компьютерные классы, специально оснащенные аудитории;
- самостоятельной учебной работы студентов: внеаудиторная работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Програмное обеспечение дисциплины:
Название | Источник | Актуальность | Формы использования | Доступность для студентов |
Справочно-правовая система ГАРАНТ | Лицензионная, установлена в УИУ филиал РАНХиГС | Обновляется ежедневно | Самостоятельная работа, Обучение, Поиск информации | Доступно в локальной сети |
Справочно-правовая система КОНСУЛЬТАНТ-ПЛЮС | Лицензионная, установлена в УИУ филиал РАНХиГС | Обновляется ежедневно | Самостоятельная работа, Обучение, Поиск информации | Доступно в локальной сети |
Справочно-правовая система КОНСУЛЬТАНТ-ПЛЮС | http://www.consultant.ru/ | Обновляется разработчиками | Самостоятельная работа, Поиск информации | Доступно в сети Интернет круглосуточно |
Справочно-правовая система ГАРАНТ, интернет-версия «Основные нормативные акты» | http://www.garant.ru/ | Обновляется разработчиками | Самостоятельная работа, Поиск информации | Доступно в сети Интернет круглосуточно |
Справочно-правовая система ГАРАНТ, интернет-версия «Законодательство России» | http://www.garant.ru/ | Обновляется ежедневно | Самостоятельная работа, Поиск информации | Доступно в сети Интернет: в выходные 24 часа, в будни с 20-00 до 2-00 |
Рабочая программа, ФОС, задания для контрольных работ | Электронный каталог учебно-методических материалов http://ui.ranepa.ru/student/manual/ | Обновляются 1 раз в год | Контроль знаний Самопроверка Подготовка к семинарским занятиям | Доступно на официальном сайте |
Единый портал государственных услуг - Электронное правительство | http://www.gosuslugi.ru/pgu/ | Обновляется ежедневно | Самостоятельная работа, Поиск информации | Доступно в сети Интернет |
Приложение №1
1. Дайте определения юридической науки как виду рациональности.
2. Охарактеризуйте систему методов научного познания.
3. Оцените современное состояние зарубежной юридической науки
4. Подвергните критике следующий тезис: «Вместе с тем при рассмотрении закона как источника права различение понятий источника и формы права, по мнению В. Е. Чиркина, имеет гораздо меньшее значение, тем более, что деятельность соответствующих государственных органов по изданию законов, а также процедура принятия законов путем референдума составляют особое понятие законодательного процесса. Эту форму нормотворчества, по его мнению, не принято характеризовать как источник права». (Источник: Муромцев, Г. И. Источники права:Теоретические аспекты проблемы /Г. И. Муромцев. //Правоведение. -1992. — № 2. — С. 23 – 30.)
Приложение №2
1. Необходимо проанализировать типы научной рациональности (классический, неклассический и постнекласический), с целью выявить причины смены этих типов, а также результаы смены данных типов. Оценить выдвинутые тезисы.
2. Произвести сравнительный анализ между выдвинцтыми тезисами и положениями, существующими в современной науке.
3. Сформулировать выводы на основе произведённого анализа.
Источники:
1. Рузавин Г.И. Методология научного познания [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Рузавин Г.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 287 c.
2. Тутов Л.А. История и философия науки. Книга 4. История и философия экономической науки. История и философия права. История и философия исторической науки: учебное пособие / Тутов Л.А., Сажина М.А., Белов Г.А., Логунова Л.Б., Семенникова Л.И., Сидоров А.В.— М.: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2010. — 272 c.
Приложение №3
Работа в малых группах по теме: «Современные представления о научном познании». Студенческая группа разбивается на подгруппы, количеством 5-6 человек для выполнения задания – сравнительной характеристики права и иных видов социальных регуляторов: норм обычаев, религиозных, корпоративных, моральных и иных норм. Результаты сравнения оформляются в виде таблицы и презентируются представителем малой группы.
Преподаватель помогает выработать критерии сравнения социальных регуляторов, оценивает результаты и подводит общий итог по рассматриваемой проблеме.
Цели занятия соответствуют формированию общекультурных и профессиональных компетенций применительно к данной дисциплине.