Основные виды фразовой мелодики

Если мы отложим на бумаге в определенном масштабе все высоты, через которые, проходит голос при произнесении какой-либо фразы, и соединим их сплошной линией, то получим графическое отображение данной фразы, ее мелодическую кривую. Кривая эта будет чрезвычайно сложна.

Каждый гласный звук речи имеет свою музыкальную высоту и, следовательно, он занимает определенное место на той кривой. В пределах каждого слога голос не задерживается на одном уровне, но своим скольжением образует внутрислоговой мелодический рисунок, - мелодию слога. Если мы вслушаемся в звучание многосложного слова, то без труда заметим, что ударный слог выделяется не только большей силой и длительностью, но и изменением высоты; да и высота неударных слогов тоже в большей или меньшей степени подвержена изменениям. Таким образом, мы можем установить мелодию слова.

Фраза в целом образует свое мелодическое движение, так как состав­ляющие ее слова расположены не на одном уровне: одни выше, другие ниже. Следовательно, фразовая мелодия, имея свое собственное движение, включает в себя мелодии отдельных слов, из которых она состоит, причем мелодия каждого слова включает в себя мелодии составляющих его слогов. Это обилие образующих фразовую мелодию слагаемых объясняет то бесконечное количество мелодических вариантов, которые приобретает каждая фраза в произнесении.

Существует целый, ряд интонационных мелодий, определяемых намерением говорящего; значение их мы понимаем без объяснений, но в научной литературе они описаны недостаточно.

Среди мелодий, характеризующих фразу, отчетливо выделяются два вида: мелодия повествовательная, восклицательная и вопросительная.

Повествовательная фраза харак­теризуется резким понижением голоса на последнем ударном слоге. Такова интонация точки; она создает впечатление законченности. Напротив, пауза внутри фразы связана с мелодическим повышением; это - интонация запятой; такой интонационный ход вызывает ожидание продолжения речи.

Обычно повествовательная фраза, состоящая из двух или большего числа речевых тактов, мелодически делится на две части. Первая часть может рыть охарактеризована как восходящая: каждое звено заканчивается повы­шением на последнем слоге. Вторую часть повествовательной фразы, образуемую последним звеном (или звеньями), составляет нисходящая ветвь, заканчивающаяся, как мы знаем, резким понижением на последнем ударном слоге. Место перелома мелодической линии определяется грамматическим строением фразы и смысловым соотношением ее частей. Пауза, разделяю­щая ветви, - так называемая «пауза на переломе» - бывает длительнее обычных тактовых пауз.

Вопросительные мелодии, как показывает сделанный обзор, во всех своих разновидностях характеризуются мелодическим повышением, которое и является в них главнейшим выразительным признаком. Поэтому они нередко оставляют впечатление незаконченности. Ответная фраза дает вопроситель­ной мелодии устойчивое разрешение.

Восклицательная мелодика свидетельствует об эмоциональном побуждении, сопровождающем произнесение, но содержания мысли не несет. Вопреки все еще распространенному мнению восклицательные фразы нельзя ставить в один ряд с повествовательными (т. е. выражающими сообщение - утверждение или отрицание, иначе говоря – суждение) или вопросительными. Восклицательными, т.е. эмоционально насыщенными, могут быть и сообщения, и вопросы, и повеления, и зовы, и пр. Что же касается интонации этих фраз, то она чрезвычайно разнообразна и харак­теризуется не столько мелодикой, сколько силой и темпом; мелодические же признаки не допускают какой-либо единообразной характеристики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: