Стратегиям оправдания

Вы должны быть готовыми к тому, что в ходе беседы скорее всего столкнетесь со стратегиями оправдания, которые служат агрессорам для избавления от чувства вины и отвлечения от содеянного. 

• Стремление заглушить или смягчить чувство вины:

Другие тоже это делали! Но я ведь только…!

• Стремление освободиться от чувства вины, привлекая в качестве оправдания «неадекватное» поведение жертвы:

Он сам начал! Он сам виноват! Да вы знаете, что он делал?

• Приписывание жертве недостатков и объявление их причиной своих агрессивных действий:

Но он же иностранец (инвалид, «голубой», националист, еврей, гасторбайтер и т.д.).

• Придумывание «аргументов» в свое оправдание (заглушаются требования собственной совести):

Нам самим не хватает денег и работы (а тут еще эти иностранцы)! Все мои знакомые пашут (а они побираются)!

• Привлечение более высоких инстанций:

Он оскорбил мою мать/семью/религию!

Выслушав подобные «аргументы», вы можете поговорить на эти темы. Однако нельзя позволить отвлечь себя от совершенных действий – от самого буллинга.

Можно сказать примерно следующее: «Несмотря на все это: то, что ты делаешь, является преднамеренным нападением на душевное здоровье ….. (имя жертвы)! И мы не будем терпеть подобные вещи, ни сейчас, ни в будущем!»

 

No-Blame-Approach» (Без обвинений)

Антибуллинговая методика для учителя или школьного психолога. Самое эффективное на сегодня средство прекращения начавшегося буллинга (подходит для классов, где есть нормальные социабельные дети).

Методика «Без обвинений»: описание этапов

Первый этап – подготовка. Включает:

1. Первый разговор с жертвой (см. ниже «Основные вопросы для интервью»)

2. Разговор с родителями жертвы

3. Информирование и подготовка других учителей

Второй этап - проведение

1. Встреча с группой помощников

2. Объяснить помощникам, в чем проблема, никого не обвинять и не дискутировать по поводу прошлого, никого не наказывать, а вместе взять на себя ответственность за происходящее: что может сделать каждый человек из группы? Вместо обещаний обсудить, что может сделать каждый, в конце разговора передать ответственность группе.

3. Второй разговор с жертвой примерно через неделю

4. Следующие беседы с каждым из членов группы; затем, возможно, повторные беседы – индивидуальные или с группой

Заключительный этап - праздник, возможно, даже с вручением диплома – примерно через 2 месяца.

Последующие действия – «держать руку на пульсе».

Поддерживать контакт с жертвой и ее семьей, регулярно осведомляться о том, как развивается ситуация у затронутого моббингом ребенка.

Планирование шагов работы по методике, подготовка проекта работы с одним из учащихся:

Первый разговор с жертвой

· Интервью с жертвой (см. ниже текст интервью)

· Объяснить цель: исследовать, что произошло, кто в этом участвовал, а также кто может оказать поддержку.

· Серьезно отнестись к состоянию жертвы, ее страхам, постараться снизить уровень страха и тревоги.

· Не встречаться с группой помощников без согласия жертвы!

Пример:

История Эвы, 13 лет. Шесть лет назад Эва вместе с родителями переехала из Баку в Московскую область. С тех пор она посещает здесь школу вместе с другими детьми. Она без акцента говорит на русском и у нее есть подруги. Но в последнее время она чувствует, что две девочки, которых она считала своими основными подругами, начали все больше сторониться ее. Они почти перестали разговаривать с ней и стали бросать в ее сторону упрекающие и обесценивающие взгляды. Они также постоянно комментируют и критикуют ее одежду. Кроме того, она все хуже чувствует себя на занятиях по физкультуре, где кроме тренерши никто из девочек с ней не разговаривает. Во время совместных классных поездок никто из класса не садится рядом с ней, а если она сама пытается подсесть к кому-то из своих подруг, они заявляют, что место занято. Эва страдает от чувства неуверенности в себе и не может последовать совету родителей вести себя тверже и защищаться от нападок. Ее не покидает чувство: что бы она ни делала, все будет неправильно.

Ситуация для Эвы обострилась, когда перед совместной поездкой класса девочки объявили ей, что если она примет участие в этом мероприятии, то ей «будет хуже». Она попыталась взять освобождение от занятий на это время, но родители не поддержали ее. Теперь она все чаще думает о том, что лучше было ей вообще не жить, она полна страха и отчаяния. Эвелина решила рассказать о своей проблеме классной руководительницей. Та отвела девочку к школьному психологу С.И.

С.И. попросила девочку рассказать о своей ситуации в классе и в спортсекции (история буллинга). Вместе они подумали о том, при каких условиях Эва все же сможет принять участие в коллективной поездке класса. С.И. рассказала Эве, как проводится процедура методики «Без обвинений». Эва очень боится, что ее ситуация в классе может еще больше ухудшиться. В качестве следующего шага С.И. решает провести беседу с родителями Эвы.

Подготовка и информирование

· Информирование других учителей

· Формирование группы примерно из 6 человек, в которую входят как буллеры, так и нейтральные ребята – мальчики и девочки!

· Планирование мероприятий

Пример:

Школьный психолог С.И. и классный руководитель информируют о происходящем всех учителей, ведущих занятия в классе Эвы. С.И. вместе с классным руководителем формируют группу помощников. В нее входят обе зачинщицы буллинга Клавдия и Ирина, две «нейтральных» девочки, обладающие хорошей социальной компетентностью, Светлана и Наташа, и два никак не вовлеченных в ситуацию моббинга мальчика Николай и Денис.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: