Составление конспекта в виде графа

 

Основная мысль Раскрытие основной мысли Примеры Замечания, вопросы, личное отношение

 

При такой структуре конспект гораздо легче использовать в собственной научно-исследовательской работе, так как он содержит не только мысли автора, но и ваши собственные идеи. 

В настоящее время многие начинающие исследователи предпочитают читать литературу в электронном виде и, соответственно, хранить ее тоже на электронных носителях. При этом они считают тезисы и конспекты устаревшими формами работы. Информация в электронном виде расширяет возможности делать заметки, выделять нужные фрагменты текста и т. д. Но у этого способа работы существуют и недостатки: такая работа не способствует развитию умений анализа и обобщения; в электронном виде трудно работать с текстами большого объема – анализировать, сравнивать информацию; при отсутствии гиперссылок и закладок трудно быстро найти необходимую информацию; существует опасность потерять все сделанное при выходе из строя электронного накопителя и др. 

Реферат – это форма интерпретации одного или нескольких авторских текстов. Чаще всего в реферате интерпретируется более одного текста. В отличие от конспекта он является новым, авторским текстом. Новизна реферата заключается в новом изложении, систематизации материала, высказывании авторской позиции при сопоставлении точек зрения; определении того нового, что содержится в тексте. 

Реферат ни в коем случае не является просто пересказом чужого текста. Его цель – изложение вопроса на основе классификации, сравнения мыслей разных авторов, обобщения с обязательным высказыванием мнения человека, пишущего реферат. Но реферат – это текст небольшого объема, поэтому в нем не используют развернутых доказательств, сравнений и оценок. 

Одно из требований реферата – высказывание собственных оценок, но в реферате не могут высказываться субъективные оценки. Референт также не может давать собственной оценки всего текста в целом. Среди требований к реферату выделяют объективность, изложение всего существенного, соблюдение единого стиля, использование литературного языка, краткость, изложение в логической последовательности. 

Выделяют несколько видов рефератов:

1. По полноте изложения – рефераты-конспекты и рефератырезюме. 

2. По составителям – авторефераты и рефераты, составленные другими авторами. 

3. По читательскому назначению – общие и специализированные, предназначенные для специалистов. 

В реферате выделяют следующие части:

− Вступление – краткие сведения об авторе и характеристика источника; характеристика использованных автором материалов; краткое изложение темы источника, обоснование ее выбора; указание основного материала, методов разработки темы; цель работы, ее рубрикация. 

− Основная часть – излагаются все существенные положения – конспективно, фрагментарно или аналитически. 

− Заключение – выводы, обобщения, сделанные автором. 

− Список литературы. 

− Приложения (если нужно) – таблицы, схемы, графики, фотографии, макеты и т. д. 

 

Этапы работы над рефератом [39] :

1. Выбор проблемы, ее обоснование и формулирование темы. 

2. Изучение основных источников по теме. 

3. Составление библиографии. 

4. Конспектирование или составление тезисов материала. 

5. Систематизация зафиксированной и отобранной информации. 

6. Определение основных понятий темы. 

7. Корректировка темы и основных вопросов анализа. 

8. Разработка логики исследования, составление плана. 

9. Реализация плана, написание реферата. 

10. Самоанализ: оценка новизны, степени раскрытия проблемы, обоснованности выбора источников и объема реферата. 

11. Проверка оформления списка литературы. 

12. Редакторская правка текста и оформление реферата. 

Критерии оценки реферата [40] :

1. Новизна реферированного текста:

- актуальность проблемы и темы;

- новизна и самостоятельность в постановке проблемы, в формулировании ее нового аспекта, в установлении новых связей (межпредметных, внутрипредметных и интегративных);  наличие авторской позиции, самостоятельность суждений;  стилевое единство текста и жанровых черт. 

2. Степень раскрытия сущности проблемы:

- соответствие плана теме реферата;

- соответствие содержания теме и плану реферата;  полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы;

- обоснованность способов и методов работы с материалом;

- умение работать с литературой;

- умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу. 

3. Обоснованность выбора источников:

- полнотой использования работ по проблеме;

- привлечением наиболее известных и новейших работ по проблеме (журнальные публикации, материалы сборников научных трудов и т. д.). 

4. Соблюдение требований к оформлению:

- правильное оформление ссылок на используемую литературу;

- грамотность и культура изложения;

- владение терминологией и понятийным аппаратом проблемы;  соблюдение требований к объему реферата;  культура оформления. 

При оформлении рефератов необходимо выполнять следующие требования: правила цитирования, правильное оформление ссылок, библиографического списка, правила сокращения и использования числительных. Правила оформления рефератов приведены в материалах для выполнения практических заданий. 

Аннотация – это краткая информация о каком-либо издании. Она характеризует документ с точки зрения назначения, содержания, формы и других особенностей. Аннотации бывают общие (характеристика текста в целом с расчетом на широкую аудиторию); специализированные; справочные (дают характеристику текста без критической оценки); рекомендательные (дают характеристику и оценку текста относительно его пригодности для определенной аудитории). 

Аннотация состоит из двух частей – библиографического описания (ФИО, название, издательство, год, номер и т. д.) и текста аннотации, как правило, не превышающего объем 500–1000 знаков. Текст должен быть логичным, написанным лаконичным, простым, ясным языком. Основная ошибка при составлении аннотации – избыточность информации. 

Рецензия и отзыв

Рецензия – это разбор и оценка произведения, который указывает на достоинства и недостатки, высказывает оценку, мнение при детальном анализе. Отзыв – это мнение, впечатление о произведении без детального анализа, важной является общая оценка.

И рецензия, и отзыв состоят из вступления, в котором рассматривается актуальность темы и структура текста; основной части, в котором пересказывается краткое содержание, дается его общая оценка, достоинства и недостатки; заключения, в котором делаются выводы, дается итоговая оценка, пожелания автору. 

В материалах для выполнения практических заданий приведен типовой текст рецензии или отзыва. 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: