Основная мысль | Раскрытие основной мысли | Примеры | Замечания, вопросы, личное отношение |
При такой структуре конспект гораздо легче использовать в собственной научно-исследовательской работе, так как он содержит не только мысли автора, но и ваши собственные идеи.
В настоящее время многие начинающие исследователи предпочитают читать литературу в электронном виде и, соответственно, хранить ее тоже на электронных носителях. При этом они считают тезисы и конспекты устаревшими формами работы. Информация в электронном виде расширяет возможности делать заметки, выделять нужные фрагменты текста и т. д. Но у этого способа работы существуют и недостатки: такая работа не способствует развитию умений анализа и обобщения; в электронном виде трудно работать с текстами большого объема – анализировать, сравнивать информацию; при отсутствии гиперссылок и закладок трудно быстро найти необходимую информацию; существует опасность потерять все сделанное при выходе из строя электронного накопителя и др.
|
|
Реферат – это форма интерпретации одного или нескольких авторских текстов. Чаще всего в реферате интерпретируется более одного текста. В отличие от конспекта он является новым, авторским текстом. Новизна реферата заключается в новом изложении, систематизации материала, высказывании авторской позиции при сопоставлении точек зрения; определении того нового, что содержится в тексте.
Реферат ни в коем случае не является просто пересказом чужого текста. Его цель – изложение вопроса на основе классификации, сравнения мыслей разных авторов, обобщения с обязательным высказыванием мнения человека, пишущего реферат. Но реферат – это текст небольшого объема, поэтому в нем не используют развернутых доказательств, сравнений и оценок.
Одно из требований реферата – высказывание собственных оценок, но в реферате не могут высказываться субъективные оценки. Референт также не может давать собственной оценки всего текста в целом. Среди требований к реферату выделяют объективность, изложение всего существенного, соблюдение единого стиля, использование литературного языка, краткость, изложение в логической последовательности.
Выделяют несколько видов рефератов:
1. По полноте изложения – рефераты-конспекты и рефератырезюме.
2. По составителям – авторефераты и рефераты, составленные другими авторами.
3. По читательскому назначению – общие и специализированные, предназначенные для специалистов.
В реферате выделяют следующие части:
− Вступление – краткие сведения об авторе и характеристика источника; характеристика использованных автором материалов; краткое изложение темы источника, обоснование ее выбора; указание основного материала, методов разработки темы; цель работы, ее рубрикация.
|
|
− Основная часть – излагаются все существенные положения – конспективно, фрагментарно или аналитически.
− Заключение – выводы, обобщения, сделанные автором.
− Список литературы.
− Приложения (если нужно) – таблицы, схемы, графики, фотографии, макеты и т. д.
Этапы работы над рефератом [39] :
1. Выбор проблемы, ее обоснование и формулирование темы.
2. Изучение основных источников по теме.
3. Составление библиографии.
4. Конспектирование или составление тезисов материала.
5. Систематизация зафиксированной и отобранной информации.
6. Определение основных понятий темы.
7. Корректировка темы и основных вопросов анализа.
8. Разработка логики исследования, составление плана.
9. Реализация плана, написание реферата.
10. Самоанализ: оценка новизны, степени раскрытия проблемы, обоснованности выбора источников и объема реферата.
11. Проверка оформления списка литературы.
12. Редакторская правка текста и оформление реферата.
Критерии оценки реферата [40] :
1. Новизна реферированного текста:
- актуальность проблемы и темы;
- новизна и самостоятельность в постановке проблемы, в формулировании ее нового аспекта, в установлении новых связей (межпредметных, внутрипредметных и интегративных); наличие авторской позиции, самостоятельность суждений; стилевое единство текста и жанровых черт.
2. Степень раскрытия сущности проблемы:
- соответствие плана теме реферата;
- соответствие содержания теме и плану реферата; полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы;
- обоснованность способов и методов работы с материалом;
- умение работать с литературой;
- умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу.
3. Обоснованность выбора источников:
- полнотой использования работ по проблеме;
- привлечением наиболее известных и новейших работ по проблеме (журнальные публикации, материалы сборников научных трудов и т. д.).
4. Соблюдение требований к оформлению:
- правильное оформление ссылок на используемую литературу;
- грамотность и культура изложения;
- владение терминологией и понятийным аппаратом проблемы; соблюдение требований к объему реферата; культура оформления.
При оформлении рефератов необходимо выполнять следующие требования: правила цитирования, правильное оформление ссылок, библиографического списка, правила сокращения и использования числительных. Правила оформления рефератов приведены в материалах для выполнения практических заданий.
Аннотация – это краткая информация о каком-либо издании. Она характеризует документ с точки зрения назначения, содержания, формы и других особенностей. Аннотации бывают общие (характеристика текста в целом с расчетом на широкую аудиторию); специализированные; справочные (дают характеристику текста без критической оценки); рекомендательные (дают характеристику и оценку текста относительно его пригодности для определенной аудитории).
Аннотация состоит из двух частей – библиографического описания (ФИО, название, издательство, год, номер и т. д.) и текста аннотации, как правило, не превышающего объем 500–1000 знаков. Текст должен быть логичным, написанным лаконичным, простым, ясным языком. Основная ошибка при составлении аннотации – избыточность информации.
Рецензия и отзыв
Рецензия – это разбор и оценка произведения, который указывает на достоинства и недостатки, высказывает оценку, мнение при детальном анализе. Отзыв – это мнение, впечатление о произведении без детального анализа, важной является общая оценка.
|
|
И рецензия, и отзыв состоят из вступления, в котором рассматривается актуальность темы и структура текста; основной части, в котором пересказывается краткое содержание, дается его общая оценка, достоинства и недостатки; заключения, в котором делаются выводы, дается итоговая оценка, пожелания автору.
В материалах для выполнения практических заданий приведен типовой текст рецензии или отзыва.