№ испытуемого | № задания | Индивидуальный балл Xi | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 6 |
3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
5 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 4 |
7 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 5 |
9 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 9 |
Число правильных ответов Yj | 4 | 3 | 4 | 3 | 3 | 4 | 1 | 2 | 1 | 0 | 25 |
На основе матрицы проводится проверка отдельных тестовых заданий[78].
Трудность задания определяется через соотношение количества испытуемых, справившихся с данным заданием, и общего количества испытуемых, т. е. трудность задания – это доля учащихся, которые справились с заданием.
Трудность задания вычисляется по формуле
Yj
pj =
N
где pj – доля правильных ответов на j-ое задание; Yj – количе-
ство испытуемых, выполнивших j-ое задание верно, N – число испытуемых в группе, j – номер задания. Или в процентах, Pj – трудность j-ого задания в процентах:
Чем выше показатель трудности, тем задание легче, и соответственно, чем меньше показатель трудности задания, тем зада-
Y j
|
|
Pj = 100 N
ние сложнее. Например, если p = 30%, то это значит, что только 30 % испытуемых справились с этим заданием, а если p = 70%, то 70 % справилось с заданием, и получается, что первое задание сложнее, чем второе. Иногда вводится доля неправильных ответов – q, которая определяется по формуле q = 1 – p
Показатель трудности очень важен для определения характеристики тестового задания и помогает проранжировать задания, входящие в тест по степени сложности. В правильно сконструированном тесте задания должны располагаться по нарастанию сложности, т. е. сначала даются самые легкие, далее все сложнее и сложнее. В хорошо сбалансированном по трудности тесте есть несколько самых трудных заданий со значением p 0. Есть несколько самых легких с p 1. Остальные задания по значениям p занимают промежуточное положение между крайними ситуациями и имеют в основном трудность 60–70% в критериально-ориентированном тесте и 40–60% в нормативноориентированном.
В рамках нормативно-ориентированного подхода наиболее удачными считаются задания средней трудности p=q=0,5, которые обеспечивают максимальную дисперсию теста.
Дискриминативность (дифференцирующая способность) задания – это способность задания дифференцировать испытуемых по уровню достижений на сильных и слабых. Если задание одинаково выполняется и слабыми, и сильными, то можно говорить о низкой дискриминативности задания. Если задание выполняется сильными испытуемыми, а слабые дают отрицательный результат, то мы имеем высокую дискриминативность. Высокая дискриминативность тестовых заданий важна для нормативно-ориентированных тестов, основная цель которых – ранжирование учащихся по уровню достижений.
|
|
Один из способов вычисления дискриминативности – вычисление с применением метода крайних групп, где для расчета берутся показатели самых слабых и самых сильных испытуемых. Чаще всего это 27 (30)% худших и 27 (30)% лучших по результатам выполнения тестового задания.
Индекс дискриминативности определяется как разность долей правильных ответов сильной и слабой групп.
(r дис)j = (p1)j – (p0)j,
или
(r дис)j = ((P1)j – (P0)j)/100%, если трудность задана в процентах где r – индекс дискриминативности, p1 – доля правильных ответов в сильной подгруппе (27% от всего количества), p0 – доля правильных ответов в слабой группе (27%). Значение индекса дискриминативности располагается в интервале [–1; 1]. Если индекс дискриминативности выше 0,3, а еще лучше стремится к 1, то это свидетельствует о том, что задание обладает хорошим (максимальным) дифференцирующим эффектом. Если r = 0, то это значит, что и слабые, и сильные испытуемые выполняют задание одинаково. Отрицательный показатель дискриминативности, появляется в том случае, когда слабые учащиеся выполняют задание правильно, а сильные – неправильно, что свидетельствует о некачественном (невалидном) задании. Тестовые задания с показателями rдис близким к 0 и rдис< 0 следует удалить.
Трудность и дискриминативность – взаимосвязанные характеристики тестового задания. Высокая дискриминативность, которая свидетельствует о сильном дифференцирующем эффекте тестового задания, характерна для заданий со средним показателем трудности (0,5).
Дистракторный анализ (оценка качества дистрактора) предполагает подсчет долей испытуемых, выбравших каждый дистрактор. В идеальном варианте каждый дистрактор должен выбираться в равной доле от всех неправильных ответов. Ниже представлены таблицы А с качественными и таблица Б с некачественными дистракторами.