Содержание

ВВЕДЕНИЕ

3
1. РЕФЕРЕНДУМ КАК ФОРМА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕМОКРАТИИ 5
1.1. Понятие и значение референдума 5
1.2. Виды референдумов 6
2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА РЕФЕРЕНДУМА В РОССИИ 9
2.1. Конституция РФ – как основной источник закрепления института референдума 9
2.2 Федеральное законодательство о референдуме 10
2.3 Законодательство субъектов РФ о референдумах 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

17

 


 

ВВЕДЕНИЕ

Демократические преобразования современного общества, формирование в России правового государства обусловливают развитие народовластия, совершенствование форм участия населения в управлении государством и решении вопросов местного значения. Признание многонационального народа Российской Федерации единственным источником власти означает необходимость создания правовых и организационных условий для непосредственного осуществления власти гражданами РФ.

Конституция Российской Федерации провозгласила носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации ее многонациональный народ. Свою власть он реализует непосредственно и через органы государственной власти и местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Референдум как важнейший институт народовластия имеет определяющее значение для современного российского конституционализма, определения направления развития общества и государства, он призван обеспечивать свободное волеизъявление граждан по самому широкому спектру вопросов. Государственная власть и местное самоуправление функционируют устойчиво и эффективно лишь при наличии развитых институтов прямой демократии. Необходимо последовательное расширение участия граждан в управлении делами субъектов РФ и муниципальных образований путем референдумов. Сегодня практика проведения референдумов значительно опережает теоретические разработки в данной области. Именно этим объясняется, с одной стороны, возросший в последние годы интерес к исследованиям данной темы, а с другой - большое количество пробелов и противоречий в законодательстве о референдуме. На первый план вышла задача создания таких правовых механизмов, которые позволят гарантировать возможности граждан самостоятельно, независимо от воли политических элит решать важнейшие вопросы управления государством и муниципальным образованием.

Современный референдум должен не перераспределять власть от представительных органов к народу, не служить средством разрешения политических конфликтов либо решения политических задач, а гармонизировать отношения между обществом и государством, укреплять легитимирующую основу властных решений. Предоставление гражданам возможности инициировать референдум должно стимулировать представительные и исполнительные органы власти осуществлять свою деятельность в условиях гласности и привлечения широкого круга субъектов к участию в их деятельности.

В своей работе я сделал акцент на рассмотрение референдума как института народовластия и институционального способа реализации прав граждан в Российской Федерации. Выбор проблемы обусловлен уважением к ценностям и институтам демократии, признанием прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью, определяющей смысл деятельности всех органов власти и перспективные направления развития правотворчества.

Цель работы - тщательное изучение теоретического и практического материала по данной теме.


 

1. РЕФЕРЕНДУМ КАК ФОРМА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕМОКРАТИИ

 

1.1. Понятие и значение референдума

 

Понятиями, близкими к «референдуму» можно считать плебисцит, всенародный опрос, всенародное обсуждение. Все эти понятия связаны с выявлением воли избирателей, но методы такого выявления не всегда одинаковы.

Референдум (латинское слово referendum означает «то, что должно быть сообщено») – это голосование избирателей, посредством которого принимается решение государственного или самоуправленческого характера, имеющее общегосударственное или местное значение. Это решение имеет силу закона, а иногда и большую силу, чем обычный закон парламента (считается, что решение, принятое путем референдума, не следует отменять обыкновенным законом).

Плебисцит – это тоже голосование избирателей, но часто плебисцитом называют голосование по наиболее важным для страны вопросам, по территориальным, международным проблемам, по вопросам, относящимся к личности (например, при голосовании за единственную кандидатуру на должность Президента).

Для обозначения референдума и плебисцита употребляется также термин «всенародное голосование». Но речь здесь идет не о поголовном участии в голосовании, а о голосовании лиц, обладающих избирательными правами, по вынесенному на это голосование вопросу.

Референдум (плебисцит) – один из важнейших способов осуществления прямой, непосредственной демократии. В принципе он имеет преимущества перед представительной демократией, т.е. такой формой, при которой волю народа выражают и облекают в законы и иные акты, избранные населением представители – депутаты парламента, члены местных органов самоуправления. Референдум дает возможность народу выразить свою волю непосредственно, путем голосования. Однако значение референдума не следует переоценивать. Вопросы, выносимые на референдум, могут быть не всегда доступными для всесторонней оценки со стороны рядовых избирателей, которые могут не оценить всех политических последствий принимаемого решения. Иногда референдум проводится в обстановке давления на психику избирателей.

Нужно отметить, что для того, чтобы референдум не превратился в фикцию, его проведение требует полной гласности, справедливой публикации различных мнений, большой предварительной работы по разъяснению формулы референдума и его последствий.

 

1.2. Виды референдумов

 

Понятие "референдум" раскрывается более детально при изучении видов, на которые классифицируются референдумы. Каждый из них имеет не только формальные отличия, но и юридические. Именно от видов референдумов зависит обязательность применения на практике решений, принятых на референдуме. Существует несколько классификаций референдума.

По способу проведения референдумы подразделяются на обязательные и факультативные. Обязательный референдум это референдум, проводимый в соответствии с точно установленными в конституции или специальном законе условиями, несоблюдение которых означает принятие нелегитимного решения. Иначе проведение таких референдумов обязательно. Референдум бывает факультативным, когда народное голосование проводится по требованию определенного количества избирателей по законопроектам или по принятым уже законам, согласно порядку, указанному в конституции. При этом конституции отдельных стран иногда предусматривают, что инициатива такого голосования исходит не только от избирателей, но и от части депутатов парламента или от главы государства (президента). Факультативные референдумы в современном их значении проводятся по вопросам, которые считают необходимым вынести на народное голосование государственные органы или сами граждане.

Референдумы могут быть инициированы государственным органом и гражданами, обладающими избирательными правами. По предложению избирателей референдум имеет две формы петиционный и отклоняющий, в форме "народного вето". Петиционный референдум это голосование, проводимое по требованию определенного числа граждан, подписавших петицию по принятию соответствующего закона, или решения определенного вопроса путем референдума. Следовательно, петиционный референдум можно разделить на два вида: законодательный (по принятию соответствующего закона) и обычный (решения определенного вопроса путем референдума).

Существует два вида петиционного референдума: прямой и косвенный. Для прямой инициативы характерно наличие необходимого количества подписей избирателей под "инициативной" петицией, которой достаточно для вынесения вопроса непосредственно на референдум. Косвенная инициатива требует еще и предварительного обсуждения вопросов, выносимых на референдум законодательным органом.

Местный референдум (референдум муниципального образования) назначается представительным органом муниципального образования:

1) по инициативе, выдвинутой гражданами РФ, имеющими право на участие в местном референдуме;

2) по инициативе, выдвинутой избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и в сроки, установленные федеральным законом;

3) по инициативе представительного органа муниципального образования и главы местной администрации, выдвинутой ими совместно.

По предмету (или по содержанию) различают следующие виды референдумов: конституционные, законодательные, международно-правовые и административно-правовые. Эти референдумы отличаются как по кругу субъектов инициативы проведения, так и по процедуре проведения. Цели референдумов определены их названием.

К международно-правовым относят референдумы, где решаются вопросы, связанные с международным статусом или отношениями с другими государствами. Например, референдумы по вступлению в ЕС, референдум о вступлении Испании в НАТО, на референдум выносился Маастрихтский договор во Франции, Дании и Ирландии.

К административно-правовым относят референдумы, на которые выносятся вопросы государственно-управленческих проблем.

По территориальному признаку различают общегосударственные, региональные и местные референдумы.

По последствиям (по юридической силе) решений референдумов выделяют императивный и консультативный референдумы. Деление референдумов на императивные и консультативные является одним из важнейших, принципиальных вопросов классификации этой формы непосредственной демократии, в ее основе лежит различие последствий проведения референдума, или, иными словами, правовая сила его решений.


 

2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА РЕФЕРЕНДУМА В РОССИИ

 

2.1. Конституция РФ – как основной источник закрепления института референдума

 

Одним из преимуществ Конституции РФ 1993 г. является то, что она в отличие от предшествующих, не просто декларирует возможность использования института референдума для решения наиболее важных вопросов государственной и общественной жизни, а включает его наряду с выборами в механизм реализации народовластия в России. Логическое развитие это положение главы «Основы конституционного строя» получает в следующей, второй главе Конституции, определяющей основы правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации, которой закреплено индивидуальное право граждан на участие в управлении делами государства.

Также, нужно отметить, что Конституция Российской Федерации предусматривает референдум Российской Федерации, референдум субъекта Российской Федерации и местный референдум, следовательно, институт референдума можно использовать на всех уровнях власти.

Конституция отнесла к компетенции Президента право назначения всероссийского референдума. По прежней Конституции это полномочие было закреплено за Съездом народных депутатов, то есть за представительным органом.

Изменение субъекта, обладающего названным правом, обусловлено конкретными сложными условиями развития России, так как сохранение этого права за столь политически поляризованным парламентом могло бы превратить референдум не в инструмент разрешения противоречий, а в орудие политической борьбы.

Однако это не означает, что Президент становится единственным субъектом, обладающим этим правом. В соответствии с Конституцией РФ, Президент Российской Федерации назначает референдум в соответствии с федеральным конституционным законом. Он предусматривает условия обязательного назначения референдума по требованию указанных в нем органов, определенного количества депутатов, а также избирателей.

Проведение референдумов на местном уровне и уровне субъектов Российской Федерации подчиняется нормам законодательства о референдуме субъектов Российской Федерации, принимаемого в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и конституционными нормами, регулирующими право граждан участвовать в референдуме.

Конституция РФ определяет основные институты местного самоуправления, которые обеспечивают гражданам реальную самостоятельность при принятии ими решений по вопросам местного значения.

Вывод. Конституция РФ в наиболее общем виде регулирует вопросы, связанные с референдумом: закрепляет, что референдум наряду с выборами является высшим непосредственным выражением власти народа, закрепляет право граждан на участие в референдуме как один из компонентов более общего права граждан непосредственно участвовать в управлении делами государства; разграничивает предметы ведения Федерации и ее субъектов в части регулирования прав и свобод человека, к которым относится и право на участие в референдуме.

Президент РФ Путин В.В. 28 июня 2004 г. подписал новый Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации». Так как нормативно-правовая база России продолжает активно видоизменяться и совершенствоваться данный закон неоднократно претерпел изменения. Последние – внесены Постановлением Конституционного Суда РФ от 21.03.2007. Закон включает в себя 15 глав, 93 статьи и регулирует проведение референдума, раскрывая следующий круг вопросов:

· инициатива проведения референдума, назначение референдума;

· статус наблюдателей, иностранных (международных наблюдателей), представителей средств массовой информации; округ референдума, образование участков референдума;

· списки участников референдума;

· финансовое обеспечение референдума, фонды референдума;

· информационное обеспечение референдума;

· голосование; подсчёт голосов участников референдума, установление итогов голосования и результатов референдума;

· опубликование (обнародование) итогов голосования и результатов референдума, вступление в силу решения, принятого на референдуме; хранение документов референдума;

· рассмотрение обращений о нарушениях законодательства РФ о референдуме, осуществление контроля за соблюдением права на участие в референдуме;

· ответственность за нарушение законодательства РФ о референдуме.

Основополагающие начала для проведения выборов и референдума в России установлены Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», который был подписан Президентом 12 июня 2002 г. Последние изменения внесены в него Федеральным законом от 21.07.2005 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» и постановлением Конституционного Суда РФ. Этот Федеральный закон регламентирует следующие вопросы:

· гарантии права граждан РФ на назначение референдума;

· гарантии прав граждан РФ при регистрации (учёте) избирателей, участников референдума, составлении списков избирателей, участников референдума, образовании избирательных округов, избирательных участков, участков референдума;

· избирательные комиссии, комиссии референдума;

· гарантии прав граждан при выдвижении и регистрации кандидатов, реализации инициативы проведения референдума;

· статус кандидатов, инициативной группы по проведению референдума; гарантии прав граждан на получение и распространение информации о выборах и референдумах;

· финансирование выборов и референдума;

· гарантии прав граждан при организации и осуществления голосования, подсчёте голосов избирателей, участников референдума, установлении результатов выборов, референдума и их опубликования;

· обжалование нарушений избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ и ответственность за нарушение законодательства о выборах и референдумах.

Рассмотрим действие норм указанных законов на примере некоторых из них. Законом регламентируется характер вопросов, выносимых на референдум. Так, на общероссийский референдум в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции Российской Федерации, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации. Но определенные вопросы не могут выноситься на общероссийский референдум:

1) изменения статуса субъекта (субъектов) РФ, закрепленного Конституцией Российской Федерации;

2) досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а равно о проведении досрочных выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо о перенесении сроков таких выборов;

3) об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

4) о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

5) об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

6) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

7) отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.

Вопросы, выносимые на референдум Российской Федерации не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

Таким образом, закон ограничивает круг вопросов, которые могут быть вынесены на общероссийский референдум, указанием на то, что они не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации, и путем перечисления тех вопросов, которые не могут быть предметом всенародного голосования.

 

2.2. Законодательство субъектов РФ о референдумах

 

В субъектах Российской Федерации законодательный массив, регулирующий процедуру подготовки и проведения референдумов, закрепляется в Уставах областей, краев и т.д., а также в отдельных законах.

В муниципальных образованиях регулирование местного референдума происходит Уставами муниципальных образований, специальными актами, регулирующими процедуру подготовки и проведения референдума муниципального образования. Например, в Уставе города Новокузнецк от 08.07.2005 г. говорится: в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения проводится местный референдум.

Порядок назначения и проведения местного референдума, по его результатом принятия и изменений решений устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, которые в свою очередь, должны соответствовать Федеральному Закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», устанавливающему правовую основу всех референдумов в России.

Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какого – либо органа государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. На местный референдум, как правило, выносятся вопросы, являющиеся принципиально важными для организации жизни местного сообщества (например, о структуре органов местного самоуправления) либо по закону требуют выяснения воли жителей (например, изменения границ данного муниципального образования).


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Изложенное в работе исследование позволяет нам говорить о том, что референдум занимает особое место в системе непосредственной демократии, предопределенное его сущностными характеристиками как осуществляемого в форме всенародного голосования волеизъявления граждан, проживающих на территории публично-правового образования, направленного на принятие окончательного властного решения. В соответствии с результатами референдума органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны в определенный законом срок принять правовые акты, необходимые для реализации решения референдума, а при принятии на референдуме законопроекта - в пределах своей компетенции обеспечить его реализацию.

Классификация референдума по видам помогает глубже понять содержание этого правового института. Рассмотрение референдума в отрыве от его классификационных характеристик может привести к искажениям в теоретической трактовке и применении референдума на практике.

Сравнение референдума с выборами, плебисцитом и всенародным опросом как смежными институтами непосредственной демократии позволяет утверждать, что референдум является исторически сложившейся самостоятельной формой прямой демократии. Ценность референдума как самостоятельного способа реализации права граждан на участие в управлении государством и решении вопросов местного значения, уместность его использования в конкретных ситуациях подтверждается историческими фактами, эволюцией референдума на протяжении длительного периода его существования. В подлинно демократическом государстве идеи об отказе от института референдума должны расцениваться не иначе как попытки ограничения народного суверенитета.

Право граждан Российской Федерации на референдум - это закрепленная на основе общепризнанных норм международного права система принадлежащих совершеннолетним гражданам Российской Федерации конституционных и производных от конституционных юридических возможностей посредством свободного коллективного волеизъявления непосредственно участвовать в управлении делами государства и осуществлении местного самоуправления. Политические элиты должны понимать, что референдум не может являться способом разрешения конфликтов, давления на органы власти, достижения иных целей, кроме непосредственной реализации народовластия.


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Конституция Российской Федерации (с гимном России): принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. - Москва: Проспект, 2017. - 32 с.

2. О референдуме Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ: (в ред. от 18.06.2017). – Режим доступа: СПС Гарант (дата обращения: 05.12.2017).

3. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ: (в ред. от 01.06.2017). – Режим доступа: СПС Гарант (дата обращения: 05.12.2017).

4. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации [Электронный ресурс]: учебник / М.В. Баглай. - 13-e изд., изм. и доп. - Москва: Норма: Инфра-М, 2018. – 768 с. – Режим доступа: http://znanium.com/ (дата обращения: 05.12.2017).

5. Безруков А.В. Конституционное право России [Электронный ресурс]: учеб. пособие / А.В. Безруков. - 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юстицинформ, 2015. – Режим доступа: СПС Гарант (дата обращения: 05.12.2017).

6. Гамалей А.А. К вопросу о непосредственном осуществлении населением местного самоуправления в России (местный референдум и муниципальные выборы) [Электронный ресурс] / А.А. Гамалей // Образование и право. – 2017. - № 7. - С. 52-56. – Режим доступа: СПС Гарант (дата обращения: 05.12.2017).

7. Комиссарова Е.Л. Формы участия граждан в правотворчестве современной России [Электронный ресурс] / Е.Л. Комиссаров // Вестник КемГУ. - 2015. - №4-2 (64). - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/formy-uchastiya-grazhdan-v-pravotvorchestve-sovremennoy-rossii (дата обращения: 05.12.2017).

8. Лебедев А.Н. Референдум Российской Федерации как высшая правовая форма политического самоуправления граждан России [Электронный ресурс] / А.Н. Лебедев // Труды Института государства и права Российской академии наук. - 2014. - № 5. - С. 70-95. –Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=22884743 (дата обращения: 05.12.2017).

9. Меньшов В.Л. Конституционное право России [Электронный ресурс]: учебник для сред. проф. образования / В.Л. Меньшов. – 2 изд. - Москва: ФОРУМ: Инфра-М, 2018. – 206 с. – Режим доступа: http://znanium.com/ (дата обращения: 05.12.2017).

10. Нарутто С.В. Конституционное право России [Электронный ресурс]: учебник / С.В. Нарутто, Н.Е. Таева, Е.С. Шугрина. — Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2018. — 432 с. - Режим доступа: http://znanium.com/ (дата обращения: 05.12.2017).

11. Павликов С.Г. Конституционное право [Электронный ресурс]: учеб. пособие / С.Г. Павликов, И.А. Умнова. - Москва: Альфа-М: ИНФРА-М, 2015. – 576 с. - Режим доступа: http://znanium.com/ (дата обращения: 05.12.2017).

12. Румынина В.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: учебник для сред. проф. образования / В.В. Румынина. - 12-е изд., стер. - Москва: Академия, 2017. - 224 с. 

13. Смоленский М.Б. Конституционное право России: учебник для сред. проф. образования / М.Б. Смоленский, Л.Ю. Колюшкина. - Москва: КноРус, 2014. - 216 с.

14. Толстик В.А. Референдум в России: основы, опыт, критика [Электронный ресурс] / В.А. Толстик, Н.А. Трусов // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2013. - №24. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/referendum-v-rossii-osnovy-opyt-kritika (дата обращения: 05.12.2017).

15. Чиркин В.Е. Конституционное право [Электронный ресурс]: учебник / В.Е. Чиркин - Москва: Норма: ИНФРА-М, 2015. – 304 с. - Режим доступа: http://znanium.com/ (дата обращения: 05.12.2017).







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: