Основы конституционного строя России

Порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией, называется конституционным строем.

Установление конституционного строя начинается с определения принципов организации государства в его соотношении с личностью и гражданским обществом. Эти принципы как раз и составляют содержание гл. 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя». Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации они обладают наивысшей юридической силой, изменяются в усложненном порядке, установленном настоящей Конституцией. Такое намеренное усложнение порядка пересмотра главы 1 имеет целью сделать основы конституционного строя как можно более стабильными.

Суверенитет народа. Эта категория относится к числу обязательных исходных принципов любой демократической конституции. Суверенитет народа, или народный суверенитет, – это первоисточник власти (ст. 3 Конституции РФ). Конституция фиксирует четкий принцип: «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону» (ч. 4 ст. 3). Осуществление власти народа происходит в двух формах: непосредственно или через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Право на участие в осуществлении власти в этих формах принадлежит только лицам, являющимся гражданами Российской Федерации (ст. 32 Конституции РФ). Референдум – это осуществляемое путем тайного голосования утверждение (или неутверждение) гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласие (или несогласие) с теми или иными действиями парламента, главы государства или правительства. Наряду с общегосударственными референдумами возможно проведение референдумов на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления. Выборы – это участие граждан в формировании органов государственной власти и местного самоуправления путем тайного голосования. Они имеют смысл только тогда, когда являются свободными, предоставляют гражданам возможность выбрать одного из нескольких кандидатов, при этом результаты выборов не фальсифицируются.

В понятие основ конституционного строя входят закрепленные конституцией характеристики государства.

Демократическое государство. Таким называется государство, устройство и деятельность которого соответствуют воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Демократическое государство – важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на свободе людей. Недостаточно только провозгласить государство демократическим (это делают и тоталитарные государства), главное – обеспечить его устройство и деятельность соответствующими правовыми институтами, реальными гарантиями демократизма.

Важнейшие признаки демократического государства:

1) реальная представительная демократия;

2) обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Представительная демократия – осуществление народом власти через выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом принимать законы. В Российской Федерации представительная демократия обеспечивается выборностью Государственной Думы и конституционно обусловленным формированием Совета Федерации, а также законодательных и представительных учреждений субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Обеспечение прав и свобод человека и гражданина – другой важнейший признак демократического государства. Именно здесь проявляется тесная связь формально демократических институтов с политическим режимом. Только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства. Конституция Российской Федерации закрепила все известные мировой практике права и свободы, однако для реализации многих из них еще необходимо создать условия.

Федеративное государство. Государственное устройство России основывается на принципе федерализма. Это означает, что государство состоит из нескольких равноправных субъектов, некоторые из которых (республики) называются в Конституции РФ государствами. Конституция закрепила Федерацию, состоящую из 83 равноправных субъектов, из которых 21 – республика, 1 – автономная область, 4 – автономных округа, 46 – области, 9 – краев, 2 - города федерального значения. Основы конституционного строя в области государственного устройства сформулированы в ст. 5 Конституции РФ.

Правовое государство. Так характеризуется государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека. Правовое государство – это реальный режим господства права, обеспечивающий все права человека и гражданина в экономической и духовной сферах.

Можно выделить основные признаки правового государства:

1) высший приоритет прав и свобод человека и гражданина. Правовое государство признает нерушимость этих прав и свобод, а также свою обязанность соблюдать и охранять их;

2) независимость суда как главного механизма гарантий прав и свобод. Должна быть обеспечена независимость суда от любых властных и общественных структур, ибо только независимый суд в состоянии эффективно защищать человека и гражданина от произвола исполнительной власти с ее силовыми структурами;

3) верховенство конституциипо отношению ко всем нормативным актам. Устанавливается (ст. 15 Конституции РФ), что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, а законы и иные правовые акты не должны ей противоречить. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы;

4) приоритет международного права. Этот признак правового государства как бы дает пропуск в цивилизованный мир. В Конституции РФ (ч. 4 ст. 15) признается, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, в случае расхождения правил закона и правил международного договора России приоритет отдается правилам международного договора.

Социальное государство. Так называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности. В Конституции РФ социальное государство характеризуется как государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7).

Социальная политика России включает в себя охрану труда и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социальных служб; установление государственных пенсий, пособий; иные гарантии социальной защиты.

Светское государство. Такая характеристика означает, что государство и религиозные объединения отделены друг от друга, т.е. взаимно не вмешиваются в дела друг друга. Давая такую характеристику Российскому государству, Конституция РФ (ст. 14) раскрывает ее в следующих положениях: никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Закрепление светского государства отнюдь не означает умаления или ущемления свободы вероисповедания. Ст. 28 Конституции РФ закрепляет свободу совести, и светское государство не освобождается от обязанности гарантировать эту свободу. Светский характер государства означает, что официальные лица государства, хотя и вправе исповедовать любую религию, не должны предоставлять каких-либо привилегий той или иной конфессии, допускать ее влияния на принятие государственных решений.

Республиканская форма правления. Россия провозглашена республикой, что предполагает выборность главы государства. Однако, сделав этот первичный выбор, Конституция не пошла дальше и не определила вид республиканской формы правления. Между тем мировой конституционной теории и практике известны три вида республики: парламентская, президентская и полупрезидентская. Если попытаться сравнить нынешнюю российскую форму правления с приведенными, то станет ясно, что форма правления в России – скорее полупрезидентская республика французского типа, естественно, с определенными особенностями: глава государства (президент) избирается населением (гражданами) и сам формирует правительство, которое ему подотчетно. Парламент вправе выражать недоверие (порицание) правительству, но вопрос об отставке решается президентом. Президент имеет право роспуска парламента. Министры не являются членами парламента. Правительство обладает правами для оказания давления на парламент, но и парламент сохраняет элементы контроля над правительством.

Конституция РФ относит к уровню основ конституционного строя такие принципы, свойства и качества государственной власти, как суверенитет государства, разделение властей, органы государственной власти, местное самоуправление.

Суверенитет РФ. Под суверенитетом государства понимается верховенство и независимость государственной власти как внутри своей территории, так и по отношению к другим государствам.

Суверенитет Российской Федерации закрепляется в следующих трех положениях: суверенитет РФ распространяется на всю территорию; Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России; Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Разделение властей. В Российской Федерации принцип разделения властей впервые закреплен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР, а позже был введен в Конституцию РСФСР. В ст. 10 Конституции РФ говорится, что «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Конкретное содержание принципа разделения властей состоит в следующем: законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательным (представительным) органом; исполнительная власть должна заниматься в основном исполнением законов и только ограниченным нормотворчеством, быть подотчетной главе государства или парламенту; между законодательным и исполнительным органом должен быть обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение центра властных решений, а тем более всей полноты власти на одного из них; судебные органы независимы и в пределах своей компетенции действуют самостоятельно; ни одна из трех властей не должна вмешиваться в прерогативы другой власти; споры о компетенции должны решаться только Конституционным судом.

Органы государственной власти. Государственная власть осуществляется органами, порядок формирования и полномочия которых определяются конституцией и законами. Каждый орган государственной власти имеет свое функциональное назначение и действует на основе собственной компетенции. Орган государственной власти может носить коллегиальный характер (парламент, правительство), а может персонифицироваться в одном лице (президент). Властный характер полномочий присущ всем органам государственной власти, но компетенция у всех разная. Согласно Конституции федеральную государственную власть в Российской Федерации осуществляют: Президент Российской Федерации; Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума); Правительство Российской Федерации; суды Российской Федерации.

Нетрудно заметить, что этот перечень соответствует определенным главам Конституции, в которых конкретно определяются порядок формирования и полномочия каждого из этих органов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: