Прокуратура Российской Федерации

 

Прокуратура – особая государственная структура, призванная осуществлять надзор за исполнением действующих на ее территории законов, которая составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Прокуратура РФ играет важную роль в охране и защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию демократического правового государства.

В содержание деятельности прокуратуры законодатель заложил надзор как главную функцию, определяющую предназначение прокуратуры в государстве. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура осуществляет надзор:

- за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

- за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

- за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

- за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

В связи со спецификой своей деятельности и структуры прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов, действующих на всей территории России, что особенно актуально в настоящее время, когда в стране увеличилось количество субъектов законотворчества.

Конечно же, прокуратура выполняет и другие важные функции, такие, как уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Кроме того, прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, выступают в качестве государственного обвинителя, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.

Генеральную прокуратуру РФ возглавляет Генеральный прокурор РФ, по представлению которого Советом Федерации назначаются его первый заместитель и заместители.

В Генеральной прокуратуре РФ образуется коллегия в составе Генерального прокурора РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором РФ. Коллегия является совещательным органом, решения которого реализуются приказом Генерального прокурора РФ.

В состав коллегии Генеральной прокуратуры РФ включены прокуроры нижестоящих прокуратур. Такой подход способствует более тесному взаимодействию центра с местными органами, позволяет учитывать мнения с мест при принятии решений коллегией.

Структуру Генеральной прокуратурыРФсоставляют главные управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Они создаются в соответствии с основными направлениями деятельности и функциями прокуратуры.

Начальники главных управлений, управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений – помощниками Генерального прокурора РФ. Генеральный прокурор РФ имеет также советников, помощников и старших помощников (в том числе по особым поручениям). Помощников по особым поручениям имеют также его заместители.

В главных управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, а также старших следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам и их помощников. Перечисленные прокурорские работники назначаются на должности и освобождаются от нее Генеральным прокурором РФ.

В Генеральную прокуратуру РФ на правах структурного подразделения входит Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ – Главным военным прокурором.

В Генеральной прокуратуре РФ действует Научно-консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры.

Прокуратуры субъектов Федерации,приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, которые имеют первых заместителей и заместителей.

В прокуратурах субъектов Федерации, приравненных к ним военных и иных прокуратурах образуются коллегии в составе прокурора субъекта Федерации (председатель), его первого заместителя, заместителей по должности и других прокурорских работников, назначаемых прокурором субъекта Федерации.

В прокуратурах субъектов Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах образуются управления и отделы на правах управлений в составе Генеральной прокуратуры РФ.

Прокуроры субъектов Федерации, приравненные к ним прокуроры руководят деятельностью прокуратуры городов и районов, иных приравненных к ним прокуратур на основе законов и нормативных актов Генерального прокурора РФ; издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками; могут вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах численности и фонда оплаты труда, установленных Генеральным прокурором РФ.

Прокуратуры городов и районов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратурывозглавляют соответствующие прокуроры. Они подчиняются вышестоящему прокурору и Генеральному прокурору РФ.

Требования, предъявляемые к лицам, назначенным на должности прокуроров и следователей, установлены Законом о прокуратуре. Прокурорами и следователями прокуратуры могут быть граждане России, имеющие высшее юридическое образование и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них обязанности. При их назначении на должность может быть установлен испытательный срок. На должности помощников прокуроров и следователей прокуратур городов и районов, приравненных к ним прокуратур в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся в образовательных учреждениях высшего профессионального образования по юридической специальности. Лицо, впервые назначаемое на должность, принимает присягу прокурора, следователя.

На должность районного, городского прокурора, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее трех лет. На должности прокуроров субъектов Федерации, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее пяти лет. Прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам присваиваются в соответствии с занимаемыми ими должностями и стажем работы классные чины. Порядок присвоения классных чинов определяется Положением о классных чинах прокурорских работников, утверждаемым Президентом РФ.

Прокурорские работники подлежат аттестации в порядке, определяемом Генеральным прокурором РФ. Трудовые отношения прокурорских работников регулируются законодательством о труде и законодательством о государственной службе (с учетом особенностей, предусмотренных Законом о прокуратуре).

За примерное исполнение служебных обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности работники прокуратуры могут быть поощрены: от объявления благодарности до награждения нагрудными знаками «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации», «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации». Особо отличившиеся могут быть представлены к присвоению почетного звания «Заслуженный юрист Российской Федерации» и награждению государственными наградами России.

 

§ 18 Конституционные основы
местного самоуправления в России

Сущность идеи самоуправления можно выразить в следующих положениях:

во-первых, самоуправление – это вид управленческой деятельности, заключающийся в сознательном воздействии на волю людей с целью направления их поведения;

во-вторых, если управление рассматривается как совокупность отношений между теми, кто управляет (субъекты управления), и теми, чье поведение подвергается управленческой регуляции (управляемые), то самоуправление есть управление, субъекты и объекты которого совпадают, а значит управляют и выступают в качестве управляемых одни и те же лица.

Согласно статье 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ; он осуществляет свою власть непосредственно и через органы государственной власти, органы местного самоуправления. Таким образом, местное самоуправление выступает в качестве одной из форм народовластия, т.е. способа осуществления народом принадлежащей ему власти.

Наряду с этим местное самоуправление является одной из основ конституционного строя России, основополагающим принципом организации власти, который наряду с принципом разделения властей (деление власти по горизонтали) определяет иерархию (деление власти по вертикали). В статье 12 Конституции РФ устанавливается, что в России признается и гарантируется местное самоуправление; в пределах своих полномочий оно самостоятельно; органы местного самоуправления не входят в систему государственных органов. Граждане Российской Федерации осуществляют свое право на местное самоуправление в пределах территории муниципального образования: городского округа, городского или сельского поселения, муниципального района.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления устанавливаются Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Названный закон определяет местное самоуправление как форму осуществления народом своей власти, обеспечивающую в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.

Государственные гарантии местного самоуправления состоят в охране его прав и законных интересов (включая судебную защиту), в компенсационных выплатах в случае определенного рода расходов, установлении правовых запретов на ограничение прав местного самоуправления (ст. 133 Конституции РФ).

Действующее законодательство устанавливает обязательные атрибуты местного самоуправления:

1) населенная территория;

2) выборные органы и формы непосредственного участия населения в местном самоуправлении;

3) местный бюджет, налоги, сборы и финансы;

4) муниципальная собственность.

В целях эффективного решения проблем местного значения власть населения муниципального образования должна осуществляться в определенных организационно-правовых формах. Конституция РФ в статье 130 к числу организационно-правовых форм осуществления местного самоуправления относит: референдум, выборы и другие формы прямого волеизъявления, а также выборные и другие органы местного самоуправления.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» раскрывает названную статью Конституции РФ и к непосредственным формам осуществления населением местного самоуправления относит: местный референдум, муниципальные выборы, сход граждан, правотворческая инициатива граждан, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания, собрание граждан, конференция граждан (собрание делегатов), опрос граждан, обращение граждан в органы местного самоуправления и иные формы в соответствии с культурными, национальными и местными традициями.

В целях наиболее эффективного решения местных задач выборные и иные органы местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ наделяются соответствующими полномочиями.

Полномочия местного самоуправления реализуются как непосредственно населением городских округов, поселений и иных видов муниципальных образований путем прямого волеизъявления, так и через выборные и иные органы местного самоуправления, которые осуществляют большинство этих полномочий.

Можно выделить несколько групп полномочий местного самоуправления, относящихся к различным областям их деятельности:

1. В области бюджета и финансов, управления муниципальной собственностью:

- формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, контроль за исполнением бюджета;

- установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального образования;

- управление муниципальной собственностью, утверждение перечня объектов муниципальной собственности.

2. В области земельных отношений, строительства и охраны окружающей среды:

- утверждение генеральных планов муниципального образования, правил землепользования и застройки;

- утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального образования документации по планировке территории;

- выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального образования;

- утверждение местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования, резервирование земель и изъятие, в т.ч. путем выкупа, земельных участков в границах муниципального образования для муниципальных нужд;

- осуществление земельного контроля за использованием земель муниципальных образований;

- содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения;

- организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального образования;

- организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

3. В области жилищного хозяйства, коммунального, бытового обслуживания населения, транспорта и связи:

- организация в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;

- создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения;

- создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

- осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования;

- осуществление муниципального лесного контроля и надзора;

- организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов;

- организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

4. В области социально-культурного обслуживания и социальной защиты населения:

- обеспечение малоимущих граждан, проживающих в муниципальном образовании и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;

- организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек муниципального образования;

- создание условий для организации досуга и обеспечения жителей муниципального образования услугами организаций культуры;

- сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального образования, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального образования;

- создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов;

- обеспечение условий для развития на территории муниципального образования физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;

- создание условий для массового отдыха жителей и организация обустройства мест массового отдыха населения;

- оказание содействия в установлении в соответствии с федеральным законом опеки и попечительства над нуждающимися в этом жителями;

- расчет субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и организация предоставления субсидий гражданам, имеющим право на их получение в соответствии с жилищным законодательством;

- организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью.

5. В правоохранительной сфере и в области обеспечения безопасности, охраны прав и свобод граждан:

- организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории муниципального образования;

- организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории муниципального образования;

- осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;

- участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального образования;

- участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования;

- обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов муниципального образования.

§ 19. Система нормативного регулирования общественных
отношений. Социальные нормы

Регулирование общественных отношений в социальной жизни в принципе может быть двух основных видов: индивидуальное и нормативное.

Индивидуальное регулирование – это упорядочение поведения людей при помощи разовых, персональных регулирующих акций, решений данного вопроса, относящихся только к строго определенному случаю, к конкретным лицам.

Нормативное регулирование - упорядочение поведения людей при помощи общих правил, т. е. известных моделей, образцов, эталонов поведения, которые распространяются на все случаи данного рода и которым должны подчиняться все лица, попавшие в нормативно регламентированную ситуацию.

Нормативное регулирование осуществляется при помощи норм, т.е. общих вариантов, моделей поведения. Признаки норм определяют основные характеристики нормативного регулирования. Во-первых, оно характеризуется неперсонифицированностью адресата воздействия, т.е. носит общий характер, адресовано заранее неопределенному кругу лиц. Во-вторых, нормативное регулирование рассчитано на неограниченно долгое применение во времени. В-третьих, нормативное регулирование рассчитано на множество однотипных жизненных ситуаций. Нормативное регулирование отражает типичное в общественных отношениях, оно не учитывает особенности и специфику конкретных ситуаций, поэтому в реальной жизни обобщенные предписаний норм дополняются индивидуальным регулированием.

Примат нормативного регулирования над индивидуальным очевиден. Важнейшим признаком нормативного регулирования является его системность.

Система нормативного регулирования – это совокупность социальных и технических норм, при помощи которых оказывается целенаправленное упорядочивающее воздействие на общественные отношения.

Элементами нормативного регулирования являются социальные и технические нормы.

Социальные нормы – это правила поведения общего характера, регулирующие отношения между людьми. Признаки социальных норм: являются правилами поведения; регулируют не отдельный случай или конкретное общественное отношение, а типичные ситуации или вид общественных отношений; рассчитаны на многократное повторение; имеют неперсонифицированный характер; носят сознательно-волевой характер; подкрепляются силой или авторитетом соответствующей социальной общности; имеют неблагоприятные последствия для нарушителя; имеют определенную форму.

Технические нормы – это правила поведения, регулирующие необходимое целесообразное поведение людей по отношению к предметам природы, орудиям труда и техническим средствам. Особенностями технических норм является; регламентируют не отношения между людьми, а определяют поведение людей в отношении естественных объектов; в основе технических норм лежат естественные законы природы и техники (физики, химии и т.д.); в качестве мер их обеспечения выступают негативные последствия нарушения естественных законов.

Особую проблему составляет соотношение технических и правовых норм. Во многих случаях технические нормы входят в содержание нормативных актов, образуя так называемые технико-юридические нормы. Примерами могут служить всевозможные правила техники безопасности, инструкции, устанавливающие порядок работы на некоторых технически сложных производствах и т.д. Особенность таких актов в том, что они обладают двойным обеспечением: во-первых, выполняются в силу целесообразности содержащихся в них правил (как и всякие технические нормы), а во-вторых, защищены от нарушений возможностью применения мер юридического воздействия. Такой порядок рационален, ибо нарушения технических норм влекут за собой значительные последствия, опасные для человека и часто летальные.

Количество социальных норм огромно. По содержанию выделяют разное количество видов социальных норм в зависимости от того, каким образом различают регулируемые социальными нормами общественные отношения. Здесь нет четкой классификации. Традиционно выделяют:

– политические нормы (правила, регулирующие отношения по поводу осуществления политической власти, управления обществом);

– экономические нормы (правила, регулирующие отношения по поводу производства и распределения социальных благ);

– культурные нормы (правила, регулирующие поведение людей в непроизводственной сфере общества; здесь, прежде всего, имеются в виду нормы, регулирующие творческую, спортивную и иную деятельность по реализации интересов человека);

– эстетические нормы (правила, связанные с представлениями о красоте человеческих поступков, а также о внешних проявлениях красивого и безобразного);

– религиозные нормы (правила, регулирующие отношения верующих друг с другом, с религиозными организациями, религиозные обряды и т.п.);

– нормы права – формально определенные, установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения людей, подкрепленные возможностью его принуждения.

– иные социальные нормы.

С точки зрения юридической науки основной классификацией социальных норм является классификация, критерием которой выступает способ формирования и способ обеспечения социальных норм. На этом основании все социальные нормы подразделяются на две группы: правовые нормы и иные социальные нормы.

Правовые нормы и по способу формирования, и по способу обеспечения связаны с государством. Они устанавливаются или санкционируются государственной властью, с одной стороны, и обеспечиваются силой государственного принуждения, с другой.

Иные социальные нормы формируются иными социальными институтами и обеспечиваются иными – негосударственными – мерами воздействия. В зависимости от особенностей формирования и обеспечения иных (неправовых) социальных норм они подразделяются на три основных вида:

Обычаи – исторически сложившиеся правила поведения общего характера, вошедшие в привычку людей в результате многократного повторения и являющиеся регулятором общественных отношений.

С точки зрения способа формирования обычаи складываются исторически, естественным путем как устоявшиеся и наиболее приемлемые варианты поведения; они формируются обществом независимо от государства. С точки зрения способа обеспечения обычаи поддерживаются прежде всего силой привычки; кроме этого, как и все социальные нормы, они обеспечены силой общественного мнения.

Нормы морали (нравственности) общие правила поведения, основанные на представлениях людей о добре, зле, чести, долге, справедливости и т.п. категориях, поддерживаемые внутренним убеждением личности и силой общественного мнения.

С точки зрения способа формирования нормы нравственности, складываются в обществе, впитываются личностью в процессе социализации, внедряются в сознание путем воспитания. С точки зрения способов обеспечения специфичной для нравственных норм является поддержка силой внутреннего убеждения личности; помимо этого нормы нравственности поддерживаются силой общественного мнения, причем для них этот способ более значим, чем для других социальных норм.

Корпоративные нормы правила поведения, установленные тем или иным объединением людей, регулирующие отношения между членами этого объединения и поддерживаемые мерами воздействия самих этих общественных объединений.

Примерами таких норм могут быть уставы всевозможных общественных объединений, клубов по интересам, например, клуба любителей кошек, клуба филателистов, домовых комитетов и т.д.

С точки зрения и способов формирования, и способов обеспечения эти нормы связаны с различными негосударственными объединениями граждан, они устанавливаются этими объединениями самостоятельно, с целью упорядочить их взаимоотношения в процессе общения по интересам. При этом граждане самостоятельно вводят меры воздействия на тех членов объединения, которые нарушают установленные им нормы. Самой значительной мерой обеспечения корпоративных норм является исключение из членов данного общества.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: