Ответы на контрольные вопросы по теме: «Музыкальное искусство Древней Индии».
/ P.S. Если тема задаётся преподавателем для самостоятельного изучения, то вопросы к ней могут допускать знания, почерпнутые студентами не только из предоставленного лекционного материала, а из дополнительных источников./
К какому времени восходят истоки индийской музыки.
К III-му тысячелетию до н.э. относят зарождение индийской народной музыки (индийского фольклора), которая была представлена следующими видами песен: 1) песни крестьян, пастушеские песни, песни погонщиков слонов, верблюдов, песни укротителей змей, песни корабельщиков, 2) культовые песни, связанные с богом Кришны, 3) песни странствующих певцов-сказителей (патриотического и даже лирического характера).
Что представляла собой «система шрути» в индийской музыке?
Шрути – название музыкальной ладовой системы у древних индусов. Октава делилась на 22 неравных интервала, наименьший из которых именовался «шрути». В переводе с санскрита (древнеиндийского языка) – «то, что может быть услышано». Поэтому и систему в целом стали называть «шрути».
|
|
Что есть «рага» в дрвнеиндийской музыке?
Главным принципом строения светской (не культовой) музыки древних индусов была импровизация, в основе которой лежала определённая тема (мелодия) из нескольких звуков. Такая тема имела обозначение – «рага». (В переводе с санскрита – «цвет»). Существовало 7 основных раг и 5 производных – рагинь. Эпизоды импровизации, в основе которых лежали основные раги, носили характер героический, мужественный, стойкий, а переключение музыканта на темы-рагини меняло общий характер музыки на более мягкий, нежный, иногда печальный. Звуки внутри раги имели разное смысловое значение: главный из них назывался «министр», близкие ему – «помощники», а контрастный – «враг». Раги, в зависимости от содержания, вызывали у людей разные настроения и чувства. Исполнители раг должны были придавать лицу нужное выражение или надевать соответствующую маску, а также пользоваться надлежащими жестами.
Какие ударные инструменты были распространены в музыкальном быту у древних индусов? Расскажите о них.
Металлические инструменты – тарелки, барабаны, гонги. Особенно были популярны барабаны. Их обтягивали кожей или пергаментом, которые предварительно обрабатывали специальными отварами – из риса или трав. Один вид барабана – «гхатам» – имел форму глиняного горшка, на котором играли всей ладонью или пальцами. Другой вид – парный барабан «табла». Звук извлекался тоже с помощью рук – кистью и пальцами. Исполнители музыки на барабанах были поистине виртуозами и мастерами, достигая тембрового разнообразия и ёмкой выразительности.
|
|
Какие струнные щипковые инструменты были популярны в Древней Индии?
Вина и ситар, близкие друг другу по устройству. Но звучание вины было более выразительным, нежным, за что её прозвали царицей инструментов.
Что представлял собой древнеиндийский инструмент «саранги»?
Он тоже относился к группе струнных, но в отличие от вины и ситара, имел смычок. Помимо нескольких основных (игровых) струн у этого инструмента есть довольно много дополнительных (резонирующих) струн. Смычок не касается резонирующих струн, но во время игры они – дополнительные струны - колеблются, резонируют, что придаёт звучанию в целом более богатый и выразительный тембр.
Какие виды театрального представления существовали в Древней Индии?
Индию называют колыбелью (началом) музыкального театра. Известен со II-го века до н.э. Большой популярностью у древних индусов пользовался кукольный театр. Его спектакли-представления имели не только чисто сценическое воплощение, но и разнообразное музыкальное оформление. Куклы (марионетки) изготавливались из дерева, кожи, тряпок, управлялись с помощью палок, верёвок. Были и перчаточные куклы. Были плоские куклы, представляя театр теней. Сюжеты брались из «Махабхараты» или «Рамаяны». Имитировалась реальная жизнь.
Другим видом театральных действ была так называемая «джатра» - народная драма-мистерия на мифологические сюжеты. Помимо собственно драматических сцен по сюжету этот театр включал пантомиму и много музыки – песни-монологи, хороводные песни, танцы под аккомпанемент различных музыкальных инструментов.
Кто был «ната» в Древней Индии?
«Ната» («натья») в Древней Индии – «танец», «танцор». Ната (плясун актёр) исполнял танец и пантомиму. В то же самое время распевались древние сказания с инструментальным сопровождением.
/Натья – это символический элемент танца, где каждое движение, положение тела, жест и даже мимика, являются определёнными знаками, несут в себе сакральный смысл/
.
9.Как называлась древнеиндийская драма-мистерия на мифологический сюжет?
«Джатра». В своём возникновении восходит к ритуальным танцам, исполнявшимся скотоводческими племенами. Позже джатра превратилась в музыкально-песенные сценки, входившие в состав религиозных процессий в честь бога Вишну-Кришны. Эти сценки чередовались с диалогами в прозе, которые импровизировались исполнителями. Сначала в качестве сюжетов джатра брала эпизоды из жизни Кришны и его возлюбленной пастушки Радхи. В дальнейшем театральные представления создавались и на мифологические, эпические сюжеты, не связанные с Кришной. Декорации отсутствовали, исполнители переодевались на глазах у зрителей. Сценических подмостков не было. Действие разыгрывалось на расстеленном на земле ковре.
=====================
Значение заданных слов и терминов. / P.S. Исключены те, о которых речь шла в ответах на основные вопросы./
Веды – 1) жанр древнеиндийской литературы. Священные писания о боге, о прошлом, настоящем и будущем; сложился за 4-3 тысячелетия до нашей эры.
2) Религиозные песнопения, соединяющие в себе пение и речитатив, на тексты из древнеиндийской книги «Веды».
«Ригведа» -сборник религиозных песнопений в Древней Индии.
«Махабхарата» - памятник древнеиндийской высокохудожественной эпической литературы (I-е тысячелетие до н.э.). Название – по имени царя Бхараты. В этот сборник входили мифы, легенды, басни, богословские рассуждения.
«Рамаяна» - «Сказания о приключениях царя Рамы». Тоже, как и «Махабхарата, известное произведение древнеиндийской литературы.
/P.S. Два последних термина из задания сняты./