(5-й шаг алгоритма)
Итак, количественное сопоставление показателей осуществлено. Однако этого недостаточно, чтобы судить о состоянии анализируемого явления. Поэтому следующим шагом (см. приложение 2) должна быть качественная оценка результатов количественного сравнения.
Например, увеличение частоты хронических заболеваний органов пищеварения среди работников горячих цехов металлургического комбината в отчетном году по сравнению с предыдущим можно с одной стороны квалифицировать как отрицательный факт, ибо он свидетельствует о неудовлетворительном состоянии здоровья металлургов, с другой стороны, это можно квалифицировать как факт положительный, ибо повышение уровня выявляемости этих заболеваний на медосмотре свидетельствует о большей его эффективности.
Одним из важнейших условий качественного анализа является полнота и достоверность собранных сведений. Чтобы избежать неправильной оценки статистических величин, ошибок методического характера, анализ следует проводить очень тщательно и обдуманно.
|
|
Например, проводя количественные сопоставления показателя рождаемости в городе Н., видим, что он в отчетном году находился на уровне среднеобластных значений. Исходя из этого оцениваем состояние рождаемости как удовлетворительное. Однако, анализируя рождаемость в динамике за несколько лет, отмечаем тенденцию к снижению рождаемости в городе, причем темп убыли (скорость) нарастает из года в год. Следовательно, мы в праве прогнозировать и в дальнейшем снижение уровня рождаемости. Вывод напрашивается обратный тому, что был сделан первоначально. Дополнительная информация должна быть получена с помощью других (специальных) демографических показателей, которые и могут объяснить создавшуюся демографическую ситуацию. Таким образом, только полное сопоставление всех показателей поможет получить истинную картину состояния анализируемого явления.
Объяснение результатов оценки
(6-й шаг алгоритма)
Еще один ответственный шаг собственно статистического анализа – объяснение результатов оценки. Его нельзя сводить к простому пересказу вычисленных статистических показателей. Необходимо дать толкование полученным результатам, т. е. предположить или указать причины (факторы), оказывающие на изучаемое явление (признак, процесс) благоприятное или неблагоприятное воздействие, а также следствия этих воздействий. При этом чрезвычайно важно увязывать полученные показатели между собой, искать зависимости между показателями и условиями (факторами), их формирующими. Это поможет логически объяснить причины положительных или отрицательных тенденций в состоянии изучаемого явления, выявить слабые стороны, установить причинно-следственные закономерности. В ряде случаев удаётся лишь предположить какие-либо варианты логического объяснения полученных результатов. Но и это очень важно для правильной трактовки анализируемой ситуации, формулирования адекватных выводов. Причем, возможно продолжение (углубление) исследования для получения данных, подтверждающих (или опровергающих) сделанные предположения.
|
|
Таким образом, чтобы объяснение было максимально конкретным, пригодным для формулирования выводов, нужно стараться наиболее полно выявить причины и последствия изменений основных показателей, характеризующих изучаемое явление. Это обеспечит полноту, надежность и реальность заключительных выводов.
Этап формулировки Результатов анализа
Заключительные выводы и рекомендации
(7-й и 8-й шаги алгоритма)
Закончив объяснение результатов, можно приступить к осуществлению завершающего шага статистического анализа – формулировки основных выводов и рекомендаций.
Выводы – сформулированные в результате анализа постулаты по основным разделам исследования, носящие характер обобщения анализируемого явления. В выводах следует использовать специальные общепринятые термины, относящиеся к исследуемой области.
Качественно проведенный анализ, правильно полученные и сформулированные выводы являются основой для разработки рекомендаций, направленных на устранение недостатков, улучшения состояния исследуемого явления (процесса). Рекомендации должны быть действенными, исходить из реальных возможностей заинтересованных служб, конкретными, ограниченными во времени и адресованными конкретному лицу или инстанции, в компетенцию которых входит реализация предлагаемых мер.
На этом работа, связанная со статистическим анализом явления (признака, процесса) из области медицины и здравоохранения, заканчивается.
Таким образом, анализ должен быть:
Ø объективным (основывающимся на полном и точном описании событий, наличии эталонов для сравнения и оценки; проводящимся хорошо подготовленными кадрами);
Ø системным (обеспечивающим полноту, надежность и реальность выводов);
Ø целенаправленным (позволяющим в дальнейшем разрабатывать программы мер по улучшению изучаемого явления);
Ø перспективным (направленным на изучение возможностей развития событий и системы в целом);
Ø своевременным и оперативным.
Задания для коррекции умений
Для контроля усвоения темы и достижения целей занятия решите следующую задачу.
Задача 1.
В городе Северске было проведено выборочное статистическое исследование по изучению патологической пораженности болезнями нервной системы и органов чувств выпускников общеобразовательных школ I ступени двух административных районов (Центрального и Юго-западного). В процессе исследования решалось несколько задач, три из которых формулировались таким образом: «Изучить влияние на заболеваемость следующих факторов:
1) возраста начала школьного обучения;
2) условий внутришкольной среды, в частности освещенности классных комнат;
3) уровня учебной нагрузки школьников».
Полученные исследователями данные подвергались первичной статистической обработке.
Для решения 1-й задачи получены показатели, представленные в таблицах 1, 2, 3; для решения 2-й задачи – в таблицах 1 и 4.
Таблица 1
Патологическая пораженность болезнями нервной системы
и органов чувств школьников, проживающих и обучающихся
в разных районах города в отчетном году (на 1000 осмотренных)
Административный район | Патологическая пораженность |
Центральный | 110,0±2,0 |
Юго-западный | 103,0±2,0 |
По городу | 106,0±2,0 |
Примечания.
|
|
1. Среднеобластной показатель патологической пораженности школьников начальных школ болезнями нервной системы и органов чувств – 87 случаев на 1000 осмотренных.
2. Стандартизованные по возрасту начала школьного обучения (6 и 7 лет) показатели патологической пораженности:
Центральный район – 98,0 случаев на 1000 осмотренных;
Юго-западный район – 101,0 случаев на 1000 осмотренных.
Таблица 2
Динамика патологической пораженности выпускников
общеобразовательных школ I ступени г. Северска
болезнями нервной системы и органов чувств
Статистический показатель | Исследуемые годы | ||||
1-й | 2-й | 3-й | 4-й | отчетный | |
Патологическая пораженность (на 1000 осмотренных) | 90,0 | 92,0 | 95,0 | 99,0 | 106,0 |
Таблица 3
Структура патологической пораженности школьников
города болезнями нервной системы и органов чувств
в отчетном году
Нозологическая форма | Удельный вес, % |
Неврозоподобные состояния | 39,0 |
Астигматизм | 25,0 |
Миопия | 20,0 |
Другие | 16,0 |
Всего | 100,0 |
Таблица 4
Данные про возраст начала школьного обучения и уровни
освещенности классных комнат в школах г. Северска
в отчетном году
Административный район | Удельный вес детей (в %), начавших обучение | Уровень освещенности, лк | |
в 6 лет | в 7 лет | ||
Центральный | 26,4 | 73,6 | 294,0±1,5 |
Юго-западный | 17,3 | 82,7 | 290,0±1,5 |
По городу | 20,3 | 79,7 | 392,0±1,5 |
Примечания:
- Норматив уровня освещенности в классных комнатах – 300,0±1,5 лк.
- Коэффициент корреляции Спирмена между патологической пораженностью школьников болезнями нервной системы и органов чувств и уровнем учебной нагрузки составляет +0,71.
Задания.
1. Выбрать показатели для количественного сравнения статистических данных, приведенных в таблицах 1, 2, 3, 4 (с учетом примечаний к таблицам), указать способ (метод) сравнения и провести расчет необходимых показателей.
Ответ оформить по следующему образцу:
Таблица 5
№ таблицы, в которой находятся данные для сравнения | № п/п показателя | Наименование показателя, выбранного для количественного сравнения | № п/п способа (метода) | Способ (метод) сравнения | Методика и результат сравнения | Вывод по результатам сравнения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
|
2. Решить вопрос о наглядном представлении приведенных в ситуации и полученных в ходе количественного сравнения данных: указать название и статистический характер показателей, таблицу, в которой они приведены (в условии задачи или в эталоне ответа), а также вид графического изображения. Выполнить графические изображения.
3. Провести собственно статистический анализ:
3.1. дать заключение по количественному сопоставлению имеющихся данных;
3.2. дать качественную оценку и объяснить полученные результаты.
4. Сделать выводы.
Эталон ответа.
1. Количественное сравнение статистических данных.
Таблица 6
№ таблицы, в которой находятся данные для сравнения | № п/п показателя | Наименование показателя, выбранного для количественного сравнения | № п/п способа (метода) | Способ (метод) сравнения | Методика и результат сравнения | Вывод по результатам сравнения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||||||||||
№1 | 1 | Патологическая пораженность болезнями нервной системы и органов чувств школьников разных районов города | 1.1 | Сравнить показатели между собой с помощью коэффициента достоверности различий относительных величин | Уровень патологической пораженности выпускников начальных школ Центрального района достоверно выше, чем Юго-западного | ||||||||||||
1.2 | Сравнить показатели в районах со стандартизованными по возрасту начала школьного обучения показателями |
| Более высокий уровень пат. пораженности отмечается в Центр. районе, это обусловлено большим удельным весом детей, начавших обучение в 6-летнем возрасте | ||||||||||||||
2 | Патологическая пораженность школьников болезнями нервной системы и органов чувств по городу за отчетный год | 2.1 | Сравнить показатель со среднеобластными данными с помощью показателя наглядности | 87,0 – 100% 106,0 – х | Патологическая пораженность школьников города превышает среднеобластной показатель на 21,8% | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||||||||||
№2 | 3 | Патологическая пораженность школьников болезнями нервной системы и органов чувств в динамике | 3.1 3.2 | Сравнить уровни пат.пораженности за 5-летний период с помощью показателей динамического ряда: темпа роста и показателя наглядности | Темп роста: 1-2 год – 2-3 год – 3-4 год – 4-5 год – Показатель наглядности: данные 1-го года –100% данные отчетного года – х | Патологическая пораженность школьников имеет тенденцию к росту, за 5 лет она выросла на 17,8%. При этом темпы роста неуклонно увеличиваются | |||||||||||
№3 | 4 | Структура пат.пораженности школьников болезнями нервной системы и органов чувств в очетном году | 4.1 | Сравнить уд.вес отдельных нозологических форм между собой | Простое сопоставление экстенсивных показателей | В структуре пат.пораженности наибольший уд.вес занимают неврозоподобные состояния, затем астигматизм и миопия | |||||||||||
№4 | 5 | Уд. вес детей, начавших обучение в 6 и 7 лет по административным районам и по городу в целом | 5.1 | Сравнить уд. вес детей, начавших обучение в 6 и 7 лет в Централ. районе, в Юго-западном районе, по городу в целом | Простое сопоставление экстенсивных показателей | В Централ. районе около 74% детей начали обучение в 7 лет, а в Юго-западном – 83%.В 6 лет пошли в школу 26% детей Цент. р-на и 17% –Юго-западного. По городу с 7 лет пошли в школу около 80%, остальные – с 6 лет. | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||||||||||
5.2 | Сравнить уд. вес школьников, начавших обучение в 6 лет, в разных районах города с помощью показателя наглядности | Показатель Юго-западного района – 100%; показатель Центрального района – х | В Центральном районе удельный вес детей, начавших обучение в 6 лет, на 52,9% больше, чем в Юго-западном | ||||||||||||||
6 | Уровень освещенности классных комнат по административным районам и по городу в целом | 6.1 | Сравнить показатели освещенности классных комнат по районам и по городу в целом с нормативом с помощью коэффициента достоверности различий средних | Для Центрального района: Для Юго-западного района: Для города: | Уровень освещенности классных комнат как в районах, так и по городу в целом достоверно ниже норматива |
2. Наглядно можно представить следующие данные, имеющиеся в условии задачи и полученные в ходе количественного сравнения:
¨ Патологическая пораженность болезнями нервной системы и органов чувств школьников, проживающих и обучающихся в разных административных районах города и в области в отчетном году – интенсивные показатели – таблица 1 условия – столбиковая диаграмма (рис.1).
¨ Патологическая пораженность болезнями нервной системы и органов чувств школьников города в сравнении со среднеобластным показателем – показатель наглядности – таблица количественного сравнения, пункт 2.1. – линейная диаграмма (рис.2).
¨ Структура патологической пораженности школьников города болезнями нервной системы и органов чувств – экстенсивный показатель – таблица 3 условия – внутристолбиковая диаграмма (рис.3).
¨ Динамика патологической пораженности школьников города болезнями нервной системы и органов чувств – интенсивный показатель в динамике – таблица 2 условия – линейная диаграмма (рис.4).
¨ Удельный вес детей, начавших обучение в 6-летнем возрасте, в исследуемых районах и по городу в целом в отчетном году – экстенсивные показатели – таблица 4 условия – внутристолбиковая диаграмма (рис.5).
¨ Патологическая пораженность школьников города болезнями нервной системы и органов чувств в отчетном году по сравнению с исходным периодом – показатель наглядности – таблица количественного сравнения, пункт 3.2. – линейная диаграмма (рис.6).
¨ Удельный вес детей, начавших обучение в 6-летнем возрасте, в различных районах города в сравнении между собой – показатель наглядности – таблица количественного сравнения, пункт 5.2. – линейная диаграмма (рис.7).
Рис. 1. Патологическая пораженность болезнями нервной системы и органов чувств школьников, проживающих и
обучающихся в разных административных районах города Северска и в области в отчетном году (на 1000 осмотренных)
Рис. 2. Патологическая пораженность болезнями нервной системы и органов чувств школьников города в сравнении
со среднеобластным показателем (в %)
Рис. 3. Структура патологической пораженности школьников
города болезнями нервной системы и органов чувств (в %)
Рис. 4. Динамика патологической пораженности школьников
города болезнями нервной системы и органов чувств
Рис. 5. Удельный вес детей, начавших обучение в 6-летнем и
7-летнем возрасте, в исследуемых районах и по городу
в целом в отчетном году (в %)
|
Рис. 6. Патологическая пораженность школьников города
болезнями нервной системы и органов чувств в отчетном
году по сравнению с 1-м годом исследуемого периода (в %)
Рис. 7. Удельный вес детей, начавших обучение в 6-летнем
возрасте, в различных районах города в сравнении
между собой (в %)
3.1. Заключение по количественному сопоставлению имеющихся данных.
Уровень и динамика патологической пораженности болезнями нервной системы и органов чувств негативно характеризует состояние здоровья выпускников общеобразовательных школ I ступени г. Северска.
Так, уровень патологической пораженности в г. Северске (рис. 2) намного превышает среднеобластной показатель (на 21,8%).
Динамика патологической пораженности школьников г. Северска болезнями нервной системы и органов чувств характеризуется неуклонным ростом (рис. 4). За исследуемый 5-летний период уровень патологической пораженности вырос на 17,8% (рис. 6),причем темп его роста неуклонно увеличивается. В отчетном году он составил 107,1% по сравнению с первым годом исследуемого периода.
В структуре патологической пораженности наибольший удельный вес занимают неврозоподобные состояния, на втором месте – астигматизм, на третьем – миопия (рис. 3).
Уровень патологической пораженности выпускников начальных школ болезнями нервной системы и органов чувств неодинаковый в разных административных районах г. Северска. Он достоверно выше в Центральном районе, чем в Юго-западном (рис. 1).Эти различия, в частности, обусловлены более высоким удельным весом детей, начавших школьное обучение с 6-ти лет (рис. 5 и рис. 7), в Центральном районе по сравнению с Юго-западным (расхождение в сторону увеличения составляет 52,9%).
Уровень освещенности в классных комнатах начальных школ г. Северска достоверно ниже гигиенического норматива.
Между уровнем патологической пораженности младших школьников болезнями нервной системы и органов чувств и учебной нагрузкой существует прямая сильная корреляционная связь.
3.2. Качественная оценка и объяснение полученных результатов.
Нарастающую негативную тенденцию патологической пораженности школьников можно объяснить повышением интенсивности неблагоприятного влияния факторов, которые формируют заболеваемость учеников.
В результате проведенного исследования выявлена сильная позитивная связь между уровнем патологической пораженности болезнями нервной системы и органов чувств и учебной нагрузкой. А, как известно, интенсивность учебной нагрузки ежегодно увеличивается в связи с усложнением учебных программ. Этот процесс происходит на фоне перехода на ранневозрастное школьное обучение. А данные литературы свидетельствуют о том, что среди шестилетних детей удельный вес функционально неготовых к обучению в школе значительно выше, чем среди семилетних, а средний уровень «школьной зрелости» существенно ниже. Следовательно, повышенная учебная нагрузка ложится на функционально «незрелую» нервную систему младших школьников. Это приводит к росту пораженности детей болезнями нервной системы. Подтверждается этот вывод тем, что в структуре патологической пораженности данного класса болезней преобладают неврозоподобные состояния.
С этим согласуются результаты проведенного метода стандартизации, свидетельствующие о том, что более высокий уровень патологической пораженности болезнями нервной системы отмечается в том административном районе г. Северска, где больший удельный вес составляют дети, приступившие к школьному обучению в 6-летнем возрасте.
Важным фактором, оказывающим влияние на уровень заболеваемости учеников, является состояние внутришкольной среды. Мы вправе допустить, что низкие уровни освещенности в классных комнатах начальных школ г. Северска (в сравнении с гигиеническим нормативом) неблагоприятно отражаются на функциональном состоянии органа зрения и могут служить одним из этиологических факторов роста пораженности органов чувств школьников. Это подтверждается высоким удельным весом патологии органа зрения (миопии) в структуре патологической пораженности выпускников общеобразовательных школ I ступени г. Северска.
4. На основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
1. Выпускники начальных школ г. Северска имеют высокий уровень (на 21,8% выше среднеобластного показателя) и негативную хронодинамику (неуклонный рост с постоянно увеличивающимся темпом роста) пораженности болезнями нервной системы и органов чувств.
2. Это обусловлено усилением интенсивности неблагоприятного воздействия факторов, формирующих здоровье исследуемого контингента учащихся: в частности,
· увеличением учебной нагрузки,
· увеличением удельного веса детей, начавших обучение в школе в возрасте 6 лет,
· ухудшением условий внутришкольной среды (в том числе несоответствие освещенности классных комнат гигиеническому нормативу).
3. Данный вывод подтверждается тем, что в структуре патологической пораженности болезнями нервной системы и органов чувств ведущее место занимают неврозоподобные состояния (39,0%) и патология органа зрения (миопия – 20,0%).
Приложение 1
Граф логической структуры темы
"Анализ явления (признака, процесса) из области медицины и здравоохранения"
Приложение 2
Алгоритм статистического анализа
I. Подготовительный этап
Шаг
Шаг
Шаг
Шаг
II. Этап собственно статистического анализа
Шаг
Шаг
III. этап формулировки Результатов анализа
Шаг
ШАГ