Возраст и пол водителя – спорные вопросы

Свойства нервной системы и темперамента водителя как природные предпосылки успешности управления транспортным средством

Темперамент – это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

Прежде чем перейти к рассмотрению различных видов темперамента, сразу подчеркнем, что нет лучших или худших темпераментов – каждый из них имеет свои положительные стороны, поэтому главные усилия должны быть направлены не на переделку темперамента (что невозможно вследствие врожденности темперамента), а на разумное использование его отрицательных граней.

Академик И. П. Павлов изучил физиологические основы темперамента, обратив внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Он показал, что два основных нервных процесса – возбуждение и торможение – отражают деятельность головного мозга. От рождения они у всех разные по силе, взаимной уравновешенности, подвижности.

Сангвиник – человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой, обладает быстрой скоростью реакции. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь. Способен быстро сосредоточиться, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками. В стрессовой ситуации проявляет «реакцию льва», т.е. активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки.

Холерик – это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает затормозить, сдержаться, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обусловливает неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению срывов и конфликтов.

Флегматик – человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой, вследствие чего реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить); обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. С трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, новых друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием.

Меланхолик – человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», «стопор», растерянность, «стресс кролика», поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опасность и т.п.) результаты деятельности меланхолика могут ухудшиться по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности (требуется более длительный отдых). Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание, замедленный темп всех психических процессов.

От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность.

Впечатлительностьэто сила воздействия на человека различных стимулов, время их сохранения в памяти и сила реакции на них. Впечатлительный человек дольше помнит разные воздействия и дольше сохраняет реакцию на них. Сила реакции у него значительно больше, чем у менее впечатлительного индивида.

Эмоциональностьэто скорость и глубина эмоциональной реакции человека на те или иные события. Эмоциональный индивид – это тот, кто почти никогда не бывает спокойным, постоянно находится во власти каких-либо эмоций, в состоянии повышенного возбуждения или, напротив, подавленности.

Импульсивность проявляется в несдержанности реакций, в их спонтанности. Импульсивный человек сначала реагирует, а потом думает, правильно ли он поступил, часто сожалеет о преждевременных и неправильных реакциях.

Тревожность проявляется в эмоциональных переживаниях: беспокойстве, боязни, опасениях, страхе. Тревожному человеку кажется, что многое из того, что его окружает, несет в себе угрозу для его «Я». Тревожный человек боится всего: незнакомых людей, телефонных звонков, экзаменов, испытаний, официальных учреждений, публичных выступлений и т.п.

Зная свои показатели свойств нервной системы, особенности темперамента, важно прогнозировать свое поведение при вождении автомобиля и при необходимости вырабатывать такой индивидуальный стиль вождения, который компенсировал бы недостатки присущие каждому темпераменту.

 

Возраст и пол водителя – спорные вопросы

Влияние возраста водителя на безопасность его труда изучалось еще в 20-е годы ХХ века. Было установлено, что ДТП, чаще всего, возникают у водителей в возрасте от 20 до 25 лет, а затем с увеличением возраста вплоть до 60 лет (и даже до 66) такие случаи бывают реже. Большое число происшествий у молодых водителей объяснялось тем, что они недооценивают опасности своего труда, а также проявляют чрезмерный юношеский задор. И хотя с приближением пенсионного возраста физические возможности человека несколько снижаются, но за счет накопленных знаний и опыта он способен компенсировать это падение и сохранять свою защищенность в водительском труде на требуемом уровне.

Исследователями были сделаны интересные практические выводы:

– нужно контролировать водителей со стажем работы менее года, поскольку этот год обычно обходится наиболее «дорого»;

– изменение в возрасте водителя от 20 до 45 лет практически не отражается на безопасности вождения автомобилей;

– к водителям в возрасте 45 лет и старше нужно относиться более внимательно, хотя до 55 лет снижение их физических возможностей обычно в какой-то мере компенсируется накопленным опытом работы;

– для водителей в возрасте старше 55 лет следует создавать более благоприятные условия труда.

Итак, обобщая сказанное, можно сделать вывод, что первый год вождения автомобиля является самым опасным, а поскольку на этой стадии освоения вождения оказываются в основном молодые люди, то этот первый год является опасным вдвойне. В последующие годы с накоплением водительского опыта случаи ДТП становятся реже.

Достаточно спорным и, в целом, малоизученным, являются различия между мужчинами и женщинами в управлении транспортным средством. Здесь существуют две крайние позиции. Согласно первой, между водителями-мужчинами и водителями-женщинами нет никаких различий. Согласно второй, различия присутствуют, при этом женщины-водители существенно проигрывают по своим навыкам водителям-мужчинам. Однако обе позиция недостаточно неоправданны.

Опыт показывает, что женщины чаще руководствуются эмоциями, а мужчины сознанием.

С точки зрения безопасности водительской деятельности, по мнению М.А. Котика, здесь также обнаруживаются некоторые различия. У женщин несчастные случаи возникают относительно реже, чем у мужчин. Так, было установлено, что на железнодорожном транспорте травматизм у женщин в 1,5 раза ниже, чем у мужчин.

Замечено, что мужчины чаще попадают в аварии потому, что оказываются чрезмерно самоуверенными и переоценивают свои возможности, а женщины, наоборот, из-за излишней осторожности, нерешительности и недооценки своих сил. Под влиянием излишнего страха женщины порой тормозят там, где следовало бы дать газ и разгон. По мнению М.А. Котика, женщины-водители точнее выполняют правила и поэтому режесоздают опасные ситуации, а мужчины-водители лучше выходят из экстремальных ситуаций.

Таким образом, для обеспечения безопасности дорожного движения следует учитывать специфические особенности водителей-мужчин и водителей-женщин, чтобы активизировать сильные и компенсировать слабые стороны тех и других.

Для управления транспортным средством очень большое значение имеет эмоциональное состояние водителя. Эмоцией называется переживание человеком своего отношения к тому, что он делает, познает, то есть к вещам и явлениям окружающего мира, к другим людям, их поступкам, к своей работе, к своим действиям, самому себе. Эмоции являются важнейшей составляющей психической деятельности и тесно связаны с мышлением. По длительности и силе проявления эмоций различают настроение и аффекты. Настроение является длительной, спокойно протекающей эмоцией, которая может иметь положительную или отрицательную окраску и в соответствии с этим по-разному влиять на поведение. Аффект– это короткие, бурно протекающие эмоциональные вспышки и переживания.

Стеническне эмоции (от греч. sthenos — сила) — положительные эмоциональные состояния, связанные с повышением уровня жизнедеятельности и характеризующиеся возникновением ощущений возбуждения, радостного волнения, подъема, бодрости. Их физиологические признаки таковы: дыхание становится более частым, глубоким и легким, активизируется работа сердца, в целом организм в физиологическом плане подготавливается к большим затратам энергии.

Радость у начинающего водителя характеризуется чувством уверенности и значительности, ощущением способности справиться с трудностями и наслаждаться жизнью. Радость сопровождается удовлетворенностью собой, окружающими людьми и миром. Она часто сопровождается чувствами силы и энергетического подъема. Следствием сочетания радости и ощущения собственной силы является связь радости с чувствами превосходства и свободы, ощущением того, что человек больше, чем он есть в обычном состоянии. Радость— это чувство, которое возникает при реализации своих возможностей. Препятствия к самореализации являются препятствиями для появления радости.

Гнев — сильная отрицательная эмоция, сильно влияющая на характер вождения, оно становится агрессивным, возникающая в ответ на препятствие в достижении человеком страстно желаемой цели. Среди причин гнева— личное оскорбление, разрушение состояний интереса или радости, обман, принуждение сделать что-либо против желания. При переживании гнева человек ощущает свою силу и хочет напасть на источник гнева. Чем сильнее гнев, тем более сильным и энергичным чувствует себя субъект, тем большую потребность в физическом действии он ощущает. В ярости мобилизация энергии настолько велика, что человек чувствует, что он взорвется, если не проявит каким-либо способом свой гнев.

Страх является наиболее распространенной среди эмоциональных состояний начинающих водителей и является самой сильной и опасной из всех эмоций, которая оказывает большое влияние на сознание и поведение человека. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, сигнализирующие об опасности. Страх переживается как предчувствие беды, неуверенности, полной незащищенности. Со страхом связаны чувства недостаточной надежности, чувство опасности и надвигающегося несчастья, при которых человек ощущает угрозу своему существованию. Ощущение страха может варьировать от неприятного предчувствия до ужаса.

Стресс – состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не

Говоря о различных видах эмоциональных образований и состояний, нужно выделить настроение. Под настроением понимают общее эмоциональное состояние личности, выражающееся в “строе” всех ее проявлений. Две основные черты характеризуют настроение в отличие от других эмоциональных образований. Эмоции, чувства связаны с каким-нибудь объектом и направлены на него: мы радуемся чему-то, огорчаемся чем-то, тревожимся из-за чего-то; но когда у человека радостное настроение, он не просто рад чему-то, а ему радостно – иногда, особенно в молодости, так, что все на свете представляется радостным и прекрасным. Настроение не предметно, а личностно – это, во-первых, и, во-вторых, оно не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состояние.

Настроение теснейшим образом связанно с тем, как складываются для личности жизненно важные отношения с окружающими и с ходом собственной деятельности. Проявляясь в ”строе” этой деятельности, вплетенной в действенные взаимоотношения с окружающими, настроение в ней же и формируется. При этом существенным для настроения, конечно, не сам по себе объективный ход событий независимо от отношения к нему личности, а также и то, как человек расценивает происходящее и относится к нему. Поэтому настроение человека существенно зависит от его индивидуальных характерологических особенностей, в частности от того, как он относится к трудностям – склонен ли он, их переоценивать и падать духом, легко демобилизуясь, либо перед лицом трудностей он, не предаваясь беспечности, умеет сохранить уверенность в том, что с ними справится.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: