Труд спасателей связан с большой эмоциональностью, обусловленной особенностями их деятельности:
непрерывным нервно-психическим напряжением, вызываемым систематической работой в необычной среде (при высокой температуре, сильной концентрации дыма, ограниченной видимости и т. д.), постоянной угрозой жизни и здоровью (возможны обрушения горящих конструкций, взрывы паров и газов, отравление ядовитыми веществами, выделяющимися в результате горения), отрицательными эмоциональными воздействиями (вынос раненных и обожженных людей и т. д.);
Психологическая подготовка спасателя включает в себя систему мероприятий, направленных на активизацию способностей и обеспечение состояния психической готовности спасателя к действиям в боевой обстановке ликвидации последствий ЧС. Психическая готовность в сочетании с профессиональными навыками позволяет спасателю умело и быстро выполнять боевые задачи в условиях ЧС; формируется и закрепляется в процессе всей его служебной деятельности, на учебных занятиях и тренировках Различают два вида психологической подготовки спасателя: общую и непосредственную. Общая неразрывно связана с морально-волевой, физической, тактической, строевой подготовкой.
Непосредственная психологическая подготовка спасателей направлена на подготовку к конкретной деятельности - тренировочному занятию, соревнованию, выполнению боевой задачи по ликвидации последствий ЧС. Она предусматривает:
— Осознание особенностей и условий будущей деятельности;
— Осознание задач, которые предстоит решать в данной деятельности;
— Снятие излишнего нервно-психического напряжения перед работой и обеспечение состояния «боевая готовность»;
— Организацию своего поведения в трудной обстановке;
— Профилактические мероприятия для предотвращения негативных психологических последствий пребывания в экстремальных условиях, а именно:
• психологическую подготовку, способствующую формированию устойчивости организма к воздействию эмоциональных стрессов и физиологических факторов, выработке способности в нужный момент мобилизовать все силы для выполнения поставленной задачи;
• осваивать приемы саморегуляции эмоциональных психических состояний;
• с целью снижения нервно-психического напряжения и ускорения процесса восстановления нормального состояния проводить психологический дебрифинг — особым образом организованное обсуждение участия в кризисном, более или менее травмирующем инциденте под руководством практического психолога.